Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде

Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде (ФИ ЮНЕП) создана Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и мировым сообществом финансовых институтов для продвижения принципов корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития среди организаций финансового сектора. Эти принципы зафиксированы в заявлении о намерениях, которое подписывает организация, желающая присоединиться к данной инициативе.

Продвигая принципы устойчивого развития, ФИ ЮНЕП:

• изучает передовые практики и обеспечивает их распространение среди участников финансового сектора;

• разрабатывает специализированные руководства и другие материалы, помогающие организациям внедрять принципы КСО и развивать свою деятельность в области устойчивого развития;

• проводит обучение, а также международные, региональные и национальные конференции;

• участвует в формировании глобальной экологической политики;

• обеспечивает взаимодействие между участниками инициативы, а также между финансовыми институтами и их заинтересованными сторонами.

Преимущества вступления в ГД ООН

• Использование ГД ООН как международной платформы для обмена опытом и лучшими практиками.

• Возможность продвижения эффективных решений в области устойчивого развития среди широкого круга заинтересованных сторон, включая агентства ООН, правительства, гражданское общество.

• Возможность сотрудничества с региональными сетями ГД ООН, в том числе в развивающихся странах.

• Доступ к уникальным знаниям, ресурсам и практическим инструментам ООН в сфере устойчивого развития.

Главные преимущества, которые получают участники ФИ ЮНЕП, это:

• доступ к знаниям и передовому международному опыту;

• возможность участвовать в глобальных инициативах;

• улучшение имиджа.

История создания

В 1991 г. группа коммерческих банков, включая Deutsche Bank, HSBC Holdings, Natwest, Royal Bank of Canada и Westpac, присоединилась к Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с целью повысить уровень информированности банковского сектора об экологических проблемах и активизировать его природоохранную деятельность. В мае 1992 г., в преддверии Саммита Земли в Рио-де-Жанейро, в Нью-Йорке была создана Банковская инициатива ЮНЕП с участием банков, подписавших специально разработанное заявление о намерениях содействовать экологическому и устойчивому развитию. Позднее к инициативе стали присоединяться не только банки, но и другие организации сектора финансовых услуг, поэтому она была переименована в Инициативу финансовых институтов ЮНЕП.

В 2003 г. ИФИ ЮНЕП объединилась с Инициативой страховой индустрии, что привело к появлению Финансовой инициативы ЮНЕП.

Мы рассматриваем устойчивое развитие как один из основополагающих аспектов рациональной экономической деятельности

Мы полагаем, что достижение целей устойчивого развития может быть оптимальным образом обеспечено при помощи рыночных механизмов на основе применения соответствующих эффективных мер регулирования и экономических инструментов. Правительства во всех странах играют ведущую роль в определении и осуществлении общих приоритетов и целей в области охраны окружающей среды

Мы считаем, что сектор финансовых услуг в сотрудничестве с другими секторами экономики может внести важный вклад в обеспечение устойчивого развития

Мы рассматриваем устойчивое развитие как корпоративное обязательство и неотъемлемую часть нашего стремления должным образом выполнять свой гражданский долг

Рациональное использование окружающей среды и финансовые учреждения

Мы выступаем за превентивный подход к рациональному использованию окружающей среды, в рамках которого прилагаются усилия к тому, чтобы предвидеть и упреждать возможность деградации окружающей среды

Мы обязуемся соблюдать местные, национальные и международные природоохранные положения, применимые к нашим деловым операциям и финансовым услугам. Мы будем стремиться учитывать экологические аспекты в наших операциях, управлении активами и в других решениях по коммерческим вопросам на всех рынках

Мы осознаем, что определение и оценка экологических рисков должны быть частью процесса оценки рисков и управления ими при осуществлении как внутренних, так и международных деловых операций. Мы ожидаем от наших клиентов соблюдения применяемых природоохранных положений и использования экологически безопасных методов как важных факторов, характеризующих эффективность управления корпорацией

Мы будем стараться следовать оптимальной практике рационального использования окружающей среды, включая экономию энергии, переработку и удаление отходов. Мы будем стремиться к установлению деловых отношений с такими партнерами, поставщиками и субподрядчиками, которые придерживаются столь же строгих природоохранных норм

Мы намереваемся периодически обновлять методы нашей деятельности с целью включения в нее достижений в области рационального использования окружающей среды.

