Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью
Основные направления в разработке финансовой политики и нормативно-правовые акты, регулирующие финансовую деятельность организаций
Финансовая политика предприятия представляет собой, совокупность целенаправленных действий субъектов хозяйствования, направленных на получение конкретных результатов, с использованием финансовых отношений (финансов).
Финансовая политика разрабатывается только по тем направлениям финансовой деятельности, которые требуют обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели финансовой деятельности.
Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности может носить многоуровневый характер, например, в рамках политики формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть разработаны политика формирования собственных финансовых ресурсов и политика привлечения заемных средств. В свою очередь, политика формирования собственных финансовых ресурсов может включать в себя в качестве самостоятельных блоков дивидендную политику, эмиссионную политику и т.д.
Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Целями финансовой политики могут являться:
1. политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики;
2. экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;
3. социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
В составе финансовой политики можно выделить ее основные направления, включая финансовую политику производственных процессов, инвестиций, кредитных отношений, операций с ценными бумагами, регулирование денежных потоков, налоговых расчетов, применение финансовых инструментов.
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использование финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
- мировом;
- региональном;
- национальном;
- на уровне отдельных регионов внутри страны;
- на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта);
- отдельного предпринимателя;
- на уровне отдельного домохозяйства.
Финансовая политика является частью общей экономической политики.
Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов. Следовательно, финансовая политика во многом подчинена задачам экономической политики предприятия.
Финансовая политика охватывает нахождение и распределение капитала, финансовую коммуникативность и аналитическо-контрольную сферу деятельности. Она должна отвечать определенным принципам и требованиям и быть научно обоснованной, рациональной, гибкой, адекватной экономической стратегии предприятия, его финансовому и рыночному положению и др. Только в этом случае она способствует реализации стоящих перед предприятием задач. Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
- оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
- максимизация прибыли;
- достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т. п. Разработка финансовой политики предприятия осуществляется на основе Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118.
Указанные рекомендации были разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1977 г. № 1081.
Согласно этому документу к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:
1) анализ финансово-экономического состояния;
2) разработка учетной политики;
3) разработка кредитной политики;
4) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
5) управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;
6) дивидендная политика;
7) управление финансами.
Охарактеризуем эти направления более подробно.
1. Анализ финансово-экономического состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики. Внимание уделяется не только методам финансового анализа, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия является анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.
Горизонтальный анализ. Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать:
а) показатели ликвидности:
- общий коэффициент покрытия;
- коэффициент срочной ликвидности;
- коэффициент ликвидности при мобилизации средств;
- показатели финансовой устойчивости:
- соотношение заемных и собственных средств;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами;
- коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
в) показатели интенсивности использования ресурсов:
- рентабельность чистых активов по чистой прибыли;
- рентабельность реализованной продукции;
г) показатели деловой активности:
- коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
2. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60.
Расчет вариантов Опираясь на результаты анализа финансово-экономического состояния предприятия, рассчитывают варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансово-экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.
3. Разработка кредитной политики предприятия. В этих целях проводится анализ структуры пассива баланса и рассчитываются доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств. На основе расчета устанавливается потребность в заемных средствах. Иногда предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и использования заемных, кредитных средств может быть выше, чем процентная ставка. Кредитная политика предприятия предусматривает выбор кредитной организации, размера процентной ставки, сроков погашения кредита.
Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью.
При разработке финансовой политики считают, что это основная проблема управления финансами. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемных средств. Важнейшим фактором повышения эффективности использования оборотных средств, который учитывается
при разработке финансовой политики предприятия, является оборачиваемость оборотных средств.
5. Управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики. Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению издержками (затратами) производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения) используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабельности. На основе анализа вырабатываются
мероприятия по оптимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия.
Амортизационная политикаВыбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия. В соответствии с действующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т. е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции).
Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений.
6. Дивидендная политика предприятия разрабатывается в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах. При ее выборе необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
- выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;
- высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.
При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.
7. Управление финансами предприятия. Современная система управления финансами предприятия базируется на теории планирования, нормирования и регулирования.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:
- бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
- сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.
Эти процессы включают: формирование бюджетов и их структуры; ответственность за формирование и исполнение бюджетов; согласование, утверждение и контроль за исполнением бюджетов.
8. Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, а также повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования), большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции.
Преимущества бюджетного планирования следующие:
1) помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат и соответственно прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи в государственные целевые фонды);
2) в рамках месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании экономики по бюджету фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников;
3) минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводственные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;
4) бюджетное планирование дает возможность осуществлять режим экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
На предприятиях целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет потребления энергии;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов и займов;
- налоговый бюджет.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные целевые фонды и часть налоговых отчислений.
Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Кроме того, фактически амортизационные отчисления, накопленные в амортизационном фонде, до момента их расходования по назначению могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.
Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах.
Бюджет погашения кредитов и займов дает возможность выполнять операции по погашению кредитов и займов в соответствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает налоги и обязательные платежи в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Он планируется в целом по предприятию.
Данная система бюджетов охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия. Бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и для структурных подразделений. При этом рекомендуется руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня — это детализация бюджета более высокого уровня.
9.Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.
Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.
Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.
В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.