В ходе аудита порядка отражения в учете операций по формированию нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) требуется выполнить следующие операции
1.Установить правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода при реформации баланса.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря производится реформация баланса — сумма чистой прибыли отчетного года списывается со счета 99 в кредит счета 84, сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами в дебет счета 84. Это и есть финансовый результат деятельности организации по итогам отчетного года.
2.Убедиться, что на увеличение нераспределенной прибыли (уменьшение непокрытого убытка) переносятся с добавочного капитала сумма дооценки при выбытии объектов основных средств, а также сумма дооценки, равная сумме уценки объектов основных средств, проведенной в предыдущие периоды и отнесенной на счет непокрытого убытка.
В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль. Вместе с тем подлежит зачислению на счет нераспределенной прибыли сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Очевидно, что для выполнения этого требования в бухгалтерии должны быть в наличии документы, подтверждающие сумму дооценки по списываемому объекту. В частности, информация о произведенных переоценках должна быть отражена в инвентарных карточках учета основных средств (в формах № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б предусмотрены отдельные графы для отражения сведений о произведенных переоценках).
3.Убедиться, что на увеличение непокрытого убытка (уменьшение нераспределенной прибыли) переносятся сумма уценки, превышающая сумму ранее проведенной дооценки в пределах сумм такого превышения, а также сумма уценки объектов основных средств, переоцененных впервые.
Описанная аудиторская процедура регулируется требованиями п. 15 ПБУ 6/01.
4.Проверить реальность и своевременность отражения операций по формированию нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в бухгалтерском учете организации.
Мероприятия по реформации проводятся в начале года, следующего за отчетным, но соответствующие записи в бухгалтерском учете оформляются датой 31 декабря отчетного года, в связи с чем они учитываются при формировании показателей бухгалтерской отчетности отчетного периода. Результаты реформации баланса могут быть оформлены бухгалтерской справкой, к которой прилагаются необходимые расчеты, подписанные составившим их лицом.
Результаты переоценки основных средств, затрагивающей счета учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), подлежат отражению в бухгалтерском учете на дату получения отчета об оценке, но по состоянию на 1 января отчетного года. Если переоцененные объекты выбывают, то результаты переоценок переносятся на счета учета нераспределенной прибыли в момент списания указанных объектов с бухгалтерского учета.
При проверке порядка направления части прибыли отчетного года необходимо учитывать, что решение собственников о распределении прибыли отчетного года — это факт хозяйственной деятельности организации, который имеет место не в отчетном, а в следующем году (не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца по окончании финансового года — для обществ с ограниченной ответственностью (ст. 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью ), не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев по окончании финансового года — для акционерных обществ (п. 1 ст. 47 Закона об акционерных обществах )).
Таким образом, следует принимать во внимание, что до наступления срока принятия общим собранием акционеров (участников) решения об утверждении годового отчета и распределении прибыли операции по направлению части прибыли отчетного года не подлежат отражению в учете, за исключением определенных случаев.
Например, бухгалтер может использовать данный источник собственных средств в ситуации если при переоценке основных средств объект переоценивается впервые и подвергся уценке или если объект в свое время подвергался дооценке, но в данный момент стоимость его снижается и текущая уценка превысила дооценку прошлых лет.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 42 Закона об акционерных обществах организация вправе по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. Аналогичная норма прописана в п. 1 ст. 28 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
25. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности. Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам. Из данного определения вытекают задачи аудита, которые можно определить следующим образом:
- подтверждение полноты и достоверности отражения активов, пассивов и Финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
- контроль за соблюдением требований нормативных документов;
- выявление резервов более эффективного использования собственных и заёмных средств.
При формировании учетной политики предприниматели могут выбирать для применения в учете производственных запасов, товаров следующие методы (стандарты): по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
По средней себестоимости производственные запасы, товары в учете оцениваются по затратам на их производство или приобретение.
Оценка запасов по методу ФИФО основывается на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности закупки их, т.е. ресурсы, поступившие первыми в производство (в торговлю — в продажу), должны оцениваться по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, принятых на учет в начале месяца. При применении этой методики оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) включается стоимость сделанных раньше по времени закупок.
