Рынок государственных обязательств в промышленно развитых странах

Необходимость отказа от финансирования государственного долга за счет кредитов Центрального банка мотивировалось тем, что использование его кредитных ресурсов сужает возможности' регулирования ссудного рынка, и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Финансирование государственного долга в развитых странах осуществляется практически исключительно рыночными метода­ми с использованием различных финансовых инструментов. Таки­ми инструментами являются государственные ценные бумаги, ко­торые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих фак­торов:

• доходности — способности приносить доход (через процен­ты, дивиденды или рост курсовой стоимости);

: • надежности — вероятности понести потери (риск невозвра­та вложенных средств);

• ликвидности — возможности скорейшего для держателя по­лучения денежных средств.

Государственные бумаги, которые эмиттированы промышлен­но развитыми странами, считаются сверхнадежными, со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для консерва­тивных инвесторов, которые готовы довольствоваться хотя и отно­сительно небольшим, но гарантированным доходом.

Существуют также обязательства иных эмиттентов, которые, эмиттируя менее надежные бумаги, предлагают более высокую до­ходность в качестве «платы за риск».

Следствием этого явилась сложившаяся в мировой практике ди­версификация кредитного портфеля инвесторов между государст­венными обязательствами с невысокой доходностью, но предпоч­тительных из-за ликвидности и надежности, и обязательствами других эмиттентов (в том числе, реального сектора экономики), предлагающих большую доходность, однако несколько проигры­вающих государственным бумагам по показателям надежности и ликвидности. Таким образом, в мировой практике государствен­ные ценные бумаги в принципе являются наиболее безопасным видом капиталовложений, а при наличии развитого финансового рынка они являются очень высоколиквидными активами. Имен­но поэтому такие бумаги являются наименее доходными.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют различные системы оценки надежности ценных бумаг. Например, для США нормой является разница примерно в 4% годовых между доходно­стью по государственным и корпоративным ценным бумагам. Если этот показатель снижается,, то возникает отток капиталов из корпо­ративного сектора в пользу государственных облигаций, курсовые цены на корпоративные бумаги снижаются и, как следствие, их до­ходность и привлекательность для инвесторов возрастает.

В мировой практике наиболее распространенны следующие формы выплаты дохода по государственным бумагам:

• установление фиксированного процента от номинала;

• реализация долговых обязательств с дисконтом;

• индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

• проведение выигрышных займов.

Кроме того, правительство может установить льготы по налого­обложению доходов, полученных от государственных ценных бу­маг. Государственные ценные бумаги могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. .

Рыночные ценные бумаги — это бумаги, которые свободно обра­щаются и перепродаются после их первичного размещения на вто­ричном рынке. В промышленно развитых странах их доля состав­ляет до 70% от всех долговых обязательств государства.

Нерыночные ценные бумаги — это фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и только ему могут быть проданы. Та­кие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, ко­торую преследует эмиттент, выпуская в обращение нерыночные бумаги — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбе­режений населения. Кроме того, посредством выпуска этих бумаг правительства промышленно развитых стран воздействуют на де­позитную политику коммерческих банков по отношению к насе­лению, поскольку приобретение населением нерыночных ценных бумаг государства сокращает ресурсы, которые потенциально мо­гут быть помещены на депозиты частных кредитных учреждений.

Первичный рынок государственных ценных бумаг — это рынок, на котором эмиттент (соответствующий уполномоченный государ­ственный орган) размещает свои ценные бумаги среди уполномо­ченных дилеров (маркетмейкеров).

Вторичный рынок государственных ценных бумаг — рынок, на котором эти бумаги обращаются в период между моментом их вы­пуска и датой погашения.

Наиболее развитым фондовым рынком мира является фондо­вый рынок США. Основным эмиттентом долговых обязательств в США выступает Казначейство, эмиттирующее как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. Рыночные ценные бумаги США можно разделить на три категории:

• казначейские векселя;

• казначейские ноты;

• казначейские боны.

Эти бумаги существуют в электронной форме в виде записей на счетах, что позволило существенно сократить затраты, связанные с "изготовлением бланков и учетом, избежать фальсифицирования и максимально упростить обращение облигаций на рынке. Казначей­ство США эмигрирует бумаги, привлекательные для самых широ­ких кругов инвесторов: корпораций, фондов, банков, физических лиц. Эмиссия таких бумаг позволяет государству привлечь времен­но свободные средства широчайшего круга инвесторов для собст­венных нужд. В то же время субъекты предпринимательства получа­ют возможность выгодно разместить свободные капиталы. В США эмиттируются и несколько видов нерыночных ценных бумаг:

• сберегательные облигации;

• облигации, оформляющие внешний долг;

• облигации, по которым ведутся правительственные счета;

• ценные бумаги для размещения в штатах и местных органах

власти.

Среди них наиболее известны сберегательные облигации. В на­стоящее время выпускаются облигации серии «ЕЕ» и серии «НН».

Германия эмигрирует следующие виды государственных рыноч­ных ценных бумаг: облигации ФРГ, федеральные облигации, дол­говые сертификаты, федеральные кассовые облигации.

Наиболее широко распространены облигации ФРГ. Это долго­срочные бумаги со сроком обращения от 5 до 30 лет, причем дохо­ды по этим облигациям не облагаются налогом, что делает их осо­бенно привлекательными для инвесторов.

Нерыночные бумаги Германии — это сберегательные облигации типа «А» и «В», и казначейские финансовые обязательства типа «I» и «2». Различие между сберегательные облигациями типа «А» и «В» — в сроке обращения (соответственно, б и 7 лет), и сроке выплаты процентов (по облигациям типа «А» проценты начисляются и вы­плачиваются ежегодно, а по облигациям типа «Б» проценты выпла­чиваются при погашении). Сберегательные облигации как типа «А», так и типа «В» ориентированы, главным образом, на мелких инвесторов. Инвестор имеет право в любой момент продать обли­гацию по номинальной цене и получить причитающиеся ему проценты. Приобретать сберегательные облигации в ФРГ имеют право только частные лица и некоммерческие организации.

Казначейские обязательства — это дисконтный инструмент со сроками обращения один год (казначейские обязательства ти­па «I»), и два года (казначейские обязательства типа «2»). Как и сберегательные облигации, казначейские обязательства ориенти­рованы на мелкого частного инвестора, хотя они могут быть при­обретены любым национальным инвестором, кроме кредитных учреждений.

В целом, анализируя обращение государственных ценных бумаг в промышленно развитых странах, можно обратить внима­ние на следующие о с о б е н н о с т и:

1. Доходность по государственным ценным бумагам, эмиттиро-ванным промышленно развитыми странами, сравнительно .неве­лика.

2. Помимо государственных ценных бумаг, на фондовом рынке активно обращаются корпоративные ценные бумаги, в которые и перетекает капитал при снижении привлекательности государст­венных фондовых инструментов. Соответственно, доходность по государственным бумагам увеличивается и их привлекательность для инвесторов возрастает. Следовательно, рынок корпоративных ценных бумаг является «балансиром» государственных фондовых ценностей.

3. Значительная роль отводится мелким инвесторам, прежде всего — собственному населению.

Привлечение государством заемных средств стало обычной практикой в финансовой системе промышленно развитых стран. При проведении разумной финансовой политики и эффективно работающей экономике покрытие дефицита бюджета за счет зай­мов не влечет за собой существенных экономических проблем, так как Правительство РФ может увеличить свои доходы за счет налоговых поступлений, а полученные средства направлять на вы­платы по государственным долгам, может рефинансировать долг, или прибегнуть к помощи печатного станка.

Существование значительного государственного долга на прак­тике приводит к трем основным проблемам:

• приросту процентных расходов по обслуживанию долга;

• увеличению ставок на рынке ссудного капитала, приводя­щему к снижению частных инвестиций;

• повышению финансовой зависимости государства от конъ­юнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инве­сторов, особенно нерезидентов.

Негативные последствия долгового бремени могут, таким обра­зом, сдерживать рост национальной экономики.

Наши рекомендации