Определение и экономическая сущность государственного долга

Для бюджетной политики большинства государствXX века од­ной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансирован­ности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные за­падные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фис­кальной политики государства заключается в допущении дефицит­ности бюджета во время спада и наличии профицита в период ин­фляции. Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбаланси­рован на протяжении экономического цикла. Признание возмож­ности применения несбалансированных государственных бюдже­тов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственно­го долга.

Государственный кредит представляет собой совокупность фи­нансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические ли­ца. Существенным отличием государственного кредита от банков­ского является то, что средства, взятые взаймы государством, ча­ще всего не имеют производительного использования, т.е. не на­правляются на обеспечение процесса расширенного воспроизвод­ства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнитель­ные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей сово­купности государственных расходов. Как правило, государство яв­ляется заемщиком средств, а население, предприятия, банки — кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Та­ким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

1 Известно, что финансовая политика государства не сводится только к управлению государственным долгом. Однако важность и недостаточная проработка данной проблемы побудили авторов детально рассмотреть в главе 3 именно этот вопрос.

Представители западной экономической мысли дают определе­ния государственного долга посредством анализа дефицита государ­ственного бюджета. С. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране»*. Финансово-кредитный словарь дает следующее определе­ние: «Государственный долг — сумма задолженности по выпущен­ным и непогашенным государственным займам (включая начис­ленные по ним проценты)»2. Однако, учитывая современную рос­сийскую специфику, можно дать и расширенное понятие государ­ственного долга — как суммы всех неоплаченных финансовых обя­зательств государства с процентами, начисленными на них к опре­деленному моменту времени. Иначе говоря,государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства госу­дарства перед субъектами экономики (то есть, неоплаченный госу­дарственный заказ, задолженность по заработной-плате перед бюд­жетниками и т.д., так как практически эта задолженность пред­ставляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). Отсюда и за­дачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может быть подразделен накапиталь­ный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; теку­щий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также навнутренний и внешний. В течение длительного времени в СССР разделение госу­дарственного долга на внешний и внутренний проводилось на ос­нове того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств государства, номинирован-ная в иностранной валюте, а внутренним долгом — сумма обяза­тельств государства, номинированная в национальной валюте. Од­нако с повышением степени интегрированное™ национальной экономики в мировое хозяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), раз­орюделение государственного долга на внутренний и внешний по это­му принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определениевнутреннего долга как совокуп­ности обязательств федерального правительства перед резидента­ми, авнешнего долга — как совокупности обязательств федерально­го правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Практическим воплощением механизма государственного кре­дита, приводящим к образованию государственного долга, явля­ютсягосударственные займы. Наиболее распространенной фор­мой государственных займов являются облигации.

Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право по­лучить при погашении в определенный срок основную сумму дол­га и проценты.Номинальная цена государственной облигации ус­танавливается эмиттентом — то есть, государством; она выража­ет сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее про­центами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, по­скольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Подкурсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сло­жившаяся на основе спроса и предложения.

Облигации государственного займа представляют собой осо­бую форму фиктивного капитала. В самом деле, если источ­ником дохода по ценным бумагам предприятий выступает приба­вочная стоимость, то проценты по государственным бумагам вы­плачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полу­ченные по государственным займам, как правило, не инвестиру­ются в производство, а идут на финансирование бюджетного де­фицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимо­сти; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся соб­ственниками части будущих налоговых и неналоговых поступле­ний государства. В этом и заключается специфичность государст­венного фиктивного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению налогового бремени.

Наши рекомендации