Метод ЛИФО основывается на противоположном методу ФИФО допущении, т.е. ресурсы, поступившие первыми в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних по последовательности времени их закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости сделанных раньше по времени закупок, а в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) включается стоимость более поздних по времени закупок.
Аудитор, проверяя достоверность отражения в отчетности остатков товарно-материальных ценностей на конец отчетного периода, устанавливает, насколько на предприятии придерживаются избранной учетной политики.
Аудитор, используя нормативные акты, проверяет правильность оценки статей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Капитальные и финансовые вложения он проверяет относительно обоснованности расходов, представленных в балансе. В состав капитальных вложений входят затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструментов и другие капитальные работы и затраты. Финансовые вложения предприятия (приобретение ценных бумаг, облигаций, взносы в уставные фонды других предприятий) оценивают в балансе по фактическим расходам. Величину этих расходов и их финансирование аудитор проверяет по данным счетов «Капитальные вложения», «Долгосрочные кредиты банков», «Долгосрочные ссуды» и др.
Основные средства предприятия — это совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. К ним относятся также капитальные вложения в многолетние насаждения, на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и др. Аудитор проверяет правильность отражения их в балансе (ф. № 1) и отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия (ф. № 3) по данным счета «Основные средства».
Нематериальные активы проверяются аудитором по данным одноименного счета бухгалтерского учета.
Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тару отражают в учете по фактической стоимости. Давальческое сырье отражают за балансом по ценам, указанным в договоре. Материальные ресурсы, на которые продажная цена уменьшилась или когда они устарели либо частично утратили первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовки (приобретения), с отнесением разницы в ценах на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Указанные ценности аудитор проверяет по данным счетов бухгалтерского учета «Материалы», «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», «Товары», «Готовая продукция» и др.
Расчеты с дебиторами и кредиторами, поставщиками, покупателями и подрядчиками и другие расчетные отношения в бухгалтерском учете и отчетности отражают в суммах, сверенных взаимно и оформленных соответствующими актами. Аудитор проверяет их достоверность по данным счетов бухгалтерского учета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты по претензиям», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Курсовые разницы по операциям в иностранных валютах определяются как разность между оценкой валютных активов и пассивов на дату отражения их в бухгалтерском учете и на дату фактического осуществления расчета (поступления или уплаты средств) по курсу Национального банка Украины и отражаются в прибылях и убытках отдельно.
Прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг и товаров определяется как разность между выручкой от реализации в ценах продажи без акцизного сбора, налога на добавленную стоимость и затратами на производство и реализацию. В торговых организациях выручка от реализации является суммой торговых надбавок, скидок и наценок на реализованные товары. Аудитор проверяет правильность отражения прибыли (убытка) в балансе (ф. № 1) и отчете о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2) по данным аналитических и синтетических регистров на счете «Прибыли и убытки», Главной книги, решений собраний учредителей и др.
Все статьи баланса должны подтверждаться материалами инвентаризации, которая проводится не ранее октября текущего года, поэтому аудитор проверяет правильность их оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета. По результатам такой проверки аудитор может сделать заключение о достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности на предприятии. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается аудиторской организацией, аудитором.
Организация бухгалтерского учета на предприятии возложена на главного бухгалтера в соответствии с нормативными документами о бухгалтерском учете. Аудитор устанавливает, есть ли в бухгалтерии распределение обязанностей между отдельными сотрудниками и структурными подразделениями бухгалтерии, наличие плана совершенствования учета в соответствии с развитием технического прогресса на предприятии. Одновременно проверяют, как повышается профессиональная и деловая квалификация работников учета. Аудитор также определяет соответствие фактического наличия работников учета штатной численности, укомплектованность и текучесть работников учета, соблюдение трудовой дисциплины. Одновременно с проверкой уровня методической работы аудитор выясняет, проводятся ли семинарские занятия с работниками по совершенствованию учета, обеспечены ли работники учета необходимыми инструктивными и законодательными актами и специальной литературой по вопросам учеа, контроля, экономического анализа, применения вычислительной техники.
Аудитор также выясняет, ознакомлены ли работники бухгалтерского учета со всеми участками работы по учету деятельности предприятия и могут ли они взаимозаменяться, а также проверяет организацию рационализаторской работы среди сотрудников учета. Отдельно изучает вопросы, как молодые кадры выдвигаются на ответственные участки учетной работы.
