Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым эле­ментом социально-экономической системы общества. В соответ­ствии с этим страховое дело и порядок его организации является одним из особых направлений экономико-правовой деятельности любого государства, связанной с установлением основных начал перераспределения риска вероятностных потерь юридических и физических лиц.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвы­чайными событиями. Охарактеризуем каждую из указанных форм страхования более подробно.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, осно­ванных на различных формах собственности, как самостоятель­ная форма страхования, подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударствен­ное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конститу­ции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.

Отношения по обязательному социальному страхованию наи­более тесно взаимосвязаны с финансовыми правоотношениями, поскольку отличаются особой ролью государства в их организа­ции и регулировании. Государство посредством нормативного ре­гулирования устанавливает порядок создания, условия и цели функционирования социальных страховых фондов, закрепляет состав источников финансирования, вводит жесткий контроль за использованием аккумулированных в них средств на строго опре­деленные цели.

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

Обязательное социальное страхование регулируется Феде­ральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», вступившим в силу на территории России с 21 июля этого же года1.

Несмотря на относительную новизну указанного нормативно­го акта, само понятие «социального страхования» не является новым ни для нашего государства, ни для зарубежных стран. Указанный вид страхования имел место и в условиях существо­вания Союза ССР, имел и имеет распространение практически во всех государствах (в том числе с рыночной и нерыночной эконо­микой). Социальное страхование всегда рассматривалось как сис­тема материального обеспечения граждан в старости, при потере трудоспособности и в других случаях, гарантированных государ­ством и осуществляемая из средств особых фондов, образуемых за счет страховых взносов предприятий, учреждений и других стра­хователей, а также дотаций государственного бюджета2. Таким образом, социальное страхование, в отличие от собственно стра­хования (страхования от несчастных случаев), всегда было напря­мую связано с трудовой деятельностью граждан. В связи с этим указанный вид страхования, согласно доктрине советского права, относился к предмету регулирования трудового права и права со­циального обеспечения и соответственно изучался в рамках ука­занных учебных дисциплин.

Аналогичной точки зрения на место социального страхования в системе российского права придерживались и представители науки финансового права на начальном этапе правовой реформы, связанной с установлением правовых основ рыночных отношений в России. Однако изменения, внесенные в систему российского законодательства, в частности, финансового, страхового, налого­вого законодательства, вызвали необходимость нового осмысле­ния места и роли указанной формы страхования и необходимости отнесения ее к составу одного из самостоятельных институтов (звеньев) финансовой системы РФ, а именно к составу звена «страхование», которое с учетом изложенного должно, помимо подразделения на личное и имущественное, подразделяться и на социальное страхование (специальное страхование), и страхова­ние от несчастных случаев (собственно страхование).

1 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.

2 Подробнее о системе социального страхования в СССР и капиталистических странах см.: Финансово-кредитный словарь: В 3-х т. Т. III / Гл. ред. Н.В. Гаретов-ский. М., 1988. С. 146—147.

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 583

Учитывая особенности осуществления в конце 90-х гг. рефор­мы системы социального страхования, предусматривающей, в свою очередь, в условиях рыночной экономики развитие опреде­ленных видов именно обязательного социального страхования, можно констатировать факт расширения предмета финансового права с включением в него вопросов правового регулирования ор­ганизации обязательного социального страхования, с характерис­тикой его отдельных видов (пенсионного, медицинского и др.)

Включение обязательного социального страхования в состав финансового института «страхования» обусловлено рядом при­чин:

Во-первых, правоотношения по обязательному социальному страхованию — это отношения по поводу образования, распре­деления и использования специальных фондов денежных средств, урегулированные финансово-правовыми нормами. Они напрямую связаны с реализацией публичной роли государства по обеспечению конституционных прав его граждан на пенси­онное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспе­чение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России указанные фонды имеют статус государст­венных социальных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 10 БК РФ они включаются законодателем в структуру бюд­жетной системы, а наукой финансового права выделяются в самостоятельное звеноцелевых внебюджетных фондов. Кроме того, все средства обязательного социального страхования яв­ляются федеральной государственной собственностью и имеют строго целевое назначение, которое определяется исключитель­но государством;

