Практическое занятие №2. Понятие и сущность финансов

Перечень оцениваемых компетенций:

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6

Условия выполнения:

Время выполнения: 90 мин.

Цель – формирование знаний об экономических категориях «финансы» и «финансовые ресурсы», формирование знаний о роли финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода.

Задачи:

1) дать понятие финансов;

2) раскрыть сущность финансов как инструмента перераспределения национального дохода;

3) рассмотреть функции финансов;

4) дать понятие и рассмотреть состав финансовых ресурсов.

5) сформулировать основные направления воздействия финансов на экономику;

Задание: выполните индивидуальные и групповые задания

Методические рекомендации

В процессе подготовки к семинарским занятиям по данной теме студенты должны ознакомиться с историей возникновения финансов и факторами, обусловившими их развитие. При этом важно уяснить, что в условиях рыночной экономики роль финансов значительно возрастает, так как от финансового положения организации (предприятия) зависят ее положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы. В свою очередь рентабельная деятельность организаций (предприятий) позволяет реализовать интересы государства по осуществлению его политических, экономических и социальных функций посредством формирования доходной части бюджетов различных уровней и обеспечить высокий уровень оплаты труда работникам.

Изучая различные направления финансовых отношений важно понять, в чем заключается их отличие от денежных отношений.

Раскрывая сущность финансов как экономической категории необходимо рассмотреть функции, с помощью которых реализуется общественное назначение финансов, и показать механизм действия и значимость каждой из них.

Характеризуя категорию «финансовые ресурсы» важно понять специфику их содержания и отличие от денежных средств, а также показать их функциональное назначение в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Кроме того, необходимо рассмотреть состав финансовых ресурсов.

Проблемные вопросы: Задание 1.

Известно, что финансы выполняют две основные функции – распределительную и контрольную. В связи с этим ответьте на вопросы:

1.На какие функции денег опираются названные функции финансов? Есть ли между ними связь?

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов? Как они влияют на состояние экономики?

3.Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в России? Назовите позитивные и негативные последствия этого процесса для финансовой сферы.

Групповая работа: Задание 1.

Используя модель потока доходов и расходов, объясните:

1. Почему деньги в этой модели перемещаются в одном направлении, а факторы производства, товары и услуги – в противоположном? Что здесь является финансовыми потоками, и у каких субъектов формируются при этом финансовые резервы?

2. Опираясь на модель потока доходов и расходов, раскройте смысл утверждения: "Расходы одних субъектов – это доходы других субъектов". Назовите этих субъектов, докажите, что в любом случае расходы равны доходам.

3. Что бы означал "кризис неплатежей" для функционирования данной модели? Что бы конкретно произошло?

4. Как сказалось бы каждое из следующих событий в финансовой сфере на уровне цен на товарном рынке в рамках модели поток доходов и расходов?

– миллионы людей отказали бы в доверии банкам и решили хранить свои деньги дома;

– правительство решило бы увеличить оборонные расходы на 10% (альтернатива: сократить на 10%);

– в спекулятивных целях магазины увеличили бы свои финансовые средства.

При ответах на все эти вопросы найдите аналогии в российской истории и сегодняшней практике.

Индивидуальные задания: Задание 2.

Ответьте на вопросы:

- Какие денежные отношения относятся к финансовым?

- В чем вы видите кризисное состояние финансов России и пути выхода из кризиса?

Задание 3.

Приведите конкретный пример реализации базовых функций финансов на уровне конкретного предприятия, определите субъектов управления в рамках этого процесса.

Вопросы:

Наши рекомендации