Тема 8. Особенности организации и проведения ревизии по заданиям правоохранительного органа

В связи с тем, что состояние и движение средств и имущества организации находят отражение в различных учетных документах, преступные действия,

В сфере финансово-хозяйственной деятельности, всегда оставляют следы в этих документах в виде различных подлогов и отклонений от действующих нормативов. Такие подлоги и отклонения, как правило, выявляются при проведении документальных ревизий, результаты которых могут служить средством собирания доказательств преступной деятельности. Трудно переоценить значение для сотрудников правоохранительных органов умений квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение Документальной ревизии.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, а также бюджетов других уровней.

При организации и проведении ревизий работники контрольно-ревизионных и правоохранительных органов руководствуются:

• Конституцией Российской Федерации,

• Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации,

• Бюджетным кодексом Российской Федерации,

• Федеральным законом «О милиции РФ» от 18.04.91г.

• Приказом Минфина России, МВД России и ФСБ России от 7.12.99. №89н/1033/717 « Положение о порядке взаимодействия контрольно- ревизионных органов Минфина РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий и проверок»,

• Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 г № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно- ревизионными органами Минфина РФ»

• Иными нормативно-правовыми актами.

ВОПРОС № 2.

Ревизии по требованию органов дознания, следствия проводятся до возбуждения уголовного дела при наличии фактических оснований по проверочному материалу или и связи с материалами уголовного дела. По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию в о г ношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности. При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, а также по требованию прокурора

контрольно-ревизионный орган проводит ревизии и проверки финансово- хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями этих органов.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии, указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (приложение № 1).

Фактическим основанием для назначения ревизии могут быть:

• наличие в деле данных об отдельных фактах преступления, из которых усматривается необходимость проверки по первичным документам всей деятельности организации и должностных лиц, если за этот период времени плановая ревизия не проводилась;

• обоснованное ходатайство обвиняемого (подозреваемого) о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение или возникшее подозрение;

• необходимость проверки по первичным документам признательных показаний обвиняемого.

Необходимость в назначении и проведении любой ревизии может возникнуть как на этапе предварительной проверки имеющихся проверочных материалов, так и на любом этапе расследования. Ревизия, проводимая по инициативе правоохранительных органов, оставаясь формой финансового контроля, в то же время становится способом собирания доказательств. Её отличия от плановой ревизии просматриваются в порядке назначения, содержания программы, круге взаимодействующих при этом лиц, круге участвующих в проверке лиц и перечне используемых методов проверки.

Определение круга вопросов (составление программы), на которые ревизору необходимо дать точные и обоснованные ответы, является неотъемлемым этапом назначения и организации ревизии. Круг вопросов может быть разнообразным. Он зависит от полноты собранных проверочных материалов или материалов уголовного дела. От постановки вопросов: ревизору, их конкретизации, целенаправленности зависит правильности решения вопроса по проверочному материалу и успех дальнейшего расследования. Необходимо ставить перед ревизором такой перечень вопросов, который охватывал бы все обстоятельства, подлежащие документальной проверке. Вопросы программы должны быть сформулированы кратко, чётко, чтобы ревизор однозначно уяснил, что именно требуется документально проверить. В программе ревизии возможна, а иногда крайне необходима постановка вопроса о применении ревизором конкретных методов, приёмов и способов проверки данных бухгалтерских документов (восстановление количественно-суммового учёта, контрольное сличение остатков и т.п.). В отличие от обычной ревизии методы фактической проверки применяются ревизором только по согласованию с инициатором ревизии.

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии, должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии. Очерёдность и сроки проведения некоторых ревизионных действий определяются с учётом запланированных оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым делам.

Подбор ревизоров возлагается на ревизующий орган, но назначающий орган при необходимости оказывает помощь в привлечении специалистов, либо рекомендует для включения в состав ревизионной бригады сотрудника органов внутренних дел.

