Экономическая природа и источники образования прибыли. Распределение и использование прибыли гостиничными предприятиями
Прибыль на современном этапе — это конечная цель и движущий мотив развития любого предприятия, в том числе в туристской отрасли. Управление прибылью — одна из главных задач экономической деятельности предприятий, работающих на рынке туризма.
Прибыль дает возможность удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль и использует для развития экономики. Чистая прибыль (или прибыль после уплаты налогов) служит для удовлетворения экономических интересов предприятия, которое за счет этой прибыли решает производственные и социальные задачи своего развития. Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия. Дивиденды и капитал собственников также повышаются с ростом прибыли организации.
В рыночных условиях гостиничное хозяйство и его структурные подразделения осуществляют свою производственно-эксплуатационную деятельность на основе самоокупаемости затрат на производство и на реализацию продукции и услуг. Для обеспечения устойчивого развития и расширенного воспроизводства в процессе эксплуатационной деятельности выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. гостиничное хозяйство должно получать прибыль.
Прибыль является результативным (оценочным) показателем, характеризующим эффективность деятельности организации, успешное ведение предпринимательской деятельности, и выступает в организации экономическим показателем роста. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами.
Прибыль в гостиничном хозяйстве — это прибыль (убыток) от реализации услуг, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы. Происхождение прибыли связано с получением выручки от реализации продукции и услуг по ценам, установившимся на основе спроса и предложения.
Прибыль в ресторанном хозяйстве — это разница между валовыми доходами (за вычетом отчислений от валового дохода) и текущими затратами (издержками производства и обращения).
Роль прибыли для коммерческого предприятия заключается в следующем: прибыль является фондообразующим показателем, так как чем больше прибыль, тем больше фонды предприятия; прибыль — источник финансовых ресурсов; источник образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.); источник материального стимулирования трудового коллектива, образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников предприятия.
Соотношение прибыли с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволяет оценить эффективность использования ресурсов предприятия. Прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия и характеризирует результат его производственно-эксплуатационной деятельности.
В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товара и услуги, основанной на привлечении, прежде всего труда и капитала. Помимо этого, источниками образования прибыли выступают внедрение различных инноваций, предпринимательская способность, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств. Прибыль организации увеличивается при экономии постоянных издержек (эффект производственного или операционного рычага) и растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам не будет ниже рентабельности вложенного капитала (эффект финансового рычага).
Основные функции прибыли:
· распределительная, т е. прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода на части, которые аккумулируются в бюджетах разных уровней и остаются в распоряжении коммерческого предприятия;
· стимулирующая, т.е. прибыль является источником формирования различных фондов стимулирования деятельности предприятия, собственника;
· оценочная, от которой зависят хозяйственная деятельность предприятия, рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности.
Выделяют следующие виды прибыли:
· от вида деятельности: эксплуатации номерного фонда гостиницы; реализации дополнительных платных услуг (парикмахерской, спортивных сооружений, химчистки, сауны и др.); ресторанного хозяйства; реализации имущества; участия в деятельности других организаций; проведения внереализационных операций;
· от цели — бухгалтерскую и экономическую.
Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли. Использование термина «балансовая прибыль» объясняется следующей причиной: конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за месяц, квартал, год. Балансовая прибыль определяется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия.
Основные элементы балансовой прибыли: прибыль от реализации товаров, продукции и услуг; финансовые результаты по прочим операциям; финансовые результаты по внереализационным операциям.
В определении балансовой прибыли ресторанного хозяйства имеются отраслевые особенности формирования прибыли от реализации. В общественном питании прибыль от реализации является разностью между валовым доходом (суммой торговых надбавок и наценок на собственную продукцию и покупные товары за вычетом отчислений от валового дохода) и издержками производства и обращения. Такой же результат может быть получен как разность между товарооборотом (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и покупной стоимостью реализуемых товаров.
К внереализационным доходам предприятия относят:
· доходы от сдачи имущества в аренду;
· прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
· излишек имущества, выявленный при инвентаризации;
· проценты, полученные за хранение средств на счетах в банке;
· доходы по операциям с тарой, в частности суммы, полученные от поставщиков в возмещение расходов по сбору, хранению, погрузке, транспортированию тары (бонус); суммы, полученные организациями — владельцами тары-оборудования от покупателей в возмещение расходов, связанных с ремонтом и естественным ее износом; выявленные при инвентаризации излишки тары и прочие доходы по таре;
· суммы, полученные от автотранспортных организаций;
· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров и услуг.
К внереализационным расходам и потерям предприятия относят:
· расходы, связанные с наймом имущества в аренду;
· некомпенсируемые потери от простоев по внешним причинам (например, потери прибыли ресторана во время поста или простой гостиниц вследствие отсутствия клиентов, не прилетевших по причине нелетной погоды);
· потери и убытки по операциям с тарой;
· судебные издержки и арбитражные расходы;
· уплаченные, присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
· суммы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
· убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;
· убытки по операциям прошлых лет, выявленные или востребованные в текущем году;
· некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов и других материальных ценностей), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;
· некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении курсов иностранных валют национального банка, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
· убытки от продажи (покупки) иностранной валюты;
· убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, предусмотренном законодательством, виновники которых не установлены или суд отказал во взыскании с них;
· налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством за счет финансовых результатов;
· другие расходы, не связанные с реализацией товаров.
