Анализ прибыли и рентабельности

В общем случае результативность, экономическая целесообраз­ность и рентабельность функционирования коммерческой организа­ции измеряются абсолютными и относительными показателями. Раз­личают показатели экономического эффекта и экономической эффек­тивности.

Экономический эффект — показатель, характеризующий резуль­тат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Экономическая эффективность — относительный показатель, со­измеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, исполь­зованными для достижения этого эффекта.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективнос­ти — ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономичес­кой эффективности (EFF) выражается формулой

EFF = EF
RC

где EF — величина экономического эффекта;

RC — величина ресурсов или затрат.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат. C другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность». Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выруч­ки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаме­нателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимос­тные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае — показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Показатели оценки рентабельности инвестиций (капитала). Если аналитические расчеты ведутся с позиции предприятия, то в качестве обобщающего показа­теля ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость акти­вов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономи­ческой эффективности использования совокупных ресурсов коммер­ческой организации посредством расчета аналитического коэффици­ента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).

ВЕР =Pit

А

где Рit — прибыль до вычета процентов и налогов;

А - стоимостная оценка совокупных активов коммерческой организации (итог баланса-нетто по активу).

При проведении аналитических расчетов с позиции собственни­ков предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процен­тов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рента­бельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доход­ность) собственного обыкновенного капитала (RОСЕ) и рентабель­ность инвестиций (ROI).

Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

ROA = Pn + ATIC

Ct

где Рn — чистая прибыль;

Сt — совокупный капитал (итог баланса-нетто по пассиву);

ATIC — проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

В отличие от показателя ВЕР в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель пред­ставляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры).

Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

ROE =Pn,

Е

где Е — собственный капитал.

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенци­альных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом ROE тесно связан еще один показатель, ориентиро­ванный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций.Алгоритм расчета таков:

ROCE = Рn - PD

E-PS

где pd — дивиденды по привилегированным акциям;

PS — привилегированные акции.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по все­му объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам от­дельных видов.

Показатели оценки рентабельности продаж

В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от ре­ализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей про­дукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопостав­ляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором — прибыль от реализации и выручку от реализации по про­дукции конкретного вида. В западной учетно-аналитической прак­тике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабель­ности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответ­ственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

• удельная валовая прибыль (GPM);

• удельная операционная прибыль (ОIM);

• удельная чистая прибыль (NPM).

GPM = __Валовая прибыль__ = S - COGS

Выручка от реализации S

OIM = Операционная прибыль = S-COGS-OE
Выручка от реализации S

NPM =____Чистая прибыль____ = Рn

Выручка от реализации S

где COGS — себестоимость реализованной продукции;

ОЕ —операционные (управленческие и коммерческие) расходы.

В отечественной аналитической практике чаще всего использует­ся показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анали­зе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятель­ности, рассчитываемый отношением прибыли от реализации к затра­там на производство реализованной продукции, которые слагаются Из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, ком­мерческих и управленческих расходов.

Для финансового менеджера в ходе оценки рентабельности весь­ма важным является определение факторов, повлиявших на величи­ну достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих фак­торов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.

В отношении показателей прибыли несложным, но весьма эффек­тивным по аналитическим возможностям является вертикальный ана­лиз отчета о прибылях и убытках.

Таблица 1.4

Наши рекомендации