При проведении ревизии в помещении правоохранительного органа по изъятым да документам, проверяющим должно быть предоставлено отдельное рабочее помещение с необходимым техническим обеспечением.

ВОПРОС 3

Результаты ревизии во многом зависит от степени участия оперативного работника или следователя в ев проведении. Работа должностных лиц не должна сводиться к назначению ревизии, а оперативные работники устраняться от активной работы с бухгалтерскими документами.

Сотрудники правоохранительных органов в период проведения ревизии должны выполнять следующие функции: •

• обеспечить необходимый фронт работ для проведения ревизии, т.е. предоставить все необходимые Документы, обеспечить их сохранность, присутствие должностных, материально ответственных лиц, при необходимости, обвиняемого илй подозреваемого;

• обеспечить объективность ревизора, что заключается в предотвращении его излишней возможной агрессивности или устранении возможного давления на ревизора со стороны заинтересованных лиц;

• обеспечить личную безопасность проверяющих и близких к ним лиц на период проверки;

• обеспечить обмен имеющейся информацией между инициатором ревизии и

ревизором по поводу обстоятельств, выявленных ревизией.

При проведении ревизии проверяющие сохраняют оперативное подчинение руководству контрольно-ревизионного органа и исполняют контрольные действия в рамках программы проведения ревизии на самостоятельной плановой и методологической основе. Корректировка вопросов программы, а также замена или отвлечение ревизоров, участвующих в проверке допускаются только на взаимосогласованной основе руководства контрольно-ревизионного органа и лица, вынесшего постановление о назначении ревизии.

Вопрос № 4.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных лиц и т.п., на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта. Содержание акта во многом зависит от задания, поставленного перед ревизором, но общие требования, предъявляемые к форме и содержанию акта по результатам ревизии по инициативе правоохранительных органов, не противоречат тем, которые предъявляются к актам плановых ревизий.

Акт документальной ревизии должен соответствовать следующим требованиям:

· в содержании акта характеризуются конкретные факты нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и действиях определённых должностных лиц;

· при имеющихся однотипных нарушениях при ревизии по уголовным делам следует приводить в акте каждый эпизод;

· проверяющими не должны даваться морально-этические оценки действий должностных и материально-отвстственных лиц, квалифицироваться их поступки, намерения и цели применяться понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительная смысл.

Акт ревизии подписывается проверяющим-исполнителем и направляется руководителю ревизуемой организации для ознакомления и подписания им, главным бухгалтером, а при необходимости и другими должностными лицами, для чего предоставляется необходимое время, но не более 5 рабочих дней. В случаях отказа должностных лиц от подписания акта ревизии составляется дополнительный акт по этому вопросу за подписью проверяющих и присутствующих при этом лип.

Акт завершенной ревизии, после его оформления и дополнения возражениями и заключением, должен быть представлен руководству контрольно-ревизионного органа и в 5-дневный срок направляется по описи правоохранительному органу, по инициативе которого проводилась ревизия.

Получив акт документальной ревизии, следователь анализирует его с позиций доказательной значимости по расследуемому делу, а затем намечает план следственных действий и иных мероприятий по проверке выявленных ревизором нарушений следственным путём. Следователь решает, насколько качественно проведена ревизия, и какое зпачение для дела имеют её материалы.

Оценка материалов ревизии, проведённой по требованию правоохранительных органов, имеет некоторые особенности, вытекающие из того, что ревизия проводилась по заданию, предварительно сформулированному следователем или органом дознания.

Оценивая материалы документальной ревизии, проведённой по требованию правоохранительных органов, необходимо дополнительно выяснить:

• в полном ли объёме выполнено поставленное перед ревизией задание;

• насколько полно осуществлена проверка по каждому вопросу;

• на каком этапе привлекались к участию в ревизии должностные лица;

• обоснованы ли выводы ревизора о наличии выявленных им нарушений;

• правильно ли оформлены отдельные ревизионные действия;

• не противоречат ли данные акта ревизии материалам уголовного дела;

