Распределение бюджетных доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, их сбалансирование

Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.

При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:

1. необходимость сбалансирования всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;

2. обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;

3. стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.

Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников являются:

1. принцип значимости, который реализуется с учетом приоритетности республиканского бюджета и одновременно потребности создания устойчивой финансовой базы местных бюджетов;

2. ведомственной подчиненности конкретных плательщиков налогов и сборов и территориального расположения.

В соответствии с принципами значимости и ведомственной подчиненности в доходы республиканского бюджета зачисляются:

- средства государственных целевых бюджетных фондов;

-средства государственного внебюджетного Фонда Социальной защиты населения;

-налоги на доходы и прибыль;

-НДС;

-Акцизы;

-налоги на приобретение автомобильных и транспортных средств; таможенные пошлины и сборы;

-налоги от реализации имущества, находящиеся в республиканской подчиненности;

-доходы СЭЗ и др.

При этом следует иметь в виду, что многие доходы в виде отчислений передаются в местные бюджеты. Ежегодно в «Законе о бюджете Республики Беларусь» утверждаются размеры отчислений в местные бюджеты. Установление конкретных нормативов отчислений от общегосударственных доходов обеспечивает доведение до местных бюджетов определенных сумм денежных средств, которые позволяют сбалансировать доходы с расходами и тем самым создать возможности успешного выполнения местными органами власти своих функций.

При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:

- финансирование общереспубликанских программ, предназначенных для реализации важнейших государственных функций, связанных с развитием экономики, повышением жизненного и культурного уровня населения, безопасности страны и других мероприятий общегосударственного значения;

- выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства, территориальной инфраструктуры, социально- культурных потребностей населения и т. д;

- обеспечение самостоятельности всех видов бюджетов, посредством предоставления дотаций и регулирующих доходов.

Перераспределение расходов между бюджетами осуществляется в целях рационального сочетания общегосударственных интересов и интересов регионов, а также отдельных членов общества. Распределение расходов реализуется в соответствии со следующими принципами:

1. принцип значимости финансируемых программ, проектов, мероприятий соответствующий установленным полномочиям органов власти разного уровня управления;

2. принцип ведомственности, и территориальности, который позволяет разграничить направления бюджетных ассигнований по отдельным ведомствам, предприятиям, учреждениям в зависимости от их сферы деятельности.

Республиканский бюджет, который признан главенствующим звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше, чем половина всего консолидированного бюджета. Поэтому его расходы обеспечивают финансирование:

- общереспубликанских программ, связанных с динамичным и инновационным развитием экономики;

- внешнеэкономической деятельности, облуживание государственного долга;

- социальной политики;

- органов государственной власти и управления, юридических служб;

- общегосударственных резервов;

-обороны страны и других программ и мероприятий общегосударственного значения.

К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и бюджеты районов. В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.

Областные бюджеты выполняют две основные функции:

1. финансирование расходов, которые являются общими для всей области и охватывают несколько районов. В частности это расходы на содержание областных органов управления, на поддержку национальной экономики по области, строительство и ремонт дорог местного значения, охрану окружающей среды и т.д.

2. выравнивание, которое заключается в том, что часть полученных из республиканского бюджета средств направляется на сбалансирование нижестоящих бюджетов.

На бюджеты первичного уровня (районные, сельские, поселковые) возложено в основном, финансирование социально- культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г. Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.

Доходы местных бюджетов, с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета, позволят профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.

В том случае, если объем расходов бюджета превышает доходы, то образуется дефицит бюджета. В мировой практике многих стран бюджетный дефицит становится постоянным явлением, поскольку государства вынуждены постоянно увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.

Наши рекомендации