Мы призываем деловые круги проводить исследования по этим и смежным вопросам

Мы признаем необходимость проведения внутренних экологических обзоров на периодической основе и оценки соответствия нашей деятельности природоохранным целям

Мы призываем сектор финансовых услуг разрабатывать товары и услуги, которые будут содействовать охране окружающей среды

Осведомленность и информирование общественности

Мы рекомендуем финансовым учреждениям готовить и публиковать отчеты по природоохранной политике и периодически предоставлять доклады о тех мерах, которые они приняли в целях более полного учета вопросов в области окружающей среды в проводимых ими операциях

При необходимости мы будем обмениваться информацией с клиентами с тем, чтобы они могли укреплять свой собственный потенциал в отношении снижения экологических рисков и оказания содействия устойчивому развитию

Мы будем поощрять гласность и диалог по экологическим вопросам со всеми заинтересованными сторонами, включая держателей акций, сотрудников, клиентов, правительства и общественность

Мы обращаемся с просьбой к Программе ООН по окружающей среде оказывать содействие деловым кругам в реализации принципов и целей настоящего заявления путем предоставления в рамках ее возможностей соответствующей информации, относящейся к устойчивому развитию

Мы призываем другие финансовые учреждения поддержать настоящее заявление. Мы обязуемся обмениваться с ними нашим опытом и знаниями в целях распространения наиболее эффективных методов

В сотрудничестве с ЮНЕП мы будем периодически осуществлять обзор хода выполнения настоящего заявления и вносить в него соответствующие коррективы

ПРИНЦИПЫ ЭКВАТОРА

Принципы Экватора (ПЭ) – это 10 принципов, которые вместе представляют собой систему управления кредитными рисками, а именно экологическими и социальными рисками при проектном финансировании.

Принципы применяются в случаях, когда капитальные проектные затраты составляют не менее 10 млн долларов США. Финансовые институты добровольно берут на себя обязательства по соблюдению ПЭ, которые помогают им принимать ответственные решения с учетом факторов риска.

Финансовые организации принимают Принципы Экватора для того, чтобы финансируемые ими проекты разрабатывались на принципах социальной ответственности и в соответствии с разумными методами управления воздействием на окружающую среду. Для финансовых организаций Принципы Экватора – это общая точка отсчета и основа для реализации собственных принципов внутренней социальной и экологической политики, процедур и стандартов, связанных с деятельностью в сфере проектного финансирования. Принимая Принципы Экватора, организации обязуются не финансировать проекты, в случае если заемщик не намеревается или не способен соблюдать те экологические и социальные политики и процедуры, которые разработаны в организации на основе ПЭ.

По состоянию на середину 2011 г. к ФИ ЮНЕП присоединились более

200 организаций, среди них:

• ABN AMRO BANK N.V. (Нидерланды);

• Commonwealth Bank of Australia (Австралия);

• American International Group, Inc. (США);

• Deutsche Bank AG (Германия);

• Barclays PLC (Великобритания);

• Development Bank of Japan Inc. (Япония);

• KfW Bankengruppe (Германия);

• Европейский банк реконструкции и развития;

• Shenzhen Development Bank (Китай) ;

• Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social (Бразилия);

• Development Bank of the Philippines (Филлипины);

• Development Bank of Southern Africa (ЮАР);

44% подписантов являются европейскими финансовыми организациями, 28% относятся к Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Принципы Экватора также распространяются на консультационную деятельность в сфере проектного финансирования. Организации, принявшие ПЭ, обязуются доносить до сведения заемщиков содержание, порядок и преимущества применения ПЭ и требовать от заемщиков подтверждения их намерений соблюдать требования ПЭ при следующем обращении за финансированием.

Принципы Экватора содействуют финансовым институтам:

• в предотвращении либо уменьшении негативного воздействия на экосистемы и местные сообщества;

• в достижении баланса между интересами инвесторов, заемщиков и местных сообществ.

История создания

В октябре 2002 г. в Лондоне представители 9 крупных мировых банков и Международной финансовой корпорации встретились, чтобы обсудить проблему оценки и управления экологическими и социальными рисками в рамках проектного финансирования. Четыре банка – ABN Amro, Barclays, Citi (бывший Citigroup) и WestLB – вызвались совместно разработать систему выявления и управления данными рисками, которая подходила бы для всех стран мира и любых отраслей экономики.

Самыми распространенными и наиболее испытанными стандартами в этой сфере на тот момент были стандарты, используемые Международной финансовой корпорацией (МФК) для развивающихся рынков. Они включали в себя политики экологической и социальной безопасности, руководства по предотвращению и уменьшению загрязнения окружающей среды и критерии отбора на основе категоризации рисков.

Эти стандарты легли в основу новой системы, разрабатываемой банками, т.е. в основу Принципов Экватора. Впервые ПЭ были обнародованы и подписаны 10 банками 4 июня 2003 г. В 2006 г. в связи с пересмотром МФК своих стандартов ПЭ претерпели некоторые изменения. В настоящее время идет процесс повторного обновления принципов. В 2010 г. была учреждена Ассоциация ПЭ с целью развития эффективного взаимодействия между организациями, подписавшими ПЭ.

Принципы Экватора

Принцип 1.