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг (в ресторанном хозяйстве — валовой доход) и всей совокупностью затрат, в том числе затратами упущенных возможностей. При этом экономическая прибыль меньше бухгалтерской на сумму неявных затрат предприятия.
В зависимости от порядка определения прибыль бывает балансовая, налогооблагаемая, чистая.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балансовой прибыли. При этом из облагаемой налогом прибыли вычитаются:
· прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход, которая определяется как разность между полученными дивидендами и приравненными к ним доходами и налогом на доходы;
· сумма исчисленного налога на недвижимость за основные фонды;
· прибыль, фактически использованная на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, исследовательские работы;
· прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (в том числе жилищного строительства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
При этом общая сумма льготируемой прибыли, используемая на перечисленные выше мероприятия, не может превышать 50 % балансовой прибыли.
Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении организации) рассчитывается как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует чистую прибыль самостоятельно.
В зависимости от метода оценки выделяют:
· номинальную прибыль — фактически полученная сумма прибыли;
· реальную прибыль — номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции. Она отражает реальную покупательную способность чистого дохода, полученного предприятием.
В зависимости от размера прибыли различают: минимальную прибыль, нормальную и максимальную.
Минимальная прибыль — прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за отчетный период.
Минимальная прибыль Пмин определяется по формуле
Пмин = К х УРКмин / 100% - УВно
где К— вложенный капитал, млн руб.; УРКмин — минимальный уровень рентабельности капитала, %; УВНО — удельный вес налогов и отчислений в балансовой прибыли, %.
Вариант минимизации прибыли характеризуется тем, что уменьшается объем менее прибыльных услуг, а ресурсы, высвобождающиеся при этом, направляются на увеличение объема более прибыльных услуг. Однако, например, гостиницы, следующие по такому пути, рискуют утратить стабильный контингент туристов, которые, как правило, предпочитают комплекс разнообразных услуг.
Нормальная прибыль — минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются в другую сферу. «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в другую отрасль в дальнейшем приведет к росту прибыльности последней. При постоянном спросе на данные товары и услуги даже незначительный капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной отрасли деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей (транспортной и др.), в результате чего уровень прибыли снизится до нормального.
Нормальная прибыль Пн рассчитывается так:
Пн = К х УРн / 100% - УВно
где УРН — нормальный уровень рентабельности, % (норма прибыли на капитал, которая в среднем сложилась на рынке).
Максимальная прибыль — прибыль, связанная с реализацией целей предприятия на рынке. Организация, которая ставит целью максимизировать прибыль, должна, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой — рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль. Так, с этой целью администрация гостиницы может повысить цены на основные и дополнительные услуги перевести некоторые услуги из разряда бесплатных в разряд платных (например, вызов такси, предоставление информации и др.), упростить сервис. Концепция получения максимальной прибыли может быть реализована в условиях превышения спроса над предложением. В дальнейшем, например при расширении сети гостиниц, ориентация на максимизацию прибыли как долгосрочная стратегияпредприятия не находит применения. Для предприятий более привлекательной в условиях рынка является долгосрочная деятельность с получением нормальной прибыли, чем «одноразовый» доход, хотя и относительно высокий.
Выделяют и такие виды прибыли, как:
· капитализированная — прибыль коммерческого предприятия, которая направляется на увеличение собственного капитала и резервов;
· монопольная — прибыль, позволяющая организации получить монопольный контроль за рынком;
· нераспределенная — прибыль коммерческого предприятия, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды развития, и прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели. Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибыли (резервный фонд), и представляют собой существенную часть капитала большинства компаний;
· плановая в гостиничном хозяйстве — прибыль, получаемая при обеспечении плановых затрат и объема выручки от реализации услуг;
· плановая в ресторанном хозяйстве — прибыль, получаемая при обеспечении плановых издержек производства и обращения и объема продаж;
· «притягательная» — прибыль, порождающая стремление других предприятий проникнуть в данную сферу бизнеса;
· реинвестированная — доля годовой прибыли, которая не распределяется между акционерами, а повторно инвестируется в активы предприятия;
· случайная — прибыль, образуемая за счет увеличения собственного капитала предприятия в результате случайных операций, не характерных для обычной хозяйственной деятельности;
· упущенная — потенциальная прибыль, которая не была получена, но могла быть достигнута предприятием при оптимальных условиях, при более благоприятных обстоятельствах;
· учредительная — доход, полученный учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции в форме разницы между суммой реализации акций и суммой их номинальной стоимости;
· спекулятивная — прибыль, полученная от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и исполнением проходит значительный промежуток времени.