Прогнозирование банкротства с помощью усовершенствованной модели Альтмана (для непроизводственных предприятий)

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение.

В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для непроизводственных предприятий:

Z=6,56*х1 +3,26*х2 +6,72*х3 +1,05*х4

где х1 – Чистый оборотный капитал / Совокупные активы;

х2 – Резервный капитал + Нераспределённая прибыль /Совокупные активы ;

х3 – Прибыль до налогообложения+ % к уплате / Совокупные активы;

х4 – Собственный капитал/ Заемный капитал;

Нормативы для Z:

Z<1,10 высокая степень банкротства,

1,10<Z<2,60 средняя,

Z Прогнозирование банкротства с помощью усовершенствованной модели Альтмана (для непроизводственных предприятий) - student2.ru 2,60 низкая степень.

Рассчитаем по данным ЗАО «Мясной двор»:

Х1= (22268-15471)/35199=0,193;

Х2=6636/35199=0,189;

Х3= (4570+1954)/47428=0,138;

Х4=6646/28553=0,233.

Z=6,56*0,193 +3,26*0,189 +6,72*0,138+1,05*0,233=3,05423

Из полученных результатов становится видно, что Z = 3,05423>2,6 , таким образом, по модели Альтмана у ЗАО «Мясной двор» нет угрозы банкротства. Но, необходимо отметить, что зарубежные методики оценки вероятности банкротства неадекватно могут отображать результаты. Это обуславливается спецификой формирования показателей отчетности в российской и зарубежной практике.

Заключение

Финансовое оздоровление - процедура, ранее не известная Российскому конкурсному праву. Она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства.

По сути, финансовое оздоровление является пассивной оздоровительной процедурой, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов - арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, цель которой - выведение предприятия из кризиса путем сохранения его руководства (активность которого ограничивается) и осуществления периодических выплат кредиторам, результатом которых является полное исполнение всех обязательств.

Финансовое оздоровление - комплекс мер, направленных на повышение рейтинговой оценки предприятия. Оно может осуществляться не только по отношению к предприятию-банкроту, но и к платежеспособному с целью увеличения его рыночной цены.

С этой точки зрения перед финансовым менеджером стоит задача не столько получения сиюминутных экономических выгод, сколько создание необходимых условий для роста стоимости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками. Если полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния не позволяет восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость в необходимом объеме для успешного ее функционирования, то в этом случае следует прибегнуть к внешней помощи.

Строго говоря, все, что требуется для того, чтобы процедура финансового оздоровления была успешной, это погашение всей задолженности вместе с процентами в течение периода финансового оздоровления. Однако, точно также важно сохранить бизнес должника, обеспечив стабильную работу по основным видам деятельности предприятия к концу процедуры.

На предприятии ЗАО «Мясной двор» значение коэффициента текущей ликвидности (1,16 на начало года и 1,44 на конец) не удовлетворяет нормативу, поэтому можно сделать вывод о неудовлетворительности структуры баланса и неплатежеспособности самой организации. Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств (собственного оборотного капитала) является одним из главных условий его финансовой устойчивости. Но наблюдается положительная динамика данного показателя. Кроме того, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОСС) на конец года так же не соответствует нормативному значению и составляет -0,28.

В данной ситуации, т.к. вышеотмеченные коэффициенты не соответствуют норме, целесообразно рассчитать коэффициент восстановления, на основании которого можно сделать прогноз восстановления платежеспособности предприятия. Оценивая коэффициент восстановления (0, 79) и сравнивая его с нормативным значением, становится очевидно, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность в ближайшие 6 месяцев проведении анализа финансового состояния ЗАО «Мясной двор» по методике ФСФО РФ было определено, что собственные оборотные активы сформированы за счет заемных источников. При выполнении оценки удовлетворительности (неудовлетворительности) структуры баланса и прогноза восстановления (утраты) платежеспособности ЗАО «Мясной двор», выявлено, что у предприятия недостаточно средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года.

По модели Альтмана у ЗАО «Мясной двор» нет угрозы банкротства. Но, необходимо отметить, что зарубежные методики оценки вероятности банкротства неадекватно могут отображать результаты. Это обуславливается спецификой формирования показателей отчетности в российской и зарубежной практике.

Наши рекомендации