Оценка финансовых результатов (тыс. руб.)

показатели план факт Отклонение (+,-) % выполнения плана
Прибыль от продаж +230 103,2
Операционные доходы и расходы (сальдо) +180 +242 +62 134,4
Внереализационные доходы и расходы (сальдо) +35 -22 -57 62,8
Прибыль до налогообложения +235 103,2
Налог на прибыль +193 108,6
Прибыль от оычной деятельности +42 100,8
Чрезвычайные доходы и расходы (сальдо) - - - -
Чистая прибыль +42 100,8

Данные таблицы 7.1 показывают, что план чистой прибыли (нераспреде­ленной) выполнен на 100,8 %. Значительное перевыполнение наблюдает­ся по прибыли от продаж, план выполнен на 103,2 %. Положительное влияние на прибыль оказали операционные доходы. Они возросли на 62 тыс. руб., или 34,4 %. А внереализационные расходы умень­шили прибыль на 178 тыс. руб., но внереализационные доходы увеличили прибыль на 156 тыс. руб. (см. ф. №2). В результате прибыль уменьши­лась на 22 тыс. руб. (- 178 + 156) = - 22

В ходе анализа внереализационных результатов следует изучить в дина­мике каждый их вид, выяснить причины изменений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договор­ной дисциплины. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек, как правило, свидетельствуют о плохой постановке учета. Значительную долю в расходах составляют штрафы за нарушение договоров поставки.

При анализе .необходимо выяснить, какие меры принимаются по сокра­щению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций. Как видно из таблицы 7.1, наибольший удельный вес в прибыли до нало­гообложения составляет прибыль от продаж. В ходе ее анализа необхо­димо подсчитать влияние факторов на ее изменение. Такими факторами являются:

1) изменение отпускных цен на продукцию;

2) изменение объема продажи продукции;

3) изменение структуры продукции;

4) изменение уровня и структуры затрат.

Влияние этих факторов на изменение суммы прибыли определяется ме­тодом цепных подстановок. Разберем это на примере предприятия «Шарм», используя данные плана и отчетного периода (ф. № 2). Для подсчета влияния вышеперечисленных факторов используем следу­ющую аналитическую таблицу.

Таблица 7.2

Анализ факторов изменения прибыли от продаж (тыс.руб.)

№ п/п Ппоказатели Пплан Ппо плану на фактически проданную продукцию Ффактически Оотклонение от плана ((+,-)
           
Выручка от продажи продукции (ф.№2, стр.010) ++260
Полная себестоимость проданной продукции (ф.№ 2, стр.020+030+040) ++30
Прибыль от продаж (стр.050 ф.№2) В том числе за счет изменений: а) объема продажи продукции [стр.3, гр.1х(стр.2,гр.2: стр.2гр.1-1)] б) структуры продукции (стр.3, гр.2-стр.3гр. 1-стр.За,гр.4) в) полной себестоимости проданной продукции (стр.2,гр.3-стр.2,гр.2) г) отпускных цен на продукцию (стр. 1 ,гр.3-стр. 1 ,гр.2) 7170 7330 7400   Для расчётов 7170*(16040:16030-1)=     (7330-7170-4,4)=     (16060-16040)=     (23460-23370)=   ++230 + +4,4     +155,6     +20     +90
++230

Данные таблицы 7.2 показывают, что план прибыли от продажи продук­ции перевыполнен на 230 тыс. руб. или на 3,2% (230:7170)х100%, что было вызвано в значительной степени изменением структуры продукции и повышением цен на продукцию.

Увеличение себестоимости продукции снизило прибыль на 20 тыс. руб. Необходимо выяснить причины удорожания, что поможет в будущем принять меры к снижению себестоимости продукции. Подробно с фак­торами, влияющими на себестоимость продукции, Вы знакомились в Теме 4.

Наряду с рассмотренными факторами на формирование прибыли может воздействовать леверидж. Леверидж в буквальном смысле означает ры­чаг. В экономике леверидж определяется как фактор, незначительное из­менение которого может привести к весьма существенному изменению результативного показателя. Точнее, это потенциальная возможность вли­ять на прибыль путем определенного изменения соотношения некоторых факторов.

