Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
Составление бюджетов — стадия бюджетного процесса, на которой определяются состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается:
на Бюджетном послании Президента РФ;
прогнозе социально-экономического развития территории;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики с целью финансового обеспечения расходных обязательств.
Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов требуются необходимые сведения о:
составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством;
нормативах отчислений от федеральных, региональных и местных налогов;
предполагаемых объемах межбюджетных трансфертов, предоставляемых из других бюджетов;
видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
минимальных уровнях расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период (два последующих года).
Рассмотрение и утверждение бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы. Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможны без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе.
1. Учет временного фактора:
отведение достаточного времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе;
принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета;
введение временного управления бюджетом в том случае, если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года.
2. Представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями:
отчетом правительства;
заключением органа внешнего финансового контроля;
докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении;
компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в СМИ;
возможность подробного изучения предложений правительства о расходах, эффективности намечаемых программ.
3. Сотрудничество Государственной Думы и Правительства РФ, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределении существующих расходов. Кроме того, право «вето» органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета.
4. Определенность с исполнением бюджета текущего года Законодательные органы власти не должны вмешиваться в полонение бюджета без достаточных на то оснований.
5. Своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета, одновременное применение их с утверждением бюджета. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также представить финансово-экономическое обоснование.
6. Наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочии законодательных органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа дин проведения внешнего аудита бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период не позднее 26 августа текущего года одновременно:
с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики;
с прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, пояснительной запиской к законопроекту и другими материалами, а также проектами федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году;
о бюджетах указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период;
о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период;
об изменении сроков вступления в силу в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.
Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, на которые отводится соответственно 35, 30 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.
Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.
В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики , исходя из которых формируются основные характеристики федерального бюджета, Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджет:
• прогнозируемый общий объем доходов с выделением объема нефтегазовых доходов;
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, о нормативах распределения доходов между бюджетами на очередной финансовый год и плановый период, если они не утверждены Бюджетным кодексом;
• общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
• условно утверждаемые расходы в размере не менее 2,5 % и 5% общего объема расходов федерального бюджета, на первый и второй годы планового периода;
• объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга на конец каждого года;
• нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
• дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении этих характеристик указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем ВВП и уровень инфляции, определяемый отношением показателей за декабрь текущего и предыдущего годов. При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствуют положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта закона передают его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Во втором чтении рассматриваются:
• приложения к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
• бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении;
• приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
• программы на очередной финансовый год и плановый период;
• текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.
В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, на первый и второй годы планового периода. Затем законопроект выносится на голосование в целом.
После принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете его в течение пяти дней передают в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ он подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой.
В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает этот закон и голосует за его одобрение в целом.
Затем данный закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено «Временное управление бюджетом». Если закон о бюджете не вступил в силу с начала текущего года, то финансовый орган вправе ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Иные показатели применяются в размерах и порядке, которые были установлены законом о бюджете на отчетный финансовый год. Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.