Применение ситуационного анализа в принятии управленческих решений на примере администрации г. Липецк
Порядок в принятии управленческого решения администрацией г. Липецка включает, как правило, прохождение следующих стадий
- овладеть средствами профессионального управления (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений) и современными технологии ситуационного анализа
- предвидеть возможные последствия принимаемых решений - как положительные, так и отрицательные от применения определенной методики или концепции;
- правильно интерпретировать ситуацию с выделением наиболее важных факторов и оценке последствий их изменения;
- увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями для достижения цели наиболее эффективным путем;
- принимать эффективное решение
Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения, формированный в перечень необходимых организационных обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Данное условие полнее всего может быть обеспечено путем разработки соответствующего закона, предусматривающего процедуру принятия решения представительными органами власти с соблюдением всех демократических принципов. Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент. Регламент включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры администрации г. Липецка в границах, выделенных в нем полномочий и распределении ответственности между индивидуальными членами
Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий депутатов городской думы г. Липецка; полномочия депутатов; определение субъектов законодательной инициативы; порядок обсуждения законодательных инициатив и их принятия (чтения); порядок применения права вето.
Регламенты имеют несколько разновидностей: регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов и регламент принятия решений.
Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие:
• порядок подготовки вопросов;
• порядок проведения организационных мероприятий;
• определение полномочий участвующих в организации субъектов;
• порядок проверки реализации полномочий;
• время, отводимое на доклады и выступления;
• ведение протоколов;
• публикация регламента;
• порядок изменения регламента.
Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:
• Структуру административных органов;
• Полномочия должностных лиц;
• Порядок выбора должностных лиц;
• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);
• Распределение финансовых потоков.
Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления. Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Липецк, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды.
Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и может быть реализован лишь при одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных, а это возможно только при использовании системного подхода. Разработка ряда решений по благоустройству г. Липецк, принятых в 2013 г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов. К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют внутренние и внешние факторы среды.
К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность). Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города.
Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные органы власти обобщили информацию о ситуации в городе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках граждан, общественных организациях, потреблении ресурсов, экологическом состоянии в городе и др.
Результатом анализа всех вышеперечисленных факторов стали решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению архитектурного облика и повышению качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.
Основными критериями оценки проведенных работ являлись:
- достигнутые успехи и намечаемые планы и программы развития и формирования объектов общественной инфраструктуры, благоустройства и озеленения населенных пунктов, за счет муниципальных и республиканских ресурсов;
- наличие утвержденной градостроительной документации (схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов), утвержденных правил застройки и землепользования, правил благоустройства и другой нормативно-правовой документации, регламентирующей градостроительную деятельность на территории г. Липецка;
- обеспеченность населения зелеными насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного пункта по отношению к нормативным требованиям);
- обеспеченность улично-дорожной сети населенных пунктов твердым покрытием (в процентах) от общей протяженности улично-дорожной сети населенных пунктов;
- состояние и качество благоустроенности населенных пунктов (фактическое выделение средств из всех источников на одного жителя населенного пункта на проведение работ по благоустройству населенного пункта);
- обеспеченность придомовых территорий детскими игровыми и спортивными площадками (по отношению к нормативным требованиям в процентах);
- качество архитектурно-планировочной организации территории и архитектурно-художественного облика населенных пунктов, наличие современных индивидуальных архитектурных комплексов или отдельных зданий;
- сохранение историко-культурного и природного наследия;
- состояние и качество объектов культуры, спортивных сооружений, помещений для организации выставок, ярмарок и др. массовых мероприятий, намеченные объемы строительства и реконструкции указанных объектов;
Оценка мероприятий, посвященных городской программе «Год благоустройства» включала следующие моменты: опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению, оценку результатов проделанной работы, фото и видеосъемку результатов, обобщение полученных данных, создание фотогалереи для размещения на сайте г. Люберцы.
В мероприятиях по озеленению были задействованы практически все. Были проведены субботники, во время которых работники муниципальных учреждений занимались уборкой территорий и высадкой зеленых насаждений.
Заключение.
В современном мире все более отчетливо проявляются тенденции повышения неопределенности, сложности и взаимозависимости факторов, влияющих на процесс управления. Резко возрастает объем информации во всех областях знаний. Это повышает уровень требований к современному специалисту, особенно в такой сложной и динамично развивающейся сфере как управление социально-экономическими системами. Для эффективного решения задач, стоящих перед современным специалистом в области управления необходимо обладать рядом специфических знаний и навыков. Среди них можно выделить:
- умение четко определять цели своей деятельности;
- навыки формализации и структурирования проблем предметной области;
- умение анализировать модели различных типов с применением адекватных методик и управленческих инструментов;
- понимание определяющих факторов, влияющих на развитие ситуации;
- умение принимать обоснованные управленческие решения в условиях неопределенности.
Решение сложных задач требует от менеджера развитого системного мышления. Особенно это актуально для принятия решений в сфере государственного и муниципального управления. В практической деятельности без учета взаимного влияния разнородных факторов невозможно принятие качественных управленческих решений. В этих условиях незаменимым становится применение системного подхода к разработке управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений органами государственного и муниципального управления характеризуется тем, что он:
- применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными формальными методами;
- использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов различных областей знаний;
- объединяет разные методы с помощью единой методики.
Практическое применение системного подхода к разработке управленческих решений было рассмотрено на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Люберцы. Рассмотрение муниципального образования как системы, анализ внутренних и вешних факторов при разработке решений по благоустройству позволил повысить эффективность принятых решений.
Таким образом, системный подход к разработке управленческих решений оказывает существенное влияние на совершенствование методов управления, разработку управленческих структур, совершенствование методов оценки социально-экономической эффективности мероприятий. В будущем планируется более широкое распространение системного подхода как «образа мышления» на все процессы разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
Список литературы
1. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы – М.: Логос, 2011.
2. Попов В.Н, Касьянов В.С, Савченко Н.П; под ред. В.Н. Попова. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие/– М.: Кнорус, 2012.
3. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов - на Дону: РостИздаТ, 2010.
4. Рой О.М Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2008.
5. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений - Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2013.
6. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2013. – Серия: Бакалавр.
7.Официальный сайт города Липецк http://lipetskcity.ru/