Во-вторых, при регулировании отношений по обязательному социальному страхованию применяется императивный метод ре­гулирования (метод власти-подчинения), который является ос­новным методом регулирования финансовых отношений. Именно государство устанавливает порядок создания, условия, цели функционирования социальных фондов, а также структуру ис­точников их финансирования и направления расходования моби­лизованных в них средств;

В-третьих, обязательным участником этих отношений являет­ся государство в лице уполномоченных органов — органов госу­дарственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда государственного социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования). Участие же государства либо уполномоченных им органов, как известно, яв-

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

ляется также одной из специфических черт финансовых правоот­ношений. Кроме того, в этих отношениях особая роль, как и в финансовых, принадлежит банковским кредитным организаци­ям, на которые возложена обязанность по перечислению обяза­тельных платежей в указанные внебюджетные фонды;

В-четвертых, страховые взносы, уплачиваемые по обязатель­ному социальному страхованию (и его отдельным видам — меди­цинскому, пенсионному), несмотря на невключение в налоговую систему РФ, являются обязательными платежами, установлен­ными федеральным законодательством, с характерными призна­ками целевых налогов (сборов). Правоотношения, связанные с уп­латой обязательных платежей по обязательному социальному страхованию, в том числе контроль за их взиманием регулирует­ся, как правило, российским законодательством о налогах и сбо­рах.

Таким образом, организация обязательного социального стра­хования, как и организация страхового дела в РФ полностью рег­ламентирована государством и является в настоящее время ин­ститутом финансового права. Данный вывод в определенной мере, подтверждается включением некоторыми авторами новых учеб­ных пособий по финансовому праву в раздел по страхованию и вопросов по социальному страхованию1. Кроме того, указанный вывод вытекает и из анализа ст. 970 ГК РФ, в соответствии с ко­торой пенсионное и медицинское страхование относится к специ­альным видам страхования. Само же «социальное страхование» в целом, является комплексным правовым институтом и регулиру­ется несколькими отраслями права, в том числе конституцион­ным, гражданским, трудовым, финансовым и другими отраслями права.

Прежде чем давать более подробную характеристику обяза­тельному социальному страхованию, как было указано выше, имеющему наиболее тесную взаимосвязь с предметом финансово­го права, отметим, что само социальное страхование в научной литературе рассматривается как система отношений по государ­ственному материальному обеспечению граждан при наступле­нии нетрудоспособности, старости и в иных установленных зако­ном случаях, осуществляемая за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств самих граждан,

' См., например: Грачева Е.Ю., Соколова ЭД. Финансовое право. Учебное по­собие. М., 2001. С. 251—281; Финансовое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2001. С. 256—286.

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 585

объединенных в различные фонды (Пенсионный, Государственно­го социального страхования, обязательного медицинского страхо­вания)1.

В ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обяза­тельное социальное страхование представляет собой часть госу­дарственной системы социальной защиты населения, специфи­кой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального поло­жения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и осуществляемое в соответствии с федеральным законом2.

Таким образом, обязательное социальное страхование — это целая система правовых, экономических и организационных мер, применяемых государством в целях компенсации или минимиза­ции последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, указанное страхование распространяется и на иные категории граждан в случаях признания их безработными, получения трудового уве­чья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, сана-торно-курортного лечения и наступления иных социальных стра­ховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхо­ванию. Законодательство об обязательном социальном страхова­нии распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечива­ющих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное со­циальное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Источниками правового регулирования обязательного соци­ального страховании является не только федеральное законода­тельство и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты РФ, но также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Принципы обязательного социального страхования получили правовое закрепление в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», что существенно повы­шает уровень правовой регламентации указанного вида страхова-

Подробнее о государственных социальных внебюджетных фондах см. гл. 21 ;ебника. 2 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

ния и свидетельствует о высоком уровне юридической техники при ее разработке.

Основными принципами осуществления обязательного соци­ального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая посредством эквивалентности стра­хового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования;

доступность для застрахованных лиц реализации своих соци­альных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию незави­симо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного соци­ального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательно­го социального страхования в органах управления системы обяза­тельного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов крнкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязатель­ного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Фе­дерации и ее субъектов. Федеральный закон «Об основах обяза­тельного социального страхования» уточняет полномочия феде­ральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования. Так, к полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социаль­ного страхования относится установление основ его правового ре­гулирования, а также видов обязательного социального страхова­ния.

