Финансовые коэффициенты

Финансовый коэффициент – это просто отношение двух показателей, взятых из соответствующих статей отчетности предприятия. Будучи относительными показателями, выраженными в кратности, процентах или единицах времени, они удобны для проведения сравнений и сопоставлений, а их анализ позволяет получить более осмысленные результаты, чем аналогичное изучение абсолютных величин.

При этом среди специалистов нет единого мнения относительно состава и классификации коэффициентов, методов их расчета и даже обозначений.

Рассмотрим наиболее часто применяемые на практике финансовые показатели, которые традиционно группируются следующим образом:

ü показатели ликвидности;

ü показатели оборачиваемости;

ü показатели рентабельности;

ü показатели платежеспособности;

ü показатели акционерного капитала и стоимости предприятия.

Следует отметить, что отнесение некоторых коэффициентов к той или иной группе достаточно условно и в литературе можно встретить иные классификации.

Показатели ликвидности –характеризуют способность предприятия своевременно и в полном объеме отвечать по требованиям держателей его краткосрочных обязательств, а также осуществлять текущие производственные и операционные расходы. В общем случае предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают краткосрочные обязательства.

1. Коэффициент общей (текущей) ликвидности – отношение текущих (оборотных) активов к текущим (краткосрочным) обязательствам.

Данный коэффициент показывает, в какой степени текущие обязательства покрываются текущими активами, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на денежную единицу текущих обязательств. Отсюда другое название показателя – коэффициент покрытия.

Для различных сфер бизнеса оно может колебаться от 1,2 до 3 и выше и сильно зависит как от отраслевых особенностей, так и от выбранной стратегии управления оборотным капиталом.

Но высокое значение показателя ликвидности по сравнению со среднеотраслевым значением приводит к относительному снижению рентабельности.

2. Коэффициент срочной ликвидности (кислотный тест) – рассчитывается как текущие активы – товарные запасы / текущие пассивы

Он определяет способность предприятия выполнять свои текущие обязательства из наиболее ликвидных активов и дополняет показатель общей ликвидности, так как последний не дает надлежащего представления о качественном составе средств, которые служат источниками покрытия текущих обязательств.

3. Коэффициент мгновенной (абсолютной) ликвидности – рассчитывается как отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам.

Этот коэффициент характеризует способность предприятия выполнить свои текущие обязательства из абсолютно ликвидных активов, т.е. показывает ту часть текущих обязательств, которая может быть немедленно погашена.

Показатели оборачиваемости (деловой активности) –характеризуют скорость превращения различных ресурсов предприятия в денежную форму и оказывают непосредственное влияние на ее ликвидность, платежеспособность и рентабельность. Они служат мерой эффективности и интенсивности использования активов, которыми обладает предприятие.

1. Коэффициент оборачиваемости активов – отношение чистого объема продаж к общей сумме активов:

Коэффициент оборачиваемости активов = Финансовые коэффициенты - student2.ru

Этот показатель характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т.е. показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения.

Рост данного показателя в течении нескольких периодов свидетельствует о более эффективном управлении активами предприятия.

2. Коэффициент оборачиваемости запасов – отражает количество оборотов, совершаемых запасами за период. Другими словами, он позволяет определить, сколько единиц дохода от реализации получает фирма с денежной единицы товарных запасов.

Коэффициент оборачиваемости запасов = Финансовые коэффициенты - student2.ru

Для получения более точной оценки аналитики предпочитают использовать в числителе формулы показатель себестоимости продукции.

Оценка оборачиваемости является важнейшим элементом анализа эффективности, с которой предприятие распоряжается материально-производственными запасами. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление - отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе - иммобилизацией собственных оборотных средств). Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товара.

Еще одним показателем, используемым для оценки состояния запасов, служит оборот запасов в днях:

Финансовые коэффициенты - student2.ru ,

или Финансовые коэффициенты - student2.ru .

3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – позволяет выявить структуру и состояние дебиторской задолженности фирмы, а также степень ее погашения.

Коэффициент рассчитывается как отношение продаж к сумме дебиторской задолженности: Финансовые коэффициенты - student2.ru .

Этот коэффициент показывает количество оборотов суммы дебиторской задолженности в течение года. Чем выше оборот дебиторской задолженности, тем меньший период времени проходит между моментом продажи и моментом оплаты.

Продолжительность оборота дебиторской задолженности в днях, или средний срок погашения дебиторской задолженности:

Финансовые коэффициенты - student2.ru ,

или Финансовые коэффициенты - student2.ru .

4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение стоимости реализации продукции и услуг к средней сумме счетов кредиторов.

Коэффициент показывает, сколько раз за период фирма оплачивает свои счета, что является важной информацией для потенциальных и действующих поставщиков, а также кредиторов.

Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях представляет интерес, так как позволяет сопоставить условия получения денежных средств фирмой от своих клиентов с условиями оплаты продуктов и услуг его поставщикам. Считается предпочтительным, когда условия оплаты поставщикам лучше, чем те, которые предлагаются клиентам. В этом случае у фирмы образуются источники дополнительного финансирования за счет разницы во времени между платежами.

Показатели рентабельности - позволяют оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал.

1. Рентабельность продаж = Финансовые коэффициенты - student2.ru

Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.

2. Рентабельность активов = Финансовые коэффициенты - student2.ru

Показатель выражает отдачу, которая приходится на рубль совокупных активов фирмы. Являясь важным показателем эффективности бизнеса, он объединяет весь набор элементов, характеризующих различные стороны деятельности фирмы.

3. Рентабельность собственного капитала = Финансовые коэффициенты - student2.ru

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал, т. е. какой доход получило предприятие на денежную единицу собственных средств.

Данный показатель особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности их вложений. Стабильный рост показателя характеризует высокую эффективность управления всеми видами ресурсов и затрат фирмы. В то же время его значительное отклонение от среднеотраслевого значения может свидетельствовать о чрезмерном уровне долга в структуре капитала и повышенном финансовом риске.

Наши рекомендации