Проверка доброкачественности отчетности и своевременности ее представления вышестоящи организации и соответствующим государственным органам проводится аудитором на основании нормативных актов о бухгалтерских отчетах и балансах. При этом аудитор проверяет графики представления отчетности, пояснительной записки и годового отчета, а также то, как на предприятии выполняются замечания налоговых служб, предложения и решения вышестоящей организации, финансовых органов, банков по текущей и периодической отчетности, в частности выясняет, внесены ли в баланс коррективы, сделанные при утверждении отчета за прошлый год. Устанавливаются реальность баланса, полнота и своевременность проведения инвентаризации всех товарно-материальных ценностей и расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности, правильность отражения финансовых результатов. Проверяя отчетность, аудитор определяет полноту и взаимосвязь отчетных форм текущей и годовой бухгалтерской и статистической отчетности. Одновременно выясняет, как на предприятии осуществляются анализ и утверждение отчетности структурных подразделений, обсуждается ли текущая и годовая отчетность на производственно-технических совещаниях, собраниях учредителей и акционеров, наличие протоколов об утверждении отчетности и распределении прибыли, как выполняются решения этих совещаний, собраний.
Аудитор изучает все замечания по текущей и годовой отчетности, поступающие на предприятие от местных финансовых органов, налоговых служб, выясняет, что сделано руководителем предприятия для устранения недостатков и улучшения финансово-хозяйственной деятельности.
Для уверенности в правильности составления бухгалтерского баланса (ф. № 1), отчета о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2) и отчета о финансово-имущественном состоянии предприятия (ф. № 3) аудитору необходимо проверить взаимную согласованность показателей финансовой отчетности. Опыт показывает, что для такой проверки аудитору необходимо составить специальную таблицу взаимосвязей показателей, отраженных в отчетных формах. Ориентировочная форма корреспонденции показателей годового финансового отчета предприятия представлена в табл. 16.1.
После того как аудитор проверил взаимную согласованность показателей финансовой отчетности предприятия за контролируемый год и обнаружил определенные расхождения, он вместе с главным бухгалтером предприятия устанавливает их причины. Если нужно, в отчетность руководством предприятия вносятся необходимые коррективы. Убедившись в достоверности финансовой отчетности, составленной по данным бухгалтерского учета, подтвержденного первичной документацией о хозяйственной деятельности предприятия, аудитор имеет основания подтвердить правильность ее составления.
26. Бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятия: состав и основные правила ее представления и утверждения. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Составляется отчет тогда, когда имеется необходимая информация о событиях, явлениях, деятельности или результатах. Такую информацию предоставляет специально организованная система учета.
Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных.
На самом нижнем уровне - первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.
На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т. п. организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным МФ РФ и Госкомстатом РФ. Основными нормативными документами является Приказ МФ РФ от 06.07.99 №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
В приказе в частности отмечается, что бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности.
Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня.[11 c.356]
Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:
* отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;
* основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ;
* составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;
* своевременно предоставляться соответствующим органам;
* иметь ясность и гласность;
* обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.[6 c.589]
Бухгалтерская отчетность согласно действующему законодательству составляется предприятиями, организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет. Отчетность является одним из элементов метода бухгалтерского учета и входит в понятие бухгалтерский учет. Следовательно, как заключительный элемент метода, бухгалтерская отчетность основывается и вытекает из данных бухгалтерского учета. Поэтому любые изменения в состав отчетности вносятся при условии, что данная информация или показатели уже имеются в учете в готовом виде или получаются после внесения определенных изменений в эту систему учета.
Перед бухгалтерской отчетностью стоят следующие задачи:
- создание необходимых условий для существующих и потенциальных пользователей информации при принятии ими управленческих решений о взаимодействии с организацией;
- возможность оценки времени, вероятности и объемов, причитающихся пользователям выплат от деятельности организации;
- обеспечение адекватности отражения составления экономических ресурсов организации, включая все возможные внешние обстоятельства.