Применительно к прибыли различают производственный и финансо­вый леверидж. Производственный леверидж можно определить как по­тенциальную возможность влияния на формирование прибыли от про­дажи продукции за счет изменения объема продукции и структуры ее себестоимости. Финансовый леверидж можно определить как потенци­альную возможность влияния на формирование прибыли путем изме­нения объема и структуры долгосрочных пассивов за счет долгосроч­ных ссуд и займов.

Каждое предприятие заинтересовано в получении прибыли. В связи с этим определяются возможности прогнозирования прибыли исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определения для каждой конкретной ситуации объема продажи (реализации), обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от продажи, при кото­рой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без полу­чения прибыли, принято называть критическим объемом производства (продажи) («мертвой точкой»), или точкой окупаемости (безубыточности). Для его определения может использоваться следующая формула:

V = V + с + р, где

V = объем продажи в стоимостном выражении;

v - переменные расходы;

с - постоянные расходы;

р - прибыль.

Поскольку переменные расходы (у) находятся в непосредственной зави­симости от объема продажи (реализации), можем записать, что V = аV, где а - коэффициент пропорциональности, т.е. удельный вес переменных расходов в цене единицы продукции. Тогда V = аV + с + р. Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема (Vк) примет вид:

Vк = аVк + с или Vк = с : (1- а)

Допустим, предприятие производит продукцию одного наименования, спрос на которую эластичен, т.е. небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям объема продаваемой продукции. Пусть ры­ночная цена на продукцию оставалась стабильной и составляла 100 руб. за единицу. Переменные расходы составляли 60 руб. в расчете на одно изделие. Общая величина постоянных расходов 1 млн. руб. Возникает вопрос, при каком объеме продажи продукции предприятие достигнет критического объема.

Подставив данные, получим Ук = 1000000: (1- 0,6) = 2500 тыс. руб., или 25000 изделий (2500000 руб. : 100 руб.), где а=60:100 = 0,6. Таким образом, реализовав 25 тыс. изделий на общую сумму 2500 тыс. руб., предприятие полностью покроет свои расходы и достигнет «крити­ческого» объема.

Маржинальный доход (вклад) - это разность между выручкой от продажи (реализации) продукции и переменными расходами, или иначе - это валовая прибыль.

Для эффективно работающего предприятия (коммерческой органи­зации) валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расхо­дов.

Из данных ф.№ 2 по АО «Шарм» видно, что валовая прибыль (маржа) составила за отчетный период 7600 тыс. руб. Коэффициент валовой мар­жи составляет 0,3 (7600:23460 = 0,3). Коэффициент валовой маржи - это на самом деле маржинальный доход на единицу продукции (рубль продаж). Отсюда следует, что порог рентабельности составит 200: 0,3 = 667 тыс. руб. Такой расчет необходим для определения запаса финансовой устойчивости или зоны безубыточности предприятия. Рассчитаем зону безубыточности, она составит 23640 - 667 = 22739 тыс.руб. Итак, Вы теперь имеете представление о прибыли, факторах, влияющих на ее изменение. Но для оценки эффективности хозяйствования большое значение имеют показатели рентабельности. Показатели рентабельнос­ти измеряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

• рентабельность инвестиций (капитала);

• рентабельность продаж;

• рентабельность на основе притока денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства; акционер­ный (собственный) капитал.

Например.

Р активов = Чистая прибыль / Все активы > Р инвестиции = = Чистая прибыль / Инвестиционный капитал > Р собственного капитала = = Чистая прибыль / Акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характери­зует степень использования предприятием финансовых рычагов для по­вышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Специфика данных показателей состоит в том, что они отвечают интере­сам всех участников бизнеса предприятия. Например, финансового ме­неджера интересует доходность всех активов (всего капитала); потенци­альных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д. Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рен­табельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности пред­приятия, т.е. рассчитывается рентабельность продаж, которая опре­деляется путем деления прибыли от продаж на выручку от продажи всей продукции; рентабельность окупаемости затрат, которая определяет­ся путем деления прибыли от продаж или чистой прибыли на полную се­бестоимость проданной продукции; рентабельность продаж отдельных видов продукции, которая определяется путем деления разности между це­ной (ц) и себестоимостью (С) единицы продукции на цену этой продук­ции, т.е.