Анализ и классификация

При рассмотрении вопроса о финансировании того или иного проекта (в рамках внутреннего социального и экологического анализа и целевой проверки) финансовая организация должна осуществить его классификацию и присвоить ему категорию А, В или С в зависимости от масштаба его потенциальных последствий и сопряженных с ними рисков (проекты А обладают наиболее высокими потенциальными рисками, проекты С – наименьшими). Классификация проходит в соответствии с экологическими и социальными критериями анализа, применяемыми Международной финансовой корпорацией (МФК)

Принцип 2.

Социальная и экологическая оценка

В отношении каждого проекта, отнесенного к категории А или В, заемщик должен провести процедуру социальной и экологической оценки, чтобы рассмотреть его социальные и экологические последствия и риски. В рамках оценки должны быть предложены меры по смягчению последствий и управлению рисками

Принцип 3.

Применимые социальные и экологические стандарты

Для проектов, реализуемых в странах, которые не входят в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или входят, но не считаются странами с высоким уровнем дохода (в соответствии с базой данных показателей развития Всемирного банка), оценка проводится в соответствии с применимыми на текущий момент Стандартами деятельности МФК и Отраслевыми рекомендациям в отношении охраны окружающей среды, здоровья и безопасности.

В странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода проведение процедуры оценки в соответствии с национальным законодательством считается приемлемой заменой выполнения требований Стандартов деятельности МФК и Отраслевых рекомендаций

Принцип 4.

План действий и система управления

Для проектов категорий А и В, реализуемых в странах, которые не входят в ОЭСР или входят, но не считаются странами с высоким уровнем дохода, заемщик разрабатывает план действий по смягчению негативных последствий и контролю над рисками, выявленными на этапе оценки. Заемщик обязуется использовать и поддерживать или создавать систему управления последствиями, рисками и корректирующими мерами в соответствии с планом действий. Для проектов, реализуемых в странах – членах ОЭСР с высоким уровнем дохода, финансовая организация может потребовать от заемщика разработки плана действий на основе национального законодательства

Принцип 5.

Консультации и раскрытие информации

Для проектов категории А и некоторых проектов категории В, реализуемых в странах, которые не входят в ОЭСР или входят, но не считаются странами с высоким уровнем дохода, правительство, заемщик или независимый эксперт должны провести консультации с теми группами населения, которые затрагивает проект, чтобы учесть их опасения. В целях обеспечения информированного участия представители данных групп населения должны быть ознакомлены с документацией по оценке проекта и плану действий или их кратким изложением. Консультации должны проходить на ранних этапах реализации проекта (до начала строительства) и затем на постоянной основе

Принцип 6.

Механизм рассмотрения жалоб

Для проектов категории А и некоторых проектов категории В, реализуемых в странах, которые не входят в ОЭСР или входят, но не считаются странами с высоким уровнем дохода, заемщик должен внедрить механизм рассмотрения жалоб. Механизм нацелен на своевременное выявление опасений и недовольств представителей затрагиваемых проектом групп населения и реагирование на них

Принцип 7.

Независимый анализ

Для проектов категории А и некоторых проектов категории В независимый эксперт должен провести анализ документации по оценке проекта и плану действий, а также документации, подготовленной в рамках консультаций, с целью содействия финансовой организации в проведении проверки соблюдения заемщиком Принципов Экватора

Принцип 8.

Обязательства

Для проектов категорий А и В заемщик принимает на себя обязательства (закрепляются в финансовой документации) по соблюдению экологического и социального законодательства страны реализации проекта; по соблюдению плана действий в ходе строительства и эксплуатации; по предоставлению периодической отчетности о соблюдении плана действий и законодательства; по выводу из эксплуатации мощностей в соответствии с согласованным планом. В случае несоблюдения заемщиком своих обязательств финансовой организации следует оказать ему в этом содействие. Если же в обозначенный льготный период заемщик вновь не обеспечит их выполнение, финансовая организация вправе прибегнуть к санкциям, которые сочтет целесообразными

Принцип 9.

Независимый мониторинг и отчетность

Для проектов категории А и некоторых проектов категории В финансовая организация должна потребовать назначения независимого эксперта либо обязать заемщика привлечь квалифицированных внешних экспертов для проверки результатов мониторинга проекта

Принцип 10.

Отчетность EPFI**

Каждая организация, присоединившаяся к Принципам Экватора, обязуется не реже раза в год публично отчитываться о процедурах и своем опыте по реализации ПЭ

По состоянию на середину 2011 г. обязательство соблюдать Принципы Экватора взяли на себя 72 финансовые организации из 27 стран, деятельность которых распространяется на 70% международного долгового проектного финансирования развивающихся рынков. Среди них:

• ABN AMRO Group (Нидерланды);

• Bank of Montreal (Канада);

• Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ (Япония);

• Barclays PLC (Великобритания);

• BNP Paribas (Франция);

• CAIXA Economica Federal (Бразилия);

• CaixaBank (Испания);

• Citigroup Inc. (США);

• Credit Suisse Group (Швейцария);

• Industrial Bank Co., Ltd. (Китай);

• KBC Group (Бельгия);

• KfW IPEX-Bank GmbH (Германия);

• Nordea Bank AB (Швеция);

• National Australia Bank Ltd. (Австралия);

• Standard Bank of South Africa Limited (ЮАР);

• Intesa Sanpaolo S.p.A. (Италия).

Самую большую долю в этом списке составляют организации Европы (47%), вторую по величине (17%) – организации Северной Америки.

Финансовые институты принимают Принципы Экватора на добровольной основе. Но, приняв их, обязуются осуществить меры по их реализации.

Для присоединения необходимо заполнить соответствующее соглашение и форму с контактной информацией и направить их в Секретариат ПЭ.

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Социальная хартия российского бизнеса – это свод основополагающих принципов социально ответственных деловых практик, которые применимы в повседневной деятельности организаций любого типа. Хартия разработана по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2004 г.

Социальная хартия – документ, открытый для присоединения любой организации, которая является работодателем и/или содействует любым доступным способом распространению и реализации основополагающих принципов хартии.

Социальная хартия – добровольная инициатива российского бизнеса, основанная на понимании и признании представителями делового сообщества активной роли бизнеса в общественном развитии. В основе хартии лежит система принципов в области экономической свободы и социальной ответственности.

В 2007 году Социальная хартия официально признана национальным документом, соответствующим Глобальному договору ООН.

Для присоединения к Социальной хартии необходимо направить в адрес РСПП заполненную регистрационную форму.

Организация, присоединившаяся к Социальной хартии:

• опирается на принципы Социальной хартии в своей деловой практике;

• открыто поддерживает Социальную хартию и ее принципы;

• стремится к открытости в своих действиях и поддерживает инициативы в области добровольной нефинансовой отчетности;

• соглашается использовать фирменный знак Социальной хартии;

• содействует распространению сведений о Социальной хартии, мониторингу процесса присоединения к ней.

Использование принципов Социальной хартии:

• помогает компаниям в оценке своего вклада в устойчивое развитие и подготовке нефинансовых отчетов;

• повышает эффективность внутрикорпоративного управления;

• повышает эффективность социального диалога, коллективных договоров и соглашений;

• повышает эффективность взаимодействия с властными структурами.

По состоянию на середину 2011 г. к Хартии присоединилось более 230 компаний и организаций, объединяющих 5 миллионов работников.

Среди них:

• РАО «ЕЭС России»;

• ОАО «Трубная металлургическая компания»;

• ГМК «Норильский никель»;

• ОАО «РЖД»;

• ОАО «Бритиш Американ Тобакко-Ява»;

• ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»;

• ОАО «ЛУКОЙЛ»;

• ОК РУСАЛ.

Принципы Социальной хартии российского бизнеса

- Экономическая свобода и ответственность. В свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции – сила и основная ценность предпринимательства, обеспечивающего рост благосостояния страны.

- Партнерство в бизнесе. Доверие со стороны акционеров, собственников и инвесторов – одна из ключевых ценностей в нашей деятельности

Мы признаем работников важнейшей ценностью любой компании. Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли

Смысл нашей деятельности – в надежном и качественном удовлетворении запросов и ожиданий потребителей наших товаров и услуг

Наши отношения с деловыми партнерами основаны на взаимном уважении

- Права человека. Мы признаем неприкосновенность прав человека, не допускаем их нарушения, выстраиваем систему принятия решений с учетом соблюдения этих прав

- Сохранение окружающей среды. Мы считаем сохранение окружающей среды важнейшей общечеловеческой ценностью

- Участие в развитии местного сообщества. Мы понимаем, что наши компании и наши работники – неотъемлемая часть общества, и придерживаемся принципов корпоративного гражданства

При РСПП действует Совет по нефинансовой отчетности, который проводит общественное заверение корпоративных отчетов для подтверждения значимости и полноты раскрываемой в нефинансовом отчете информации о результатах деятельности организации в соответствии с Принципами ответственной деловой практики, зафиксированными в Социальной хартии российского бизнеса.

Разработанная РСПП система базовых индикаторов результативности отвечает международным рекомендациям в области КСО и одновременно адаптирована к российским условиям.

В дополнение к Социальной хартии Российский союз промышленников и предпринимателей разработал систему базовых индикаторов результативности, т.е. показателей экономической, социальной и экологической результативности деятельности организаций в области устойчивого развития, которые могут быть использованы при подготовке нефинансовых отчетов, а также в целях повышения эффективности внутрикорпоративного управления.

Наши рекомендации