Основные виды финансового контроля
Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:
1. Регламент осуществления -- обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
2. Время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
3. Субъекты контроля -- президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4. Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
Тема №3. Развитие финансового контроля в России.
В последние годы вопросам проведения финансового контроля в России уделяется значительное внимание, при этом теоретически неисследованными остаются вопросы влияния сущности финансов на содержание финансового контроля, определение его целей и задач. Однако только после комплексного осмысления сущностных моментов функционирования финансового контроля можно подходить к разграничению функций контролирующих органов, к определению содержания и объема работы органов финансового контроля. Степень результативности контрольной деятельности указанных структур во многом определяется четкостью позиций в части научного обоснования необходимости осуществления финансового контроля, его целей и задач, правильности выбора критериев, которые должны быть положены в основу разграничения их функций.
Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Специфика контроля состоит в его вторичности: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от контроля, т.е. проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Финансовый контроль является важнейшей функцией государственного финансового управления. Его роль особенно значима в период перестройки неиспользуемых в России форм управления экономикой – от командных к рыночным, так как особая специфика этого вида
управленческой деятельности активно воздействовать на интенсивность перестроечных процессов.
Контроль, выступая составной частью управления любой социально-экономической системы, заключается в наблюдении за управляемым объектом с целью проверки обоснованности и объективности принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений, а также анализа их причин[1]. Реализуя контрольную функцию, субъект управления создает необходимые предпосылки для нормального функционирования хозяйствующих субъектов и достижения намеченных целей, как в стратегической перспективе, так и для достижения выбранной цели в конкретных условиях. Контроль нужен для обнаружения и разрешения возможных неблагоприятных ситуаций раньше, чем они приведут к крайне нежелательным последствиям.
Такие объективные факторы как неопределенность будущего, важность предупреждения кризисных ситуаций, наличие субъективного фактора – конкретной деятельности человека делают контроль неотъемлемым элементом процесса управления
Система финансов представляет собой типичную сложную систему, потому управление финансами немыслимо без эффективного контроля над функционированием различных звеньев системы финансов. Отсутствие единых подходов по основополагающим вопросам финансовой науки приводит к различному толкованию содержания финансового контроля. Так, финансовый контроль распространяют на все фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и даже населения[2]. Это объясняется расхождениями в понимании сущности финансов. Поэтому вопрос о содержании финансового контроля решается исходя из той конкретной установки, которую автор занимает по вопросу о сущности финансовых отношений.
Рассматривая финансы как систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общегосударственных фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения совокупных общественных потребностей, логично под финансовым контролем понимать проверку специально уполномоченными органами соблюдения экономическими субъектами установленных юридических норм в процессе формирования и использования фондов денежных средств государства.
Финансовый контроль является практическим воплощением объективно присущей финансам как экономической категории функции контроля за ходом воспроизводственного процесса. Финансы, являясь одним из важнейших средств перераспределения стоимости общественного продукта, количественно отражают процесс воспроизводства в целом и отдельные его фазы. При этом в условиях рыночной экономики финансы являются главным средством общественного контроля за производством и распределением совокупного продукта. Контроль обеспечивает государство, а в его лице все общество, информацией не только о формировании и использовании общегосударственных фондов денежных средств, но и о том, как складываются пропорции общественного продукта, соблюдается ли непрерывность воспроизводственного процесса. В результате государство получает данные, необходимые для осуществления централизованного воздействия на ход социально-экономических процессов.
Таким образом, устанавливая конкретные объемы перераспределения стоимости общественного продукта, государство создает предпосылки для осуществления обратной связи1, это значит, что появляется возможность наблюдать результаты деятельности, обеспечить немедленное реагирование на возникновение диспропорций в экономике и социальной сфере.
Среди большого многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое было бы связано только с контролем, однако нет ни одного финансового отношения, которому не была бы свойственна контрольная функция. Любое императивное денежное отношение реализуется посредством либо функции формирования общегосударственных фондов денежных средств, либо функции использования этих фондов, при этом в обеих этих функциях финансы одновременно выполняют функцию контроля.
Экономисты, юристы и социологи исследуют контроль как сферу деятельности органов государственного и хозяйственного управления и определяют его как метод или форму исполнительно распределительной (управленческой) деятельности. По нашему мнению, контроль необходимо рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
В литературе, посвященной контрольно-ревизионной деятельности, сущность контроля сводится к регулярной проверке соблюдения хозяйственного законодательства (т.е. установленных правовых норм), выявлений нарушений государственной дисциплины.
Итак, контроль может быть охарактеризован как одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта, с целью оценить обоснованность и объективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел.
Финансовый контроль – это система мероприятий по закономерности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и фондов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному эффективному и экономическому использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины. [3]
Под финансовой дисциплиной понимается четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий и различных организаций.
Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов.
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы - государственный и негосударственный финансовый контроль.
Современное толкование содержания государственного финансового контроля отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время государственный финансовый контроль- это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность уполномоченных законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю за соблюдением законодательства при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов всеми экономическим субъектами. Здесь преобладает правовая и количественная сторона контроля. Рассматривая государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления финансами, а через них и социально-экономическими процессами упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. Такая интерпретация финансового контроля довольно давно признана практически во всех цивилизованных странах и реализуется в мировой практике. Известная Лимская Декларация руководящих принципов контроля ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов 178 стран, в рамках которой действуют региональные организации; одна из них ЕВРОСАИ - Европейская организация высших контрольных органов, членство в которой Россия унаследовала от СССР.) начинается положением о том, что «организация является обязательным элементом управления общественными финансами, т.к. такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».
Состояние государственных финансов непосредственно на экономическое и социальное развитие всего общества, поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств.
Главной целью государственного финансового контроля является последовательное проведение финансовой политики государства1, установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства2.
Перед государственным финансовым контролем стоят следующие основные задачи3:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и экономических субъектов4. Установление оптимальных границ перераспределения стоимости между государством, отдельными предприятиями, организациями и населением в конкретных условиях хозяйствования является важным фактором, определяющим результаты функционирования экономики. Государство должно контролировать экономическую обоснованность складывающихся пропорций перераспределения для стимулирования экономических субъектов к росту конечных результатов их деятельности;
- обеспечение соблюдения действующего финансового законодательства: проверка своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых и иных обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами, содействие эффективному и целевому использованию государственных средств, сохранности государственной собственности;
- контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения;
- выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов различных уровней, совершенствование процедур поступления и предоставления указанных средств, сокращение непроизводительных расходов и потерь;
- обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;
- финансовая экспертиза проектов законов, нормативно- правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов или влияющих на формирование и использование этих средств;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области финансового контроля.