Р = (Ц-С):Ц

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично пер­вой и второй группам, однако вместо прибыли принимается чистый по­ток денежных средств. Эти показатели дают представление о возможно­сти предприятия рассчитаться с кредиторами, заемщиками и акционера­ми денежными средствами от денежного притока. Эти виды рентабель­ности широко применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Многообразие показателей рентабельности определяет поиск путей ее повышения

Приступая к анализу показателей рентабельности, необходимо:

1) оценить степень выполнения их плана;

2) изучить динамику;

3) выявить факторы и подсчитать их влияние на изменение показа­телей рентабельности;

4) выявить резервы и наметить мероприятия по их использованию.
Источником информации служат данные плана, бухгалтерский баланс,
отчет о прибылях и убытках (ф. №2), отчет о движении денежных
средств (ф. №4).

Дав оценку уровню рентабельности, установив его изменение в сравне­нии с планом и прошлым отчетным периодом, можно определить влия­ние отдельных факторов на анализируемый показатель рентабельности. Так, рентабельность продаж будет зависеть от изменений прибыли от продаж и выручки от продажи продукции (работ, услуг). Рентабельность окупаемости затрат будет зависеть от изменений при­были от продаж (чистой прибыли) и полной себестоимости проданной продукции.

Рентабельность активов зависит от изменений чистой прибыли и сред­ней величины активов и т.д.

Подсчет влияния факторов осуществляется методом цепных подстановок. Рассмотрим на примере влияние факторов на рентабельность окупаемос­ти затрат, используя данные таблицы 7.3 и ф.№2.

Таблица 7.3

Влияние факторов на изменение уровня рентабельности

показатели план При фактической прибыли и плановой себестоимости фактически Отклонение от плана
   
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. х +230
Полная себестоимость проданной продукции (ф№2,стр.020+030+040) х +30
Рентабельность окупаемости затрат (стр.1:стр2)*100% В том числе за счёт изменений: А) суммы прибыли (стр.3, гр.2-стр.3,гр.1) Б)полной себестоимости продукции (стр.3,гр.3-стр.3,гр.2)   44,7 46,2 46,1   Для расчётов 46,2-44,7=     46,1-46,2= +1,4   +1,5     -0,1

Данные таблицы 7.3 показывают, что рентабельность окупаемости зат­рат, или хозяйственной деятельности за отчетный период, возросла на 1,4 %, что было вызвано увеличением прибыли. За счет этого фактора рен­табельность могла бы возрасти на 1,5 %, но удорожание себестоимости продукции снизило уровень рентабельности на 0,1 %. О причинах увели­чения прибыли и повышения себестоимости Вы уже знаете. Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение других по­казателей рентабельности. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что нельзя считать показатели рентабельности главными (а тем более единственными) индикаторами финансовой успешности предприятия (фир­мы). Далее Вы узнаете о целом ряде других показателей, свидетель­ствующих об эффективности хозяйствования.

Подведем итоги

Прибыль - конечный положительный результат хозяйственно-финан­совой деятельности предприятия, важнейший источник формирования государственного и местного бюджетов.

Значительную долю в прибыли предприятия занимает прибыль от продажи продукции (работ, услуг), на величину которой влияют: а) объем и структура проданной продукции; б) себестоимость и отпускные цены на продукцию. Доходность предприятия характеризуют показатели рентабельности, которые подразделяются на три группы:

а) рентабельность инвестиций (капитала);

б) рентабельность продаж;

в) рентабельность на основе притока денежных средств.
Главная цель анализа финансовых результатов - выявление неиспользованных резервов увеличения прибыли и повышения уровня
рентабельности.

