Моделирование показателей рентабельности.модели дюпона
Модели- 2-х факторные,3 факторные,5 факторные,многофакторные.
R активов=R продаж* К трансформации активов
44 понятие и механизм дествия эффекта финансового левериджа
Приращенеи рентабельности соб.К,которое достигается за счет привлечения в оборот заемных источников. СК (R=П/СК)
СК + ЗК (R= П/СК +ЗК)
ЗК (R=П/ЗК) Процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия с целью увеличения прибыли в финансовом анализе получил название левериджа. Различают три вида левериджа: производственный, финансовый и производственно-финансовый.
В буквальном смысле «леверидж» – это рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
Для раскрытия его сущности представим факторную модель чистой прибыли (ЧП) в виде разности между выручкой (В) и издержками производственного (ИП) и финансового характера (ИФ): ЧП=В-ИП-ИФ
финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала. Его уровень измеряется отношением темпов прироста чистой прибыли (∆ЧП%) к темпам прироста валовой прибыли (∆П%): Кф.л = (∆ЧП%/∆П%)
Он показывает, во сколько раз темпы прироста чистой прибыли превышают темпы прироста валовой прибыли. Это превышение обеспечивается за счет эффекта финансового рычага, одной из составляющих которого является его плечо (отношение заемного капитала к собственному капиталу). Увеличивая или уменьшая плечо рычага в зависимости от сложившихся условий, можно влиять на прибыль и доходность собственного капитала.
Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени финансового риска, связанного с возможным недостатком средств для выплаты процентов по кредитам и займам. Незначительное изменение валовой прибыли и рентабельности инвестированного капитала в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли, что опасно при спаде производства.
45 порядок расчета финансовой рентабельности при различной структуре заемного капитала Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
46 варианты политики заимствования средств предприятия
1 осторожная (п/п,которое за счет эк-кой рент-сти обесп-ет до 90% рент-сти СК,а за счет финан-ой до 10%)
2 умеренная (за счет R эк-кой до 70% R собственного кап-ла,за счет R финн до 30%
3 активная R эк-кая до 60,R финн. До 40)
4агрессивная (50 на 50 и более)
1.сущность и содержание финансового анализа в современных условиях хозяйствования Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
определение финансового положения;
выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основных тенденций финансового состояния.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.
2.показатели информации о финансово-хозяйственном деятельности(ФХД) предприятия как субъекты анализа Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры ) предприятия или его кредиторы.
Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
– балансовая прибыль;
– рентабельность активов = балансовая прибыль в % к стоимости активов
– рентабельность реализации = балансовая прибыль в % к выручке от реализации;
– балансовая прибыль на 1 рубль средство на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
3.система экономической информации для проведения внешнего и внутреннего финансового анализа Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами) и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель — установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия важны для внутренних пользователейв качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений.
Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например, такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контролеих реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работи услуг, ориентированной на рынок.
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
— руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;
— внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренныхи непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
— аналитики определяют направления финансового анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органамина основе публикуемой отчетности). Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:
— множественность субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;
— разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
— наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
— ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
— ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
— максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, в соответствиис заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
— аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
— консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения капиталов в конкретное предприятие;
— биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
— законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;
— юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
— пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
— торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслями сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
— профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие.
Всех пользователей отчетности можно разделить па несколько партнерских групп и в соответствии с их интересамиопределить объект анализа финансового состояния (табл. 1).
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого в прямой зависимости находится их благополучие. В группу инвесторов входят как не посредственно вкладчики средствв финансово-хозяйственную деятельность предприятия, так и его собственники, руководители и персонал, т. е. все лица, интересующиеся величиной полученной прибыли. Поставщики и клиенты — это типы пользователей, связанныес предприятием договорными отношениями с различных сторон. Кредиторы — хотя и имеют некоторое сходствос инвесторами (т. е., являются вкладчиками денежных средств), но их, в отличие от инвесторов, интересует только стабильность выплаченных по кредиту процентов, или способность предприятия расплатиться со своимиобязательствами.
4.система показателей, интересующая различные группы показателей информации финансового анализа