I этап. Составление проекта закона о федеральном бюджете
Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Основой при составлении проектов бюджетов служат:
• Бюджетное послание Президента РФ;
• прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
• основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;
• прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории;
• план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.
На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.
Первый этап формирования бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год и плановый период, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Президент РФ направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.
Правительство РФ:
• рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;
• утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета "действующих" обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
• определяет приоритетные направления использования средств бюджета "принимаемых" обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования;
• формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства РФ, а также проектов новых федеральных целевых программ.
• утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов (бюджетного планирования);
• рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства РФ;
• при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) перспективного финансового плана.
Правительство РФ рассматривает и дает:
• основные направления денежно-кредитной политики;
• перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;
• новые федеральные целевые программы;
• уточненный объем бюджета "действующих" обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;
• основные показатели распределения бюджета «принимаемых" обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования).
Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года.
До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов РФ:
• распределение средств бюджета "действующих" и «принимаемых" обязательств на очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетной классификации;
• уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличению финансирования действующих целевых бюджетных программ).
В эти же сроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. Указанные федеральные законы, принятые после июля, должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года.
До 1 августа Министерство финансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектов бюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных программ.
До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.
Таким образом, составление проектов бюджетов стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.