Внешняя – правовая и налоговая – среда
Существенное внешнее воздействие на ведение учетной политики, принятие решений о стратегии финансового развития организации и на деятельность в целом оказывает правовая и налоговая среда.
Основу правовой среды бизнеса в России составляют Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств (постановления, распоряжения, инструктивные письма, инструкции, приказы, разъяснения, указания и т. п.), акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основу налоговой среды составляет действующая в данный период совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством. Налоговая среда определяет действующие виды и ставки налогов, которые применяется на определённых территориях и для конкретных предприятий. В этой связи предприятие должно адаптироваться к условиям существующей и ожидаемой налоговой среды с помощью налогового планирования.
К правовой среде организации относится:
1) Действующая в настоящее время Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепляет фундаментальные основы социально-экономического устройства общества. В ней признается существование многообразия форм собственности (государственной, муниципальной, частной, иных форм), их равная защита со стороны государства. Нормальное существование разнообразных форм собственности предполагает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Конституция РФ закрепляет и гарантирует гражданские права и свободы, в том числе право на частную собственность, имущество, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Российская Федерация в соответствии с Конституцией имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует правовое положение участников гражданского оборота, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основания возникновения права собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства, имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Часть первая Гражданского кодекса (введена в действие федеральным законом от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей, способы их осуществления и защиты. Здесь даются определения понятий физического и юридического лица, предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, предприятия, его организационно-правовой формы, правоспособности и дееспособности, общие положения об обязательстве и договоре.
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (введена в действие федеральным законом от 26 января 1996 года N 14-ФЗ) является логическим продолжением части первой ГК РФ, развивает конкретные правила об отдельных видах договоров и внедоговорных обязательствах, возникающих в связи с проведением конкурса, причинением вреда и неосновательным обогащением.
3) Федеральный закон Российской Федерации«О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ определяет и организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности (злоупотребление доминирующим, т.е. исключительным, положением на рынке, соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию и т. п.) и недобросовестной конкуренции (распространение ложных или искаженных сведений, способных причинить ущерб другому хозяйствующему субъекту).
4) Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-I регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
5) Федеральные законы Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ и «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства (установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности), а также регулирует отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, виды и формы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6) Социальные и трудовые отношения регулируются трудовым кодексом (введенный в действие федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ).Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
7) Налоговый кодекс 1-я часть (введена в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ) и 2-я часть (введена в действие федеральным законом от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ) устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок их исполнения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, устанавливает формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений.
8) Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ определяет особенности организации ЦБ РФ, его функции, права и полномочия в разработке и проведении денежно-кредитной политики, осуществлении банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выполнении банковских функций.
9) Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02 февраля 2006 г. № 19-ФЗ определяет порядок учреждения, регистрации и лицензирования кредитных организаций в Российской Федерации. Различные аспекты деятельности коммерческих банков и небанковских кредитных организаций кроме того регулируются инструкциями, положениями и письмами ЦБ РФ.
10) Законодательную базу регулирования рынка ценных бумаг составляют федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, другие нормативные акты. Органом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам.
11) Отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями и учреждениями, между страховыми компаниями регулируют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ и федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1. В законе также определены основные принципы государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации.
К налоговой среде организации относится:
1) Структура системы видов налогов.
2) Действующие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налогов.
3) Основные вопросы налоговой политики государства.
4) Принципы применения корпоративного налогового планирования.
5) Система ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Финансовые методы.
Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.
Методами управления финансами является:
Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования. Финансовое планирование заключается в способах расчетов величины финансового показателя.
Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Финансовое прогнозирование заключается предвидение соответствующих изменений.
Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.
Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. В процессе осуществления финансового анализа используются следующие методы:
- Вертикальный финансовый анализ. Осуществляется на основе диаграмм осуществление оценки структуры активов, капитала и денежных потоков.
- Горизонтальный финансовый анализ. Осуществляется на основе графиков осуществление оценки сравнения финансовых показателей во временном аспекте.
- Анализ финансовых коэффициентов. Осуществляется на основе расчета показателей финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности, оборачиваемости активов и капитала.
- Сравнительный финансовый анализ. Осуществляется на основе сравнения с финансовыми показателями других организаций; отчетных и плановых финансовых показателей анализируемой организации.