Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства
Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, стагнация производства, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы страны, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в кризисе в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении и др.
Финансовую политику коммерческого предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства. Финансовая политика предприятия существенно зависит от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности.
Каждое государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую финансовую политику, содержание которой включает:
* выработку научно обоснованных концепций развития финансов;
* определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;
* осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Таким образом, финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и этносоциальные условия.
Существует финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная финансовая политика.
Финансовая политика государства, в свою очередь, разделяется на бюджетную и кредитно-денежную политику.
Под бюджетной политикой государства понимается определение источников формирования доходов государственного бюджета, приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В составе бюджетной политики имеют относительную самостоятельность налоговая политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного федерализма. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так и отдельного налога.
Под кредитно-денежной политикой государства понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота. Относительно самостоятельными в кредитно-денежной политике являются эмиссионная, ценовая, кредитная, валютная политика.
Для реализации финансовой политики, успешного проведения ее в жизнь требуется соответствующий финансовый механизм, представляющий собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Он включает все виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Сочетание этих элементов образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента, то есть определенных ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.
Процесс построения в России финансового механизма сопровождается созданием соответствующей правовой базы. К основным законам, принятым в России в процессе создания правовой основы финансовой деятельности, относятся законы: о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о государственной налоговой службе и др.
Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики.
Финансовая деятельность предприятия осуществляется на основании исследования спроса на продукцию, оценки имеющихся ресурсов и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Цель любого коммерческого предприятия заключается в обеспечении роста доходов и прибылей пропорционально вложенным финансовым ресурсам.
Важной особенностью государственного финансирования предприятий является сочетание отраслевого и территориального принципов управления. Территориальный принцип формирования и распределения ресурсов в современных условиях является приоритетным. Имеются три уровня территориального управления:
* федеральный;
* региональный (субъектов Федерации);
* местный (муниципальных образований).
Финансовые ресурсы в значительной степени сосредоточены в бюджетах субъектов Федерации и в местных бюджетах. Федеральный бюджет финансирует региональные программы государственного значения. При этом обоснованность распределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней является важной проблемой не только для государства, но и для территорий.
Финансовые взаимоотношения между территориальными единицами, регионами и Федерацией обеспечиваются движением соответствующих потоков финансовых ресурсов и соблюдением установленных социальных стандартов. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих Показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.
Минимальный потребительский бюджет разрабатывается на основе набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяется минимальными размерами оплаты труда, пенсий и социальных пособий, которые в настоящее время не соответствуют минимальному потребительскому бюджету. Причинами этого являются различные диспропорции, имеющиеся в бюджетах регионов. Для выправления бюджетных диспропорций регионам оказывается финансовая помощь, которая осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.
Государственная бюджетная политика требует постоянного совершенствования, к числу важнейших направлений которого могут быть отнесены:
* разработка мер по усилению стимулирующего воздействия порядка формирования территориальных бюджетов на заинтересованность территорий в развитии собственной экономической базы;
* устранение волевого подхода в распределении ресурсов между бюджетами различных уровней;
* определение принципов установления размеров и направления бюджетных субсидий.
Принципы выделения дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов нижестоящим должны основываться на объективной оценке состояния развития и экономических возможностей территорий. Предоставлять бюджетные средства целесообразно непосредственным потребителям, а не промежуточным инстанциям.