Финансовый менеджмент, его сущность и значение, основные категории
Одна из ключевых категорий современной экономики — финансы. В условиях рыночной системы хозяйствования грамотное и эффективное управление финансами входит в число приоритетных задач любого социально-экономического образования (государство в целом, регион, отрасль, предприятие).
Известны четыре фактора, определяющие деятельность коммерческой организации: земля, капитал, труд и предприимчивость. С определенной долей условности можно отдать приоритет капиталу; иными словами, финансовые ресурсы являются главенствующим видом ресурсов, поскольку обладают исключительно высокой степенью трансформации в любой другой вид ресурсов. В условиях рыночных отношений финансовая деятельность фирмы приобретает ключевое значение, потому что от ее эффективности в значительной степени зависит сам факт существования компании. В свою очередь, в общей совокупности действий финансового менеджера, вероятно, главенствующее место занимает задача поиска и мобилизации устойчивых источников финансирования деятельности компании.
Традиционным для отечественной финансовой школы, сформировавшейся в годы советской власти, является понимание финансов как совокупности денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и граждан и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества в целом и его членов. В западных научных школах (в частности, имеется в виду наиболее влиятельная англо-американская финансовая школа) пользуются более прагматичным подходом, в котором финансы трактуются как искусство и наука управления деньгами (управления монетарными активами). Поскольку финансовые операции в современной бизнес-среде весьма разнообразны и не сводятся лишь к операциям с денежными средствами, возможны и вариации англо-американского подхода; в частности, финансы можно определить как совокупность финансовых объектов и способов управления ими.
Под финансовыми объектами в этом случае понимаются финансовые активы и обязательства (как результаты оформленных договоров), а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.
Областью возникновения и функционирования финансов является в основном вторая стадия воспроизводственного процесса — стадия обмена, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.
Определенный тип управления финансами свойствен социально-экономическим системам любых форм собственности любой целевой направленности, однако в современной рыночной экономике особый интерес представляет система управления финансами в сфере бизнеса, ключевую роль в которой играют коммерческие организации. Среди основных причин следующие:
Во-первых, эти хозяйствующие субъекты являются базой экономики любой страны, они в основном формируют ее национальное богатство. Во-вторых, именно в связи
с функционированием коммерческих организаций возникают наиболее мощные финансовые потоки, а потому финансовые рынки, на которых эти потоки реализуются, являются своеобразным индикатором текущего и перспективного состояния экономики в целом. В-третьих, финансовые потоки представляют собой, по сути, кровеносную систему любого предприятия, а потому эффективное управление ими, осуществляемое в рамках финансового менеджмента, представляет собой приоритетную задачу системы управления предприятием в целом.
В-четвертых, для крупных компаний характерен наиболее широкий спектр функций и методов управления финансами (инвестиционная политика, дивидендная политика, необходимость работы на финансовых рынках и т. п.), для них могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финансового характера.
Под финансовым менеджментомможно понимать:
1) систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов;
2) систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы;
3) систему действий по оптимизации баланса фирмы.
Если вспомнить, что наилучшей финансовой моделью фирмы является именно бухгалтерский баланс, то напрашивается вывод о том, что последнее определение является наиболее функциональным и легко интерпретируемым. Под оптимизацией здесь понимается такое ведение хозяйственных операций, и в частности их финансовое сопровождение, при котором имущественное и финансовое положение субъекта хозяйствования, а также достигнутые им результаты в наибольшей степени удовлетворяют интересам его собственника с позиции как текущего момента, так и складывающейся перспективы. С позиции практики наиболее приемлема именно третья трактовка, позволяющая четко обособить все объекты внимания финансового менеджера.
Финансовый менеджмент как наука об управлении финансами хозяйствующего субъекта предполагает определенное обособление данного субъекта в контексте окружающей среды, идентификацию связей и отношений, возникающих в процессе eго функционирования. Финансовые потоки с позиции макроуровня подчиняются определенной логике, а грамотное управление ими предполагает знание некоторых объективно существующих концептуальных принципов, позволяющих понять эту логику. Именно в рамках неоклассической теории финансов сформулированы базовые концепции финансового менеджмента, объясняется методология управления финансами хозяйствующего субъекта, характеризуются основные категории науки управления финансами, разрабатываются основные приемы, методы и инструменты, используемые для целей управления, дается их теоретическое обоснование.
Финансовый менеджмент имеет очевидную практическую направленность и служит своеобразным мостиком между теоретическими построениями в отношении рынка капитала, систем, процессов и общих принципов управления и их практической реализацией. Эта сторона финансового менеджмента задается его тесной связью с бухгалтерским учетом как с позиции информационного обеспечения деятельности финансового менеджера, так и с позиции совпадения объекта деятельности представителей этих двух направлений, каковым являются финансовые потоки и операции с ними, приводящие к изменению в активах
и обязательствах предприятия.
