Распределение бюджетных доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, их сбалансирование
Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы. Этот процесс регулируется законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (бюджетный) финансовый год.
При распределении доходов учитывается выполнение следующих основных задач:
1. необходимость сбалансирования всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
2. обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;
3. стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.
Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников являются:
1. принцип значимости, который реализуется с учетом приоритетности республиканского бюджета и одновременно потребности создания устойчивой финансовой базы местных бюджетов;
2. ведомственной подчиненности конкретных плательщиков налогов и сборов и территориального расположения.
В соответствии с принципами значимости и ведомственной подчиненности в доходы республиканского бюджета зачисляются:
- средства государственных целевых бюджетных фондов;
-средства государственного внебюджетного Фонда Социальной защиты населения;
-налоги на доходы и прибыль;
-НДС;
-Акцизы;
-налоги на приобретение автомобильных и транспортных средств; таможенные пошлины и сборы;
-налоги от реализации имущества, находящиеся в республиканской подчиненности;
-доходы СЭЗ и др.
При этом следует иметь в виду, что многие доходы в виде отчислений передаются в местные бюджеты. Ежегодно в «Законе о бюджете Республики Беларусь» утверждаются размеры отчислений в местные бюджеты. Установление конкретных нормативов отчислений от общегосударственных доходов обеспечивает доведение до местных бюджетов определенных сумм денежных средств, которые позволяют сбалансировать доходы с расходами и тем самым создать возможности успешного выполнения местными органами власти своих функций.
При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы решаются следующие задачи:
- финансирование общереспубликанских программ, предназначенных для реализации важнейших государственных функций, связанных с развитием экономики, повышением жизненного и культурного уровня населения, безопасности страны и других мероприятий общегосударственного значения;
- выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства, территориальной инфраструктуры, социально- культурных потребностей населения и т. д;
- обеспечение самостоятельности всех видов бюджетов, посредством предоставления дотаций и регулирующих доходов.
Перераспределение расходов между бюджетами осуществляется в целях рационального сочетания общегосударственных интересов и интересов регионов, а также отдельных членов общества. Распределение расходов реализуется в соответствии со следующими принципами:
1. принцип значимости финансируемых программ, проектов, мероприятий соответствующий установленным полномочиям органов власти разного уровня управления;
2. принцип ведомственности, и территориальности, который позволяет разграничить направления бюджетных ассигнований по отдельным ведомствам, предприятиям, учреждениям в зависимости от их сферы деятельности.
Республиканский бюджет, который признан главенствующим звеном бюджетной системы государства, сосредотачивает немногим больше, чем половина всего консолидированного бюджета. Поэтому его расходы обеспечивают финансирование:
- общереспубликанских программ, связанных с динамичным и инновационным развитием экономики;
- внешнеэкономической деятельности, облуживание государственного долга;
- социальной политики;
- органов государственной власти и управления, юридических служб;
- общегосударственных резервов;
-обороны страны и других программ и мероприятий общегосударственного значения.
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и бюджеты районов. В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
Областные бюджеты выполняют две основные функции:
1. финансирование расходов, которые являются общими для всей области и охватывают несколько районов. В частности это расходы на содержание областных органов управления, на поддержку национальной экономики по области, строительство и ремонт дорог местного значения, охрану окружающей среды и т.д.
2. выравнивание, которое заключается в том, что часть полученных из республиканского бюджета средств направляется на сбалансирование нижестоящих бюджетов.
На бюджеты первичного уровня (районные, сельские, поселковые) возложено в основном, финансирование социально- культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г. Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.
Доходы местных бюджетов, с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета, позволят профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.
В том случае, если объем расходов бюджета превышает доходы, то образуется дефицит бюджета. В мировой практике многих стран бюджетный дефицит становится постоянным явлением, поскольку государства вынуждены постоянно увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.