Взаимоотношения предприятия с бюджетом
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - предоставления денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Принципы бюджетного финансирования:
* получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов;
* целевой характер использования бюджетных ресурсов;
* предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
* безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
* ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
* средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
* трансфертов населению;
* ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
* ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принимаемых органами государственной власти;
* бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
* субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
* инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
* бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
* кредитов иностранным государствам;
* средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
На практике используются следующие разновидности предоставления бюджетных средств:
1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Предприятию бюджетные средства могут быть предоставлены в следующих формах: средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых предприятием по государственным и муниципальным контрактам; бюджетного кредита: субвенций; субсидий; инвестиций в уставный капитал.
Кредитные взаимоотношения
Оценка кредитоспособности предприятий основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Они решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Внебюджетные фонды находятся с собственности государства, но являются автономными.
Доходы внебюджетных фондов включают:·специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;·прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;·займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
Состав внебюджетных фондов:
Социальные фонды:Пенсионный фонд РФ (ПФР) - Источники средств ПФР: добровольные взносы юридических лиц, страховые взносы работодателей, страховые взносы работающих, ассигнования из Федерального бюджета др. Их плательщиками являются: работодатели (юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.
Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) - является автономным и строго целевым.
Задачи фонда:·обеспечение гарантированных государством пособий;·участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;·подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Источники: страховые взносы предприятий и других хозяйственных субъектов независимо от форм собственности, ассигнования из Федерального бюджета, доходы от инвестирования временно свободных средств фонда, добровольные взносы граждан и юридических лиц.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) Образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в фонде возникла в связи с появлением безработицы.
Источники: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы работающих, ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, добровольные взносы юридических и физических лиц
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.
Источники: часть страховых взносов предприятий и др. хозяйствующих субъектов, взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда, нормированный страховой запас средств фонда.
Экономические внебюджетные фонды: Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд производства минерально-сырьевой базы РФ, Фонды финансового регулирования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные фонды.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
-выделением из бюджета определенных особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
-формированием фондов с собственными источниками доходов.
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:
1)фонды социального назначения (социального страхования). В образовании этих фондов используют:
- страховые взносы застрахованных;
- страховые взносы предпринимателей;
- субсидии и беспроцентные ссуды государства;
2)экономические фонды - в Российской Федерации к ним относятся внебюджетные фонды территориального (регионального) развития и ведомственные (отраслевые, межотраслевые) внебюджетные фонды.