А сейчас проверьте, все ли Вы усвоили из предлагаемого материала, от­ветив на вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является конечным финансовым результатом деятельности предприятия?

2. Почему прибыли уделяется значительное внимание при оценке де­ятельности предприятия?

3. Назовите главную цель анализа прибыли.

4. Перечислите источники информации для анализа финансовых ре­зультатов.

5. Перечислите составные части чистой прибыли предприятия.

6. Как определяется прибыль от продаж? Задачи ее анализа.

7. Назовите факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж.

8. Что такое леверидж? Его виды.

9. Что означает понятие «мертвая точка»? Зачем она рассчитывается?

10. Дайте понятие маржинальному доходу.

11. Перечислите три группы показателей рентабельности.

12. Как рассчитываются показатели рентабельности активов, инвес­тиций, продаж, окупаемости затрат?

13. Напишите формулу расчета рентабельности единицы продукции.

14. Назовите факторы. Вливающие на изменение показателей рентабельности.

Задание

Тема 8. Анализ финансового состояния предприятия

В результате изучения этой темы Вы будете

знать:

• что понимается под финансовым состоянием предприятия;

• задачи его анализа;

• какие показатели характеризуют финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, деловую его активность;

уметь:

• анализировать статьи актива и пассива баланса, рассчитывать показатели обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, соотношение собственного и заемного капитала, определять коэффициенты ликвидности, утраты платежеспособности, банкротства, оборачиваемости оборотных активов, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

понимать:

• для каких целей необходимо рассчитывать показатели состояния оборотного и заемного капитала, деловой активности, платежеспособности предприятия.

Квалифицированный экономист, финансист, менеджер, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономи­ческих исследований, среди которых значительное место занимает анализ финансового состояния. Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.

Основные задачи анализа финансового состояния:

1. Определение качества финансового состояния.

2. Изучение причин его улучшения или ухудшения за отчетный период.

3. Подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивос­ти и платежеспособности предприятия.

Эти задачи решаются на основе изучения динамики абсолютных и отно­сительных финансовых показателей, что дает возможность проводить анализ в сравнении с другими предприятиями и за ряд лет. Анализом финансового состояния занимаются руководители (финансовые менеджеры) и соответствующие службы предприятия (экономические, тех­нические, социологические, юридические и др.), учредители, инвесторы, банки, поставщики, налоговые инспекции.

В соответствии с этим финансовый анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний финансовый анализ проводится службами пред­приятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обес­печить планомерное поступление денежных средств и разместить соб­ственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения прибыли и исключения риска банкротства.

Цель внешнего финансового анализа - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить прибыль и исключить риск потерь, а также определить место предприятия в группе родственных предприя­тий, что очень важно в рыночных условиях.

Источники информации для анализа финансового состояния

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»,

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,

Форма № 3 «Отчет о движении капитала»,

Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»,

Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», а также данные бухгалтерского учета и необходимые аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.

Для того чтобы уметь анализировать финансовое состояние пред­приятия, прежде всего надо хорошо знать строение баланса, со­держание его статей, взаимосвязь разделов и статей. Термин «баланс» (от франц. bа1аnсе - весы) употребляется как символ равновесия, равенства. Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое пред­ставление об имущественном и финансовом положении предприя­тия. В балансе, как Вы помните, отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух раз­резах: а) по составу (виду), в) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает воз­можность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусто­ронней таблицы, в левой части которой размещаются активы пред­приятия, а в правой - пассивы; в этом случае общие итоги актива и пассива совпадают. В российской учетно-аналитической прак­тике принято итог баланса называть валютой баланса. Такое же название используется в США и Франции.