На федеральном уровне устанавливается круг лиц, подлежа­щих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение, определяются условия назна­чения и размеров страхового обеспечения, устанавливается по­рядок принятия, исполнения, утверждения бюджетов фондов

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 587

конкретных видов обязательного социального страхования (далее — бюджетов обязательного социального страхования), а также отчетов об их исполнении. К компетенции указанных органов относится:

установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

установление расчетной базы, с которой начисляются страхо­вые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осущест­вления страховых выплат;

определение ответственности субъектов указанного страхова­ния;

определение порядка хранения средств обязательного соци­ального страхования и гарантий устойчивости финансовой систе­мы обязательного социального страхования, а также управление этой системой.

Участниками отношений по обязательному социальному стра­хованию, т.е. субъектами указанных отношений, являются: во-первых, страхователи; во-вторых, страховщики; в-третьих, за­страхованные лица; в-четвертых, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными закона­ми о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователями могут в данном случае выступать организа­ции любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкрет­ных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). Страхователями яв­ляются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы в соот­ветствии с федеральными законами.

Страховщиками выступают некоммерческие организации, со­здаваемые в соответствии с федеральными законами о конкрет­ных видах рассматриваемого страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованными лицами в данном случае считаются граж­дане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданст-4 ва, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхова­нию возникают в соответствии с федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования. Зако-

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

ном специально оговаривается, что посредническая деятель­ность в системе обязательного социального страхования не до­пускается.

Виды социальных страховых рисков (страховых случаев) за­креплены в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». К ним относятся девять основных рисков: необходимость получения медицинской помощи; времен­ная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное за­болевание; материнство; инвалидность; наступление старости; по­теря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию соответствуют конкретным видам социального стра­хового риска. Так, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставле­нием застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) .пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности и т.п.1

Порядок возникновения отношений по обязательному соци­альному страхованию имеет свои особенности, которые получили правовое закрепление. Так, отношения по обязательному соци­альному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с мо­мента заключения с работником трудового договора, а у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком. Для страховщика этот момент связан с моментом регистрации стра­хователя, а для застрахованных лиц — с моментом заключения трудового договора с работодателем, у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Все основные права и обязанности застрахованных лиц уста­новлены в Законе (ст. 10). Так, застрахованные лица (либо члены семьи) имеют право не только на своевременное получение стра­хового обеспечения в порядке и на условиях, которые установле­ны федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, но и на внесение предложений через

1 Подробнее о порядке применения законодательства по социальному страхо­ванию в части назначения и выплаты пособий см. письмо Фонда социального стра­хования РФ от 6 апреля 2000 г. № 02-18/05-2322 // Экономика и жизнь. 2000. № 20.

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 589

своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взно­сов страховщикам и в Правительство РФ.

К основным обязанностям застрахованных лиц относятся:

1) обязанность своевременно предъявлять страховщику доку­менты, содержащие достоверные сведения и являющиеся основа­нием для назначения и выплаты страхового обеспечения;

2) обязанность вносить страховые взносы, если такая обязан­ность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. ••**''

Корреспондирующие права и обязанности имеются и у стра­ховщиков. Так, они вправе при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для провер­ки наступления страхового случая1; проверять документы по учету и перечислению страховых взносов (обязательных плате­жей), а также документы, связанные с выплатой страхового обес­печения2; не принимать к зачету расходы на обязательное соци­альное страхование, произведенные с нарушением законодатель­ства РФ; взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осущест­влять другие начисления в соответствии с законодательством РФ; обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании страхо­вателя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (обязательных плате­жей); предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов (обязательных платежей) в установленных федеральны­ми законами случаях и др.

К обязанностям страховщиков относятся:

1) подготовка с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснования тарифов страховых взносов;

2) обеспечение сбора страховых взносов, а также своевремен­ная выплата страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая);

1 По вопросу, касающемуся порядка назначения и проведения исполнитель­ными органами Фонда социального страхования РФ экспертизы страхового слу­чая, см. письмо ФСС РФ от 3 июля 2001 г. № 02-18/07-4808 // Вестник госуд. соц. страхования. Социальный мир. 2001. № 9.

Постановлением ФСС РФ от 24 октября 2001 г. № 102 (в редакции постанов­ления от 18 апреля 2002 г. № 42) утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам // Россий­ская газета. 2001. 26 дек.; 2002. 19 июня.

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

т

3) обеспечение контроля за правильным начислением, свое­временными уплатой и перечислением страховых взносов страхо­вателями;

4) учет страховых взносов и др.

Страхователи имеют право участвовать через своих предста­вителей в управлении обязательным социальным страхованием, в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов, а также вправе вносить предложения о тари­фах страховых взносов на конкретные виды обязательного соци­ального страхования страховщикам как в Правительство РФ, так и ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты стра­ховых взносов (обязательных платежей), а также пользоваться предоставленными льготами. Осуществлять защиту своих прав страхователи вправе в судебном порядке.

Обязанности страхователей соответствуют их правам. Так, они обязаны: встать на учет и сняться с учета у страховщика в сроки, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; уплачивать в ус­тановленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы; представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей); вести учет начисле­ний страховых взносов и представлять отчетность по установлен­ной форме.

Учитывая публичный и обязательный характер правоотноше­ний по социальному страхованию, законодатель возложил обя­занность по управлению системой обязательного социального страхования на Правительство РФ.

Именно Правительство РФ вправе создавать страховщиков, на которых возложено осуществление обязательного социального страхования.

Страховщики же осуществляют оперативное управление сред­ствами обязательного социального страхования.

В органах управления фондов участвуют профсоюзы и другие социальные партнеры, которые имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Российским законодательством в настоящее время достаточно четко регламентирована финансовая система обязательного соци­ального страхования. В частности, подробно урегулирован бюд­жетный процесс в системе обязательного социального страхова­ния. Установлено, что бюджеты фондов конкретных видов

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 591

обязательного социального страхования на очередной финансо­вый год утверждаются федеральными законами.

К особенностям бюджетов обязательного социального страхо­вания относится то, что они не входят в состав федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Гарантией социального страхования является, прежде всего, установленное в законодательстве правило о том, что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъ­ятию не подлежат (ст. 16 Федерального закона «Об основах обзг-зательного социального страхования»). Кроме того, социальное страхование гарантируется тем, что источники поступлений де­нежных средств в бюджеты обязательного социального страхова­ния, установленные законодателем, достаточно разнообразны и следовательно предоставляют реальную возможность застрахо­ванным лицам реализовать свои права на своевременное получе­ние страхового обеспечения. Дополнительная гарантия устойчи­вости финансовой системы обязательного социального страхова­ния закреплена в ст. 24 вышеуказанного Закона, где установлено, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного соци­ального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-ку­рортного лечения и иных расходов, Правительство РФ при разра­ботке проекта федерального закона о федеральном бюджете пред­усматривает дотации в размерах, позволяющих обеспечить уста­новленные выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязатель­ного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доход­ность.

Участники правоотношений в сфере обязательного социально­го страхования вправе защищать свои права в случае их наруше­ния. Законодательством четко урегулирован административный порядок защиты в рассматриваемой сфере.

Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обяза­тельного социального страхования, несут ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ.

Рассмотрим теперь другую (вторую) форму страхования.

Вторая форма страхования — собственно страхование, свя­занное с непредвиденными чрезвычайными событиями, традици­онно рассматривается в курсе финансового права и более тесно, по сравнению с первой формой страхования, связана с этимологичес­ким содержанием слова «страховать».

Глава 23. Правовое регулирование организации страхового дела

т

В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциирова­лось с деятельностью по «предохранению от чего-нибудь неприят­ного, нежелательного»1. Например, В. Даль так объясняет значе­ние слова «страховать»: отдавать кому-либо «на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно соста, за обеспечение целости чего-то, с ответом на условную сумму»2.

В современном русском языке основной смысл понятия «стра­хование» сохранился. Страховать — означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, кото­рое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, по­несенный в специально оговариваемых случаях»3.

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цент­рализованных и децентрализованных резервов денежных и мате­риальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде­ний — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий. Страхо­вание предоставляет гарантии восстановления нарушенных иму­щественных интересов в случае непредвиденных природных, тех­ногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратеги­ческую позицию страхования в странах с развитой рыночной эко­номикой.

Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме. В Древней Греции уже в эпоху Александра Македонского создавались «не только взаимные, но и акционерные страховые общества»'1.

1 См. смысл слова «страхование»: Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый сло­варь русского языка. М., 1998. С. 772.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1980. С. 337.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 772.

4 См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 30—38.

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 593

Появление страхования на Руси связывается исследователями с памятником древнерусского права — «Русской правдой» (X— XI в.), где впервые была предусмотрена возможность возмещения вреда общиной в случае убийства1.

Однако страхование в собственном смысле этого слова возни­кает в XIV в. Именно с этого времени, по мнению дореволюцион­ных русских ученых, а также зарубежных исследователей, стра­хование выступает как деятельность коммерческих страховых организаций, основной целью которых становится «распределе-•-ние убытков», а также «получение прибыли от страховых опера­ций»2.

В дореволюционной России страхование было одной из форм деятельности самых разнообразных предприятий и обществ. Ве­дущую роль среди них играют акционерные общества, для кото­рых страхование является одной из форм коммерческой деятель­ности. На их долю в 1913 г. приходилось 63% застрахованного имущества, остальная часть — на городские взаимные страховые общества (8%) и 15% на земства (органы местного самоуправле­ния в ряде центральных губерний). Всего же в 1913 г. страховы­ми учреждениями России было застраховано имущества на сумму 21 млрд руб. Помимо страхования имущества в дореволюционной России осуществлялось страхование «от огня», страхование жизни, транспортное страхование судов и грузов, страхование стекол, страхование от краж со взломом и др.3

Сразу после Октябрьской революции 1917 г. в России прави­тельством была поставлена задача национализации страхового дела. 28 ноября 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике»4, в соответствии с которым все частные страховые общества ликви­дировались, а их имущество и денежные средства переходили в собственность государства. Страхование во всех его видах было объявлено с этого времени монополией государства, которая про­существовала вплоть до экономической реформы 90-х гг. XX в.

I

1 Подробнее см.: Рыбников СА. Очерки истории страхования в России // Вестник государственного страхования. 1927. № 19/20.

2 Подробнее см.: Ходскай Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву). С. 85, 385; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб.,1908. Т. 2. С. 357, 363; Серебровский В.И. Очерки советского страхового права. М., 1926. С. 12.

3 См.: Тагиев Г.М. Развитие государственного страхования в СССР. М.,1978. С. 6,8.

4 СУ РСФСР. 1918. №30. Ст. 397.

Глава 23. Правовое регулирование органиаации страхового дела

Вся работа по страхованию в бывшем Союзе ССР осуществля­лась органами Госстраха СССР.

Начиная с 1990 г. в России произошли радикальные измене­ния в подходах государства к регулированию страхования, созда­ны новые условия функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных. В условиях рыноч­ной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно отвеча­ют за результаты своей деятельности, действуют на свой риск. Расширяется круг страховых случаев, обусловливающих получе­ние страхового возмещения. Становится более разнообразным круг страховых отношений с физическими лицами, стремящими­ся застраховать себя от непредвиденных неблагоприятных собы­тий.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России пер­воначально был Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании», действующий с изменениями и дополнениями1. В настоящее время данный закон называется «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В Законе (ст. 2) впервые закреплено правовое понятие страхо­вания — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, форми­руемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Характерными чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступ­ления страхового случая (определенного события, с которым свя­зано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхо­вателя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени. Неслучайно такие договоры цивилисты от­носят к аматорным (рисковым), т.е. таким, в которых возникно­вение или прекращение правомочий сторон зависят от наличия (наступления) либо отсутствия объективно независимых от воли сторон случайных обстоятельств.

2. Возвратность средств. Страховые платежи после объеди­нения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за ус­луги страховой компании) выплате самим же страхователям. Раз-

1 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; 1999. № 29. Ст. 3703; № 47. Ст. 5622; 2002. № 12. Ст. 1093; № 18. Ст. 1721.

§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 595

мер выплат конкретному страхователю при данной форме страхо­вания (в отличие от социального) может зависеть не только от ве­личины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осу­ществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретно­му страхователю из-за краткосрочности договора лишь подтверж­дает вероятностный характер отношений при страховании, негВе свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхова­ния. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в сово­купности.

Наши рекомендации