Рынок государственных обязательств в промышленно развитых странах
Необходимость отказа от финансирования государственного долга за счет кредитов Центрального банка мотивировалось тем, что использование его кредитных ресурсов сужает возможности' регулирования ссудного рынка, и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.
Финансирование государственного долга в развитых странах осуществляется практически исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Такими инструментами являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.
Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:
• доходности — способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости);
: • надежности — вероятности понести потери (риск невозврата вложенных средств);
• ликвидности — возможности скорейшего для держателя получения денежных средств.
Государственные бумаги, которые эмиттированы промышленно развитыми странами, считаются сверхнадежными, со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для консервативных инвесторов, которые готовы довольствоваться хотя и относительно небольшим, но гарантированным доходом.
Существуют также обязательства иных эмиттентов, которые, эмиттируя менее надежные бумаги, предлагают более высокую доходность в качестве «платы за риск».
Следствием этого явилась сложившаяся в мировой практике диверсификация кредитного портфеля инвесторов между государственными обязательствами с невысокой доходностью, но предпочтительных из-за ликвидности и надежности, и обязательствами других эмиттентов (в том числе, реального сектора экономики), предлагающих большую доходность, однако несколько проигрывающих государственным бумагам по показателям надежности и ликвидности. Таким образом, в мировой практике государственные ценные бумаги в принципе являются наиболее безопасным видом капиталовложений, а при наличии развитого финансового рынка они являются очень высоколиквидными активами. Именно поэтому такие бумаги являются наименее доходными.
Во всех странах с рыночной экономикой действуют различные системы оценки надежности ценных бумаг. Например, для США нормой является разница примерно в 4% годовых между доходностью по государственным и корпоративным ценным бумагам. Если этот показатель снижается,, то возникает отток капиталов из корпоративного сектора в пользу государственных облигаций, курсовые цены на корпоративные бумаги снижаются и, как следствие, их доходность и привлекательность для инвесторов возрастает.
В мировой практике наиболее распространенны следующие формы выплаты дохода по государственным бумагам:
• установление фиксированного процента от номинала;
• реализация долговых обязательств с дисконтом;
• индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
• проведение выигрышных займов.
Кроме того, правительство может установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. .
Рыночные ценные бумаги — это бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на вторичном рынке. В промышленно развитых странах их доля составляет до 70% от всех долговых обязательств государства.
Нерыночные ценные бумаги — это фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмиттент, выпуская в обращение нерыночные бумаги — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Кроме того, посредством выпуска этих бумаг правительства промышленно развитых стран воздействуют на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку приобретение населением нерыночных ценных бумаг государства сокращает ресурсы, которые потенциально могут быть помещены на депозиты частных кредитных учреждений.
Первичный рынок государственных ценных бумаг — это рынок, на котором эмиттент (соответствующий уполномоченный государственный орган) размещает свои ценные бумаги среди уполномоченных дилеров (маркетмейкеров).
Вторичный рынок государственных ценных бумаг — рынок, на котором эти бумаги обращаются в период между моментом их выпуска и датой погашения.
Наиболее развитым фондовым рынком мира является фондовый рынок США. Основным эмиттентом долговых обязательств в США выступает Казначейство, эмиттирующее как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. Рыночные ценные бумаги США можно разделить на три категории:
• казначейские векселя;
• казначейские ноты;
• казначейские боны.
Эти бумаги существуют в электронной форме в виде записей на счетах, что позволило существенно сократить затраты, связанные с "изготовлением бланков и учетом, избежать фальсифицирования и максимально упростить обращение облигаций на рынке. Казначейство США эмигрирует бумаги, привлекательные для самых широких кругов инвесторов: корпораций, фондов, банков, физических лиц. Эмиссия таких бумаг позволяет государству привлечь временно свободные средства широчайшего круга инвесторов для собственных нужд. В то же время субъекты предпринимательства получают возможность выгодно разместить свободные капиталы. В США эмиттируются и несколько видов нерыночных ценных бумаг:
• сберегательные облигации;
• облигации, оформляющие внешний долг;
• облигации, по которым ведутся правительственные счета;
• ценные бумаги для размещения в штатах и местных органах
власти.
Среди них наиболее известны сберегательные облигации. В настоящее время выпускаются облигации серии «ЕЕ» и серии «НН».
Германия эмигрирует следующие виды государственных рыночных ценных бумаг: облигации ФРГ, федеральные облигации, долговые сертификаты, федеральные кассовые облигации.
Наиболее широко распространены облигации ФРГ. Это долгосрочные бумаги со сроком обращения от 5 до 30 лет, причем доходы по этим облигациям не облагаются налогом, что делает их особенно привлекательными для инвесторов.
Нерыночные бумаги Германии — это сберегательные облигации типа «А» и «В», и казначейские финансовые обязательства типа «I» и «2». Различие между сберегательные облигациями типа «А» и «В» — в сроке обращения (соответственно, б и 7 лет), и сроке выплаты процентов (по облигациям типа «А» проценты начисляются и выплачиваются ежегодно, а по облигациям типа «Б» проценты выплачиваются при погашении). Сберегательные облигации как типа «А», так и типа «В» ориентированы, главным образом, на мелких инвесторов. Инвестор имеет право в любой момент продать облигацию по номинальной цене и получить причитающиеся ему проценты. Приобретать сберегательные облигации в ФРГ имеют право только частные лица и некоммерческие организации.
Казначейские обязательства — это дисконтный инструмент со сроками обращения один год (казначейские обязательства типа «I»), и два года (казначейские обязательства типа «2»). Как и сберегательные облигации, казначейские обязательства ориентированы на мелкого частного инвестора, хотя они могут быть приобретены любым национальным инвестором, кроме кредитных учреждений.
В целом, анализируя обращение государственных ценных бумаг в промышленно развитых странах, можно обратить внимание на следующие о с о б е н н о с т и:
1. Доходность по государственным ценным бумагам, эмиттиро-ванным промышленно развитыми странами, сравнительно .невелика.
2. Помимо государственных ценных бумаг, на фондовом рынке активно обращаются корпоративные ценные бумаги, в которые и перетекает капитал при снижении привлекательности государственных фондовых инструментов. Соответственно, доходность по государственным бумагам увеличивается и их привлекательность для инвесторов возрастает. Следовательно, рынок корпоративных ценных бумаг является «балансиром» государственных фондовых ценностей.
3. Значительная роль отводится мелким инвесторам, прежде всего — собственному населению.
Привлечение государством заемных средств стало обычной практикой в финансовой системе промышленно развитых стран. При проведении разумной финансовой политики и эффективно работающей экономике покрытие дефицита бюджета за счет займов не влечет за собой существенных экономических проблем, так как Правительство РФ может увеличить свои доходы за счет налоговых поступлений, а полученные средства направлять на выплаты по государственным долгам, может рефинансировать долг, или прибегнуть к помощи печатного станка.
Существование значительного государственного долга на практике приводит к трем основным проблемам:
• приросту процентных расходов по обслуживанию долга;
• увеличению ставок на рынке ссудного капитала, приводящему к снижению частных инвестиций;
• повышению финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов, особенно нерезидентов.
Негативные последствия долгового бремени могут, таким образом, сдерживать рост национальной экономики.