Анализ рисков и чувствительности инвестиционного проекта
1. Риски реальных инвестиций.
Любой действующий бизнес подтвержден рискам. Еще больше мы рискуем, когда вкладываем деньги в будущий бизнес, в инвестиционный проект.
Под риском в самом общем виде понимается вероятность неполучения запланированного результата вследствие фактического отклонения тех или иных параметров от плановых значений.
Экономические риски обусловлены постоянно изменяющейся рыночной конъюнктурой: изменяются цены на сырье, материалы, …. тарифы на перевозки, изменяются цены на конечную продукцию, оборудование, может изменяться налоговая среда, таможенные пошлины и другое.
Кроме экономических рисков на проект и его показатели могут влиять риски: политические, социальные, экологические.
Общих правил оценки рисков бизнес – планов не существует. Люди, принимающие решения по конкретному бизнес – плану, на основе своих знаний, опыта и анализа среды, в которой реализуется бизнес – план, сами решают какие факторы риска наиболее значимы в данной ситуации и поэтому должны быть оценены.
Для оценки рисков в крупных проектах привлекают экспертов, людей особо продвинутых в какой-либо области знаний. Качественные анализ рисков заключается в выявлении самых значимых факторов и оценке их влияния на проект в категориях типа: «больше», «меньше», «сильный», «слабый» и т.д.
Вместе с тем, существуют методы, позволяющие переводить эти общие суждения в конкретные оценки (баллы, очки и т.д.). Например, это метод «Дельфи», метод расстановки приоритетов и др. Если экспертами определена вероятность свершения событий (факторов) риски можно оценить такими известными в статистике показателями, как: математическое ожидание (средняя ожидаемая величина), дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Выше названные показатели особенно полезны при оценке рисков несколько инвестиционных проектов (или вариантов) с целью установления наиболее рискового и отбора наименее рискового. В любом случае, определив самые существенные и значимые факторы риска, мы дальше можем использовать их в анализе чувствительности проекта.
2. Анализ чувствительности инвестиционного проекта (бизнес-плана).
Под чувствительностью инвестиционного проекта понимается степень реакции его конечных показателей (прибыль, NPV, IRR, срок окупаемости) на изменения тех или иных существенных факторов, отобранных в результате анализа рисков.
Обратимся к более конкретному примеру. Допустим, у нас есть базовый вариант бизнес-плана лесопильного завода. Качественный анализ рисков, выполненный инициаторами проекта и экспертами, показал, что главными факторами риска для этого бизнеса являются: цена на сырье (пиловочник), цена на конечный продукт (пиломатериалы) и изменения в стоимости строительно-монтажных работ и стоимости оборудования (включая его транспортировку).
Отсюда, задачей дальнейшего анализа является определение того, насколько вариация выявленных факторов повлияет на конечные показатели проекта. Выбор конечных показателей проекта в свою очередь зависит от предпочтений инвесторов и финансовой стратегии. Например, если проект будет преимущественно реализован на заемные деньги, стоит остановиться на таком конечном показателе проекта как IRR (это рекомендует и методика ЮНИДО) [ ]. Таким образом, наша задача еще более конкретизировалась: мы хотим узнать как вариация (изменение) цены на пиловочник повлияет на IRR проекта, которое, как мы помним, должно быть больше «цены» заемных денег.
Вариацию фактора риска можно задавать достаточно произвольно, но лучше, если есть возможность использовать накопленные ранее фактические данные. Так статистика цен на пиловочник в любом лесном регионе практически известна. Допустим мы знаем, что за последние пять лет цены на пиловочник (сырье) в данном регионе изменялись в диапазоне от 28-42 долларов/м3; в базовом варианте расчетов взят показатель 36 USD/м3. В этом случае вариацию показателя в процентах можно задать, например, в виде «круглых» цифр (они воспринимаются и интерпретируются лучше): -20%, -10%, +10%, +20% отклонения.
Вариация показателя «цена - пиловочника» и рассчитанное значение IRR.
1. Вариация, % | -20 | -10 | База | +10 | +20 |
2. Цена пиловочника, USD/м3 | 28,8 | 32,4 | 36,0 | 39,6 | 43,2 |
3. IRR, % годовых |
Логика расчетов: в графу «база» заносим цену пиловочника принятую в базовом расчете (36 USD/м3) и значение IRR, которое получилось при этой цене в базовом варианте (28%). Затем по заданной вариации (строка 1) вычисляем «цены пиловочника», которые могут сложиться на рынке (строка 2). Последовательно подставляя эти цены в расчеты, находим соответствующие им значения IRR ( здесь без реальных расчетов, в качестве примера).
Таким образом, анализируя полученные данные мы можем отметить, что рост цены на пиловочник, конечно, снизит рентабельности проекта, но все же IRR будет достаточно высоким (+20%) даже при росте цены на 20%, если эта величина больше %, под которой привлекаются деньги, то можно сделать вывод, что даже в этом случае проект реализуется, если же цена заемных средств выше 20%, проект становится экономики неэффективными и не реализуется.
Продолжая анализ чувствительности, рассматриваем далее ситуацию с ценами на пиломатериалы. Здесь вполне уместно задать те же значения вариации фактора (хотя реально вариация цен на пиломатериалы может быть выше).
1. Вариация, % | -20 | -10 | База | +10 | +20 |
2. Цена пиломатериалов, USD, м3 | |||||
3. IRR, % годовых | +8 | +18 | +28 | +38 | +48 |
Допустим базовая цена на пиломатериалы 150 USD за м3. В соответствии с заданной вариацией (строка 1) рассчитываем цены (строка 2) и для каждой цены пересчитываем новые значения IRR (строка 3, цифры примерно условные). Анализ полученных данных позволяет, сделать вывод о том, что изменение цены на пиломатериалы существенно влияет на эффективность проекта, отраженную в данном случае через IRR: снижение. Цена пиломатериалов даже на 10% может сделать проект нереализуемым, если, например, «цена» заемных денег 20% (поскольку в этом варианте IRR = 18% смотри строку 3).
Обладая подобной информацией, ЛПР и инициаторы проекта могут предпринять определенные действия, чтобы не допустить подобной ситуации или смягчить ее последствия.
Полезным также является представление данной информации в графическом виде:
Рис. 1 – Чувствительность проекта по IRR от разных факторов.
На рисунке обозначены:
А – линия, отражающая функцию IRR=f(∆Цпм)
Б – линия, отражающая функцию IRR=f(∆Цк)
В – линия, отражающая функцию IRR=f(∆К)
∆Цпм – колебания цены на пиломатериалы;
∆Цпл – колебания цены на пиловочник;
∆К – колебания в стоимости инвестиций.
График визуально, подтверждает, что самый рисковый фактор, с точки зрения изменения его величины – «цена на пиломатериалы» - самый большой угол наклона; наименее рисковый – стоимость инвестиций – наименьший угол наклона. В рассмотренных ситуациях мы меняли один фактор при неизменных других .Однако, по желанию ЛПР можно моделировать ситуацию когда в сравнении с базовым вариантом изменяются два-три и более фактора риска.
Кроме того, в качестве конечного показателя может быть выбран не только IRR, но и NPV для проекта организации лесного холдинга с участием Соломбальского ЦБК выполненные финской колсантинговой компанией в середине 90х годов.
Еще один показательный пример автор имел при разработке бизнес – плана кафе. Разрабатывая бизнес-план кафе, мы объем реализации (Q) рассчитываем как произведение стоимости одного заказа (q) на количество посетителей сделавших этот заказ (N).
При этом мы считали, что стоимость одного заказа (q) определена достаточно надежно, а вот число посетителей спрогнозировать гораздо трудней. Вместе с тем, если учесть, что цены заказа складываются с учетом торговой наценки, становится ясно, что действительно количество посетителей, делающих заказы, становится определяющим фактором рентабельности этого бизнеса. Заложив в расчеты базового варианта прогнозируемое число посетителей (Nбаз), мы рассчитывали базовое значение прибыли (Пбаз), а затем задав вариацию показателя (N1, N2, N3…) рассчитали соответствующие показатели прибыли (П1, П2, П3 …). Результаты вычислений в виде графика представлены на рисунке 2. График «работает» как номограмма, для любого числа посетителей (Ni) можно найти соответствующее значение (Пi); значение Nкр является критическим; если число посетителей будет меньше критического (Ni < Nкр), бизнес будет нерентабельным (при прочих равных факторах).
Нетрудно заметить, что Nкр является одновременно и своеобразной точкой безубыточности дающей инициатором проекта очень важную информацию о том, в каком направлении должна формироваться их маркетинговая стратегия.
Рис. 2 – Зависимость прибыли (П) от числа посетителей (П).
В литературе описываются и другие варианты (сценариев) проведения анализа чувствительности под названиями метод корректировки нормы дисконта, метод безрисковых эквивалентов, метод сценариев, метод вероятностных распределений потока платежей [ ]. Близкое рассмотрение этих методов позволяет вывод, что принципиально они не отличаются от описанной выше методики.
3. Метод реальных опционов.
Наличие рисков в бизнесе, особенно присуще инновационным проектам подвигает аналитиков не просто совершенствовать механизмы учета рисков, а изменять сам подход к оценке денежных потоков в целом. Дело в том, что описанный выше классический метод дисконтированных денежных потоков слишком жестко переопределяет значения показателей денежных потоков в будущем. Современный же менеджер, управляющий проектом часто согласен и хотел бы иметь определенный выбор в возможностях реализации проекта на промежуточных этапах в связи с вновь открывающимися обстоятельствами, возникающими уже в процессе начала реализации проекта.
Такая возможность и представляется менеджеру в рамках метода реальных опционов (МРО). При анализе проекта классическим методом денежного потока (МДП) аналитик (разработчик инвестиционного проекта) вынужден задать слишком однозначные оценки будущих показателей, в результате он невольно усредняет эти оценки и может пройти мимо эффективных сценариев инвестиционного проекта. При использовании метода реальных опционов менеджеры не теряют время в поисках «идеального» варианта прогноза, а ищут альтернативы развития событий при реализации проекта. МРО в отличии от МДП позволяет учесть большее число условий (опционов) при реализации проектов и развитии компании в целом в любой сфере деятельности где есть неопределенности.
Принцип опционального управления инвестициями предполагает поэтапное (пошаговое) осуществление (или отказ) от дополнительных инвестиций, на основе знаний, которые уже появляются в самом процессе реализации проекта.
В принципе метод реальных опционов можно считать инструментом более тонкой «настройки», чем классический метод денежных потоков. В России этот метод еще недостаточно востребован и мало используется в практике.
Тема № 13