Экономическая сущность и классификация активов предприятия

Активы предприятия — это состоящее из финансовых, материальных и невещественных активов имущество предприятия.

Материальные активы предприятия имеют вещественную форму. Это находящиеся в собственности предприятия сооружения производственного и непроизводственного назначения, жилые и административные здания, земля, производственное оборудование и механизмы, запасы материалов, сырья и топлива и так далее.

Финансовые активы предприятия — это принадлежащие предприятию финансовые инструменты: финансовые вложения, дебиторские задолженности, денежные активы в различных валютах, кассовая наличность, ценные бумаги, страховые полисы и так далее.

Нематериальные активы предприятия — право на пользование некоторой интеллектуальной собственностью, включая торговую марку, логотип, патенты на изобретения и так далее.

В соответствии с характером участия активов в производственном цикле выделяют оборотные и внеоборотные активы.

Оборотные активы в течение одного цикла производства расходуются полностью, обеспечивая операционную деятельность компании. Внеоборотные активы предприятия участвуют в нескольких производственных циклах, пока вся их стоимость не будет перенесена на производимую продукцию.

Различные источники формирования активов позволяют выделять активы чистые и валовые. Валовые активы формируются за счет как собственного, так и заемного капитала, чистые активы — только за счет собственного.

Активы предприятия делятся на различные группы и по некоторым другим критериям:

· по праву собственности

o собственные

o арендуемые

· степени ликвидности

o абсолютно ликвидные;

o высоколиквидные;

o слаболиквидные

o неликвидные.

Принципы формирования активов предприятия

Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла:

1. Создание нового предприятия. Это наиболее ответственный этап формирования активов (процесс первоначального их формирования), особенно при создании крупных предприятий. Формируемые на этом этапе активы во многом определяют потребность в стартовом капитале, условия генерирования прибыли, скорость оборота этих активов, уровень их

ликвидности и т.п.

2. Расширение, реконструкция и модернизация действующего предприятия. Этот этап формирования активов можно рассматривать как постоянный процесс его развития в разрезе основных стадий его жизненного цикла. Расширение и обновление состава активов действующего предприятия осуществляется в соответствии со стратегическими задачами его развития с учетом возможностей формирования инвестиционных ресурсов.

3. Формирование новых структурных единиц действующего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т.п.). Этот процесс может осуществляться путем формирования новых структурных имущественных комплексов (на базе нового их строительства) или приобретения готовой совокупности активов в форме целостного имущественного комплекса (вариантами такого приобретения являются приватизация действующего государственного предприятия, покупка обанкротившегося предприятия и т.п.).

Второй и третий этапы формирования активов представляют собой формы инвестиционной деятельности действующего предприятия.

Для обеспечения эффективной деятельности предприятия в предстоящем периоде, процесс формирования его активов должен носить целенаправленный характер. Основной целью формирования активов предприятия является выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности.

С учетом этой цели, процесс формирования активов предприятия строится на основе следующих принципов.

1. Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации. Формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности.

2. При этом следует иметь в виду, что на первоначальных стадиях жизненного цикла предприятия объем операционной деятельности возрастает довольно высокими темпами (при условии правильного выбора предприятием своей рыночной ниши). Поэтому формируемые на первоначальной стадии активы предприятия должны располагать определенным резервным потенциалом, обеспечивающим возможности прироста продукции и диверсификации операционной деятельности в ближайшем предстоящем периоде.

3. Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции. Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов.

Наши рекомендации