В рамках общей теории управления определяются методологические принципы системы управления как процесса воздействия субъекта управления на объект управления с помощью так называемых общих функций управления, к которым относят анализ, планирование, организацию, учет, контроль, регулирование. При описании и структуризации финансового менеджмента эти функции находят адекватное отражение, в частности, в методиках финансового планирования, анализа, контроля и др.
Решения, которые должен принимать финансовый менеджер, занимающий одно из ключевых мест в управленческой иерархии компании, относятся к одной из следующих областей деятельности:
а) общий финансовый анализ и планирование;
б) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
в) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами);
г) дивидендная политика;
д) финансовые решения текущего характера.
Отсюда видно, что финансовый менеджер должен владеть весьма широким спектром представлений, понятий, методов и приемов, поскольку в своей компании он ответствен за выбор контрагентов, кредитную политику, обоснованность направлений и эффективность вложения денежных средств, целесообразность использования тех или иных инструментов финансирования и др. Он обязан делать достаточно быстрые и профессиональные суждения о финансовом положении собственной компании и потенциальных контрагентов, возможных последствиях принятия того или иного решения в областях финансирования и инвестирования, целесообразности операций кратко- и долгосрочного характера па рынках капитала.
В содержательном плане финансовый менеджмент имеет несколько крупных взаимосвязанных областей (аспектов), в каждой из которых акцентируется внимание на одном из ключевых вопросов.
Аспект 1. Общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляются формулирование общей финансовой стратегии, конкретизация и взаимоувязка финансовых целевых установок, их формализация и определение способов достижения (ключевой вопрос: «Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры способствуют его неухудшению?»).
Аспект 2. Текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков, имеющие целью обеспечение платежеспособности предприятия и ритмичность текущих платежей (ключевой вопрос: «Обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины ?»).
Аспект 3. Управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рентабельную работу в среднем (ключевой вопрос: «Эффективно ли функционирует предприятие в среднем?»).
Аспект 4. Управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в широком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые активы (ключевой вопрос: «Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью?»).
Аспект 5. Управление источниками финансовых ресурсов как
область деятельности управленческого аппарата, имеющая целью обеспечение финансовой устойчивости предприятия (ключевой вопрос: «Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?»).
Таким образом, можно сформировать структурированное представление финансового менеджмента как практической деятельности, осуществляемой в стабильно повторяющемся режиме. Однако возможны и отклонения, обусловленные действием специальных факторов или режимов: значимая инфляция, международные аспекты управленческой деятельности, банкротства, изменения организационно-правовой формы и существенные структурные изменения и др.
Под концептуальными основами финансового менеджментабудем понимать совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принципы функционирования системы управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта в контексте окружающей политической и экономико-правовой среды. С формальных позиций и в наиболее общем виде концептуальные основы целесообразно представить в виде модели, состоящей из восьми взаимоувязанных элементов:
CFfm = (SI, ОТ, SC, ВС, FP, MM, FM, SS),где
SI — интересы участников;
ОТ — иерархия целей системы управления финансами;
SC — система категорий;
ВС — система базовых (фундаментальных) концепций (принципов);
FP - финансовые процессы;
ММ — научно-практический инструментарий (методы, модели, приемы, инструменты);
FM — финансовые механизмы;
SS — обеспечивающие подсистемы.
Любая фирма функционирует не изолированно, а находясь под влиянием окружающей ее политической и экономико-правовой среды. В той или иной степени в ее деятельности прямо или косвенно заинтересованы многочисленные лица: инвесторы, государство, работники, контрагенты и др. Всем им присущи специфические интересы, которые по определению не могут быть абсолютно идентичными. Более того, возможны противоречия в общей совокупности групповых интересов, а потому необходимы четкая их идентификация и разработка механизмов (в том числе финансового характера) недопущения критического столкновения интересов различных групп.
Согласование интересов различных групп и нивелирование возможных противоречий между ними достигаются:
1) формулированием четких целей;
2) их упорядочением и согласованием по временной (стратегический, тактический и оперативный аспекты) и структурной (центры ответственности) составляющим;
3) разработкой мер по обеспечению конгруэнтности целевых установок, являющихся ключевыми для заинтересованных лиц.
Существует система экономических целей, достижение которых служит признаком успешного управления финансами предприятия:
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач,
- лидерство в борьбе с конкурентами,
- рост объемов производства и реализации,
- максимизация прибыли, занятие определ. ниши и доли на рынке товаров и т.п.
Тем не менее, общепризнанным является приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев. Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляются путем построения дерева целей. При этом могут выделяться: а) рыночные; б) финансово-экономические; в) производственно-технологические и г) социальные цели.
Категории финансового менеджмента — это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, доходность (отдача), гудвилл, леверидж и др.