Выше перечисленные задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности. Зарубежный опыт и отечественная практика позволяют отнести к ним следующие критерии:
- ценность для пользователя;
- надежность (достоверность);
- сопоставимость;
- постоянство;
Ценность для пользователя подразумевает, что бухгалтерская отчетность играет важнейшую роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения. Кроме того, критерий ценности для пользователя должен обеспечиваться прогностической ценностью бухгалтерской отчетности, т.е. информация, отраженная в ней. Служит основной для прогнозирования дальнейших перспектив организации.[2 c.149]
Надежность (достоверность) бухгалтерской отчетности означает реальность отражения экономических показателей организации. Этот критерий должен обеспечиваться достоверным представлением информации в отчетности, т.е. отражением в ней экономической сущности деятельности организации, а не ее формальной стороны. Тем самым достигается объективность информации и невозможность составления отчетности в интересах, какой- либо группы лиц. При этом должна обеспечиваться возможность проверки представляемой информации в бухгалтерской отчетности.
Критерий сопоставимости подразумевает возможность сравнения показателей организации с аналогичными показателями других организаций либо с показателями той же самой организации, но взятыми за другой отчетный период.
Постоянство означает применение одних и тех же элементов учетной политики от одного учетного периода к другому. Тем самым обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерской отчетности организации за различные отчетные периоды.
Эти теоретические положения нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности.
Так, п.6 ПБУ 4\99 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности. [10 c.32]
Выполнение требования полноты представления информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации.
27. Виды прибыли. Прибыль отражает приращение первоначально авансированной стоимости в производственно-хозяйственную деятельность организации для обеспечения ее деятельности. Она определяется соизмерением доходов и расходов организации.
Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам
Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:
1. оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;
2. изучение состава и структуры прибыли;
3. выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;
4. анализ и оценка качества прибыли;
5. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;
6. выявление резервов роста прибыли;
7. разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др. Анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств.
Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от продаж (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):
ТРПР >= ТРПДН
Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается.
В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Наряду с этим в процессе проведения анализа дается обобщающая оценка рентабельности активов и продаж. Информационной базой анализа финансовых результатов выступают баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2), учетная политика предприятия на анализируемый период, бизнес-план, информация о финансовых результатах предприятий данной отрасли (по возможности).
2. Как уже известно, прибыль может быть получена предприятием в различных видах. Следовательно следующим шагом будет анализ структуры прибыли, чтобы выявить, в какой степени повлияли на совокупную прибыль предприятия прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав и т.п.
Далее анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения: прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности – в отдельности.
Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.
Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж:
ТРВРН > ТРСП
где ТРВРН – темп роста выручки (нетто) от продаж;
ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов).
Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины его невыполнения.
Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с прочей деятельностью, анализируются в отдельности.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности.
Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов.
3. Далее, надо рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли:
- Рентабельность продаж по валовой прибыли, %: Rвп = ВП / РП * 100
- Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %:Rпп = ПП / РП * 100
- Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж, %: Rчпп = ЧПП / РП * 100
- Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, %: Rнп = НП / Аср.г. * 100
- Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности, %: Rчп = ЧП / Аср.г. * 100
где, ВП - Валовая прибыль (стр. 029 ф.№2); РП - Выручка (нетто) (стр. 010 ф.№2); ПП - Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050 ф.№2); ЧПП – Чистая прибыль (стр. 190 ф.№2); НП - Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140 ф.№2); Аср.г. - Стоимость активов в среднегодовом исчислении (стр. 290 ф.№1).
4. Следующим этапом является определение факторов, повлиявших на изменение прибыли, например на величину прибыли от продаж влияют цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, изменение величины коммерческих и управленческих расходов.
29. Виды цен, их структура и функции. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.Виды ценРынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции, границы), с учетом или без включения стоимости погрузки, расходы на остальной путь покрывает покупатель (например, франко-судно порт отправления ФОБ – поставщик оплачивает расходы до порта отправления, включая стоимость погрузки груза с причала на теплоход).
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения (например, франко-судно порт назначения и страхование СИФ – поставщик оплачивает все расходы до порта назначения без выгрузки и страховку от риска гибели или порчи товара). Разновидность – франко-склад потребителя: поставщик оплачивает все транспортные расходы, включая пошлину.
По формам продаж:
- контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены.
По стадиям продажи: