Межбюджетные трансферты, их формы и условия предоставления. Совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета предоставляются в форме: 1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности суб-ов РФ; 2. субсидий бюджетам суб-ов РФ; 3. субвенций бюджетам суб-ов РФ; 4. иных межбюджетных суб-ов РФ; 5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов
В основе финансовой помощи бюджетам других уровней лежит необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, доступа граждан (в независимости от их места проживания) к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов: 1. соблюдение органами гос. власти субъекта зак-ва о налогах и сборах 2. те субъекты, у кот. доля трансфертов > 5% (в течение 2-х из 3-х посл. лет) собств. Доходов не могут заключать соглашение о кассовом обслуж-ии исполнения бюджета 3. те, у кот > 20% не имеют права: расходовать бюджет на вопросы не связанные с их полномочиями, превышать нормативы формирования расх-ов на оплату труда гос. служащих 4. те, у кого >60% должны подписать соглашение с Минфином о повышении эффективности расходования бюдж. ср-в и увелич-ию налоговых поступл-ий, должны организовать исполнение бюдж. с открытием л/с главным распорядителем и получателям ср-в, должны предоставлять в Минфин документы для того, чтобы он мог составить заключение о соответствии бюдж суб-та всем требованиям зак-ва, проводится ежегодная проверка отчета об исполнении бюдж.,
В концепции повышения эффективности межбюджетных отношений на 2006-2008 гг. описываются направления совершенствования системы предоставления межбюджетных трансфертов: установление строгого порядка внесения изменений в механизм формир-ания и распр-ия МТ, организация системы использования МТ должна способствовать усилению эффекта от применения нескольких видов финансовой поддержки, определение оптимального сочетания различных составляющих системы предоставления МТ,. определить перечень показателей результативности и эффективности предоставляемых МТ, хотя в бюдж кодексе и предусмотрено приостановление МТ при нарушении зак-ва, на практике это практически не применяется, поэтому эту задачу также предстоит решить.
Расходные обязательства РФ, суб-ов РФ и муниципальных образований. Необходимость и основы их разграничения. Содержание и назначение расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ.
РО РФ возникают в результате 3-х вар-ов реш-ий федеральных органов и в ходе межбюджетных отношений:1) принятие ФЗ и/или нормативных правовых актов при осуществлении фед орг-ми исп власти полномочий по предметам ведения РФ и/или полномочий по предметам совместного ведения.2) заключение РФ или от имени РФ договоров 3) принятие ФЗ и/или нормативных правовых актов РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов
РО субъекта РФ возникают в результате 4-ех вар-ов реш-ий регион орг-ов и в ходе межбюджетных отношений: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключение субъектом РФ или от его имени договоров (соглашений) при осуществлении его органами полномочий по предметам ведения субъектов РФ;2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключение субъектом РФ или от его имени договоров при осуществлении его органами полномочий по предметам совместного ведения 3) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных 4) принятие нормативных правовых актов субъекта РФ при осущ-ии его орг-ми полномочий, кот подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета
РО муниципального образования возникают в 2 -х случаях: 1) принятие нормативных правовых актов органом местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключением муниципалитетом или от его имени договоров (соглашений) по этим вопросам; 2) принятие нормативных правовых актов органом местного самоуправления при осуществлении муниципалитетом отдельных государственных полномочий.
Разграничение РО проводится на основании ФЗ “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и ФЗ“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и Бюджетный кодекс РФ.Действующее зак-во не обеспечивает разграничение РО, что негативно сказывается на выполнении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них ф-ций, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, снижает эф-ть исп-ия бюдж ср-в и тем самым подрывает предпосылки для устойчивого экономического роста Особенностью бюдж системы РФ явл. низкая степень самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюдж расх-в.