А теперь внимательно изучите бухгалтерский баланс по предпри­ятию «Шарм». С методикой анализа финансового состояния Вы будете знакомиться именно по этому балансу. Основными мето­дами анализа финансового состояния являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса от­дельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

Трендовый анализ заключается в сопоставлении величин балан­совых статей за ряд лет (или других смежных отчетных периодов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей. Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и дина­мики относительных показателей финансового состояния. Факторный анализ заключается в выявлении причин изменения аб­солютных и относительных финансовых показателей, а также степе­ни влияния различных причин на величину изменения показателя. Итак, Вы ознакомились с понятием баланса и используемыми ме­тодами анализа финансового состояния.

А теперь можно перейти к методике анализа финансового состо­яния.

Анализ структуры баланса

Анализ финансового состояния начинается с изучения структуры имущества (основного и оборотного капитала) предприятия и ис­точников его формирования (собственных и заемных средств), что дает возможность не только оценить имущество, находящееся в распоряжении предприятия или контролируемое им, но также вы­делить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеобо­ротные (иммобилизованные) средства, а также определить, за счет каких источников в наибольшей степени сформировалось данное имущество, что можно увидеть из следующей таблицы.

Таблица 8.1

Структура активов и пассивов баланса

(имущества предприятия и источников его приобретения)

№ п/п • Статьи баланса На начало года Наконец отчетного периода Изменение (+,-)
I Всего имущества (валюта баланса), тыс.руб. +12016
В том числе: Внеоборотные активы а) в сумме, тыс.руб. б) в % к имуществу     70,7     61,8     +2659 -8,9
Оборотные активы: а) в сумме, тыс. руб. б) в % к имуществу 29,3 38,2 +9357 +8,9
II Источники приобретения имущества - всего, тыс. руб. +12016
В том числе: Собственные средства (капитал и резервы): а) в сумме, тыс. руб. б) в % к имуществу   82,7   80,7   +8653 -2,0
Заемные средства: а) в сумме, тыс. руб. б) в % к имуществу 17,3 19,3 +3263 +2,0

Из данных таблицы 8.1 видно, что общая стоимость имущества возросла за отчетный период на 12016 тыс. руб. в основном за счет роста оборотных активов (+9357 тыс. руб.). Внеоборотные активы возросли на 2659 тыс. руб. Удельный вес оборотных активов на конец отчетного периода составил 38,2%, в то время как вне­оборотные активы составили 61,8%. Поступление, приобретение, создание имущества осуществлялось как за счет собственных .средств (80,7%), так и за счет заемных средств (19,3%), т.е. здесь значительную долю составляет собственный капитал. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на дол­госрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала (имущества) и меньше доля за­емных средств, тем надежнее для кредиторов и банков финанси­рование.

Однако следует иметь в виду, что финансирование деятельности только за счет собственных источников не всегда выгодно для пред­приятия, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезон­ный характер. В этом случае, привлекая заемные средства, пред­приятие может повысить рентабельность собственного (акционер­ного) капитала.

В то же время, если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, его финансовое состояние бу­дет неустойчивым, т.к. необходим постоянный контроль за своев­ременным их возвратом и привлечением в оборот на непродолжи­тельное время других капиталов.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение соб­ственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое со­стояние.

По пассиву баланса можно изучить структуру заемных средств, вложенных в имущество предприятия. Прирост активов (имуще­ства) на 27,2% (3263:12016)х100 произошел за счет роста креди­торской задолженности, в то время как долгосрочные и краткос­рочные заемные средства снизились. Рост кредиторской задолжен­ности и прочих краткосрочных обязательств на 3263 тыс. руб. был обусловлен в значительной степени задолженностью перед постав­щиками, бюджетом и персоналом предприятия, но это не ведет к ухудшению платежеспособности предприятия, т.к. выросла сум­ма денежных средств.

Таким образом, можно сказать, что увеличение имущества пред­приятия было обусловлено ростом собственного капитала, кото­рый возрос на 8653 тыс. руб. и заемного - в сумме 3263 тыс. руб. Не менее важным моментом является изучение структуры обо­ротных активов. Из таблицы 8.1 видно, что оборотные активы за отчетный период возросли на 9357 тыс. руб. Наиболее существенно возросли запасы (строки 210 + 220 баланса). Увеличение их составило 3170 тыс. руб., дебиторская задолженность возросла на 3450 тыс. руб., денежные средства и краткосрочные финансовые вложения возросли на 2722 тыс. руб. (3920+256) - (1314+140). Удельный вес запасов в оборотных активах составил 51,7% (12720+145):24901 х 100, удельный вес де­биторской задолженности составил 31,6% (7870:24901) х 100, удельный вес денежных средств и краткосрочных финансовых вложений составил 16,7% (3920 + 256) : 24901 х 100.

Анализируя структуру оборотных активов, необходимо установить обеспеченность предприятия собственными оборотными средства­ми. Наличие собственных оборотных средств определяется как раз­ность итогов III пассива баланса и I раздела актива баланса. Если долгосрочные заемные средства направляются на приобретение ос­новных средств и на капитальные вложения, то оправданно будет добавление суммы долгосрочных кредитов и займов к итогу III раз­дела пассива. В ходе анализа полезно определить их излишек или недостаток, сравнив фактическое наличие с нормативом (плано­вый % покрытия финансово-эксплуатационной потребности в обо­ротных средствах). Об обеспеченности предприятия собственны­ми оборотными средствами можно судить по коэффициенту обес­печенности, который определяется путем деления фактического на­личия собственных оборотных средств на сумму оборотных ак­тивов. Нормальным ограничением данного коэффициента являет­ся 0,1. Если он выше 0,1, то это означает, что у предприятия име­ется излишек собственных оборотных средств.

Поскольку в оборотных активах наибольший удельный вес зани­мают запасы, то в ходе анализа необходимо установить долю соб­ственных оборотных средств в формировании запасов, а также оп­ределить, насколько гибко используются собственные оборотные средства. Доля собственных оборотных средств в запасах опре­деляется путем деления собственных оборотных средств на сум­му запасов. О гибкости использования собственных оборотных средств судят по коэффициенту их маневренности, который опре­деляется путем деления собственных оборотных средств на сум­му собственных средств (итог III раздела пассива баланса). Опти­мальное значение данного коэффициента 0,5. Разберем на приме­ре баланса предприятия «Шарм» состояние собственных оборот­ных средств, используя следующую аналитическую таблицу:

Таблица 8.2

(тыс.руб.)

№ п/п Показатели На начало года На конец отчетного периода Изменение (+-)
Собственные и приравненные к ним средства (итоги III и IV разделов пассива) +8653
Внеоборотные активы (итог I раздела актива) +2659
Наличие собственных оборотных средств (стр. 1- стр.2) +5994
Оборотные активы (итог II раздела актива) +9357
Запасы (стр.210+стр.220) +3195
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.3 : стр.4) 0,4 0,5 +0,1
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (стр.3 : стр.1) 0,15 0,24 +0,09
Доля собственных оборотных средств в запасах, % (стр.3 : стр.5) *100 66,7 96,7 +30,0

Данные таблицы 8.2 показывают, что предприятие полностью обес­печено собственными оборотными средствами. Коэффициент обес­печенности собственными оборотными средствами на конец года составил 0,5 при нормальном ограничении 0,1, т.е. у предприятия явный излишек собственных оборотных средств, отсюда низкий коэффициент маневренности собственных оборотных средств. При оптимальном значении коэффициента обеспеченности собственны­ми оборотными средствами 0,5 он составил 0,24. Значительно воз­росла доля собственных оборотных средств в запасах. На конец года их доля составила 96,7% (0,97) при нормальном ограничении 0,6- 0,8. В условиях рыночной экономики каждый рубль, вкладываемый в запасы, должен приносить прибыль. Накопление запасов является свидетельством спада активности предприятия по производству и продаже продукции. Поэтому важным момен­том анализа является изучение состояния текущих активов на пред­приятии по категориям риска (легкореализуемые и труднореали­зуемые активы). Но здесь следует учитывать, что классифика­ция оборотных средств на легкореализуемые и труднореализуе­мые не может быть постоянной, а меняется с изменением эконо­мических условий. Например, в условиях нестабильности снаб­жения и обесценивания рубля предприятия заинтересованы вло­жить денежные средства в производственные запасы и другие виды материальных ценностей, что дает основание причислить их к лег­кореализуемым.

Более подробно с методикой анализа обеспеченности запасов ис­точниками их формирования Вы можете ознакомиться в учебном пособии А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, Е.В. Негашева «Мето­дика финансового анализа», ИНФРА-М, 2000, параграф 4.3.2. Об­ратите внимание на таблицу, приведенную на стр.158 данного по­собия. Было бы совсем хорошо по данным баланса предприятия «Шарм» дать оценку его финансовой ситуации (абсолютная ус­тойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное финансовое состояние), тогда Вы будете иметь представление об устойчивости финансового состояния.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Наряду с показателями состояния собственных оборотных средств о финансовой устойчивости предприятия можно судить по соот­ношению собственных и заемных источников.

Важными показателями финансовой устойчивости являются:

1. Коэффициент финансовой независимости (автономии), кото­рый определяется путем деления собственных средств на ва­люту баланса.

2. Плечо финансового рычага, или коэффициент финансового риска (соотношение заемных и собственных средств).

3. Коэффициент инвестирования (доля собственных средств в формировании основного капитала).

4. Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств).

5. Коэффициент финансовой устойчивости (доля собственных источников, долгосрочных кредитов и займов в общей валюте баланса).

Рассмотрим на примере предприятия «Шарм» показатели его фи­нансовой устойчивости, используя для этого следующую анали­тическую таблицу.

Таблица 8.3

Финансовая устойчивость предприятия (тыс.руб.)

№ п/п Показатели За начало года На конец отчетного периода Изменение (+,-)
Внеоборотные активы (основной капитал) (итог I раздела актива баланса) +2659
Собственные источники (итог III раздела пассива баланса) +8653
Долгосрочные кредиты и займы (итог IV раздела пассива баланса)  
Краткосрочные кредиты и займы -1000
Кредиторская задолженность +4403
Валюта баланса +12016
Коэффициент финансовой независимости (стр.2: стр.6) 0,83 0,81 -0,02
Коэффициент финансового риска (стр.3+стр.4+стр.5): стр.2 0,21 0,24 +0,03
Коэффициент инвестирования (стр.2: стр.1) 1,17 1,31 +0,14
Коэффициент финансирования (стр.2: (стр.3+стр.4+стр.5) 4,8 4,2 -0,6
Коэффициент финансовой устойчивости (стр.2+стр.3):стр.6 ______________ 0,83 0,81 -0,02

В условиях рынка важную аналитическую характеристику приобретает финансовая независимость предприятия. Одним из показателей финан­совой независимости предприятия является коэффициент независимос­ти (автономии), равный доле источников собственных средств в общей стоимости имущества. В рассматриваемом примере (Таблица 8.3) этот коэффициент на конец отчетного периода составил 0,81 при теоретически возможном К>0,5. Данный коэффициент означает, что все обязатель­ства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Рост коэффициента свидетельствует, как правило, о снижении финансо­вых затруднений в будущем. Такие тенденции с точки зрения кредиторов повышают гарантии погашения предприятием своих обязательств. В рас­сматриваемом примере данный коэффициент за отчетный период снизил­ся очень незначительно.

Важным показателем, характеризующим финансовую независимость предприятия от привлечения заемных средств, является коэффици­ент финансового риска, или коэффициент соотношения заемных и соб­ственных средств. Привлечение заемных средств позволяет пред­приятию оплатить срочные обязательства, а также расширить свою деятельность.

Из данных таблицы 8.3 видно, что коэффициент финансового риска к концу отчетного периода несколько возрос (+0,03), т.е. в течение отчет­ного периода заемные средства на каждый рубль собственных вложений возросли на 0,03, или 3 коп. Если значение данного коэффициента превы­шает единицу, то финансовая независимость и устойчивость достигает критической точки.

Наши рекомендации