Методика выявления операций, подлежащих обязательному контролю
Методика выявления операций, подлежащих обязательному контролю, предполагает выявление таких операций и затем на основе анализа этих операций служба внутреннего контроля (финансового мониторинга) предпринимает действия.
Операции, подлежащие обязательному контролю, делятся на 4 типа.
Операции 1 типа – операции с денежными средствами в наличной форме. В случае, когда сумма, на которую совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её, в уполномоченный орган представляются сведения об операциях, относящихся к 10 группе (группы операций приведены в Приложении 1).
Операции 2 типа – операции с недвижимостью. Сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежат обязательному контролю, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн. рублей, либо превышает (код группы операций - 80). Операции приведены в Приложении 1.
Операции 3 типа - операции с денежными средствами и иным имуществом (код группы операций - 30):
– в случае если хотя бы одной из сторон является организация или физ.лицо в отношении которых имеются сведения о их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо прямо или косвенно находится в собственности или под контролем у данных лиц;
– операции в которых одной из сторон является физ. или юр. лицо имеющее регистрацию в государстве (на территории) включенном в Перечень ФАТФ, либо счет в банке зарегистрированном в данном государстве (на территории)
–поступление денежных средств из—за границы со счета(вклада) открытого на анонимного владельца.
Операции 4 типа - Необычные (подозрительные) операции- это операции клиентов, по своим признакам дающие основание полагать, что они совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также в целях уклонения от процедур обязательного контроля.
Основаниями для возникновения подозрений в том, что операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, могут быть следующие признаки:
- запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При выявлении в деятельности клиента операции, подлежащей обязательному контролю, либо необычной операции (сделки) сотрудник подразделения, выявивший операцию, осуществляет следующие действия:
- не позднее дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, формирует соответствующее ОЭС;
- не позднее дня выявления необычной операции (сделки), либо при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции, подлежащей обязательному контролю, составляет сообщение по установленной форме.
Направление в подразделение по ПОД/ФТ файлов отчетов, содержащих сведения, подлежащие направлению в Уполномоченный орган, осуществляется только после проведения Уполномоченным сотрудником следующих мероприятий:
- анализа соответствия операции (сделки) одному или нескольким критериям (признакам) указанным в Приложении 1;
- проведения, в установленных случаях, углубленной проверки и формировании мотивированного суждения о включении операции в отчет.
- проверки полноты сведений, включенных в файлы отчетов.
Если в результате углубленной проверки клиента сформировано мотивированное суждение о том, что клиент осуществляет подозрительные операции (сделки) на регулярной основе и (или) в значительных объемах, то руководитель подразделения обязан принять все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для ограничения вовлечения Банка в противоправную деятельность клиента в соответствии с порядком, изложенным в программе управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Коммерческий банк в этом случае вправе отказать в заключении договора, открытии банковского счета (вклада), в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В случае если операция относится к 3 типу (экстремистской деятельности или терроризму) банк приостанавливает операцию с денежными средствами или иным имуществом.
При выявлении операции, подлежащей приостановлению, либо в случае возникновения сомнений в отнесении операции к данной категории, сотрудник подразделения, к компетенции которого отнесено осуществление такой операции, приостанавливает проведение операции и немедленно докладывает об этом руководителю подразделения и Уполномоченному сотруднику.
Срок приостановления операции, в том числе по выдаче или списанию денежных средств с банковских счетов, переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов исчисляется с даты, когда распоряжение клиента об осуществлении операции должно быть исполнено (то есть с рабочего дня, следующего за днем поступления в подразделение соответствующего расчетного документа).
Срок приостановления операции по выдаче денежных средств со счетов срочных вкладов физических лиц исчисляется с даты окончания срока вклада либо от даты досрочного истребования вклада. Срок приостановления операции по выдаче денежных средств со счетов вкладов до востребования физических лиц исчисляется с даты первого обращения физического лица в банк с целью получения денежных средств по вкладу.
Таким образом, система внутреннего контроля в коммерческом в целях ПОД/ФТ является при всей своей многозначности достаточно регламентированной. Несмотря на то, что в российском законодательстве не установлены единые стандарты внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ тем не менее банковским сообществом и регулятором установлены основные положения и программы. Одной из ключевых программ в рамках правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ является выявление операций по обязательному контролю, а также действия сотрудников банка, если осуществляемые операции (сделки) относятся к отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма.