Методологические основы экономического анализа
Под методикой понимается – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Существует общая и частная методика анализа.
Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.
Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.
Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы по проведению аналитического исследования, такие как:
-советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
-описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;
-указания по организации анализа, его методическому, техническому и информационному обеспечению;
-рекомендации по оформлению результатов анализа.
Основные элементы:
1. Цель и задачи
2. Объекты анализа
3. Система показателей
4. Описание способов исследования
5. Источники данных
6. Указания по организации анализа, аодбору технических средств
7. Требования к оформлению результатов анализа
8. Субъекты (потребители) результатов анализа
Под методом в широком смысле понимают способ исследования своего предмета.
Одна из характерных черт метода экономического анализа — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко используются в анализе: фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, плановыми показателями, достижениями других предприятий.
Также характерной чертой анализа является изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.
Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Это следующая черта из методологических черт метода экономического анализа.
Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.
Метод индукции – это когда исследование ведется от частного к общему, от причин к результатам.
А метод дедукции — это исследование от общих факторов к частным, от результатов к причинам.
Каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Необходимость системного подхода к изучению объектов анализа является еще одной из черт анализа.
Системный подход - предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.
Детализация необходима для выяснения наиболее существенного и главного в исследуемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа.
Систематизация производится на основе изучения взаимосвязи элементов, их взаимодействия, взаимозависимости и соподчиненности. Появляется возможность построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы.
Обобщение (синтез) является ответственным моментом в анализе. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности.
Разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия — также важная методологическая черта.4
Из этого следует, что метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации с целью нахождения путей повышения его эффективности. Метод экономического анализа предусматривает использование ряда конкретных методик аналитического исследования. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов
и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа.
Комплексный экономический анализ включает в себя такие этапы как:
- уточняются объекты, цель и задачи анализа, разрабатывается план аналитической работы;
- составляется система синтетических и аналитических показателей, характеризующих объект анализа;
- подготавливается к анализу необходимая информация, проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид;
- сравниваются фактические данные с планом отчетного периода, фактом прошлых периодов, лучшими по отрасли и т.д.;
- определяются факторы и их влияние на результативный показатель с помощью факторного анализа;
4. О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- определяются неиспользованные резервы повышения эффективности производства;
-разрабатываются и утверждаются мероприятия по использованию выявленных резервов.
Выполнение анализа именно в такой последовательности считается наиболее эффективным с точки зрения экономического анализа.
В методике экономического анализа технические приемы и способы считаются важнейшими элементами.
Это как: сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок.
Сравнение – это научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.
Виды сравнительного анализа:
- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня( то есть план, прошлый год, средний и так далее);
- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
-трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, то есть при исследовании рядов динамики;
- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
- многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий ( подразделений) по широкому спектру показателей.
Метод относительных и средних величин:
Виды относительных величин:
- планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;
- выполнение плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;
- динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;
- структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;
- координации – соотношение частей целого между собой;
- интенсивности – характеризует степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;
- эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.
Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Средние величины бывают:
- среднеарифметические (простые и взвешенные);
- среднегармонические;
- среднегеометрические;
- среднехронологические;
- среднеквадратические и так далее.
Балансовый метод:
Служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Графический метод:
Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур).
Основные формы графиков – это диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.
По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи (линейный график), контроля.
Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.
Метод группировки:
Это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями.
Виды группировок в анализе:
1. Типологические
2. Структурные (изучение внутреннего строения показателей, соотношения в нем отдельных частей)
3. Аналитические или причинно-следственные (определение наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями)
По сложности построения группировки бывают: простые и комбинированные.
Нельзя строить групповые таблицы по случайному или второстепенному признакам.5
5.Г.П. Гринёв. Теория экономического анализа: учебное пособие, 2006
Вывод:
Грищенко сказал, что под методикой понимается – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Существует общая и частная методика анализа.
Общая методика используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики.
Частные методики конкретизируют общую применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.
Любая методика анализа представляет собой указания или методологические советы. Одна из характерных черт метода экономического анализа — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко используются в анализе: фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, плановыми показателями, достижениями других предприятий.
Гринёв ввел определение, сравнение – это научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.
Виды сравнительного анализа:
- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня( то есть план, прошлый год, средний и так далее);
- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
-трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, то есть при исследовании рядов динамики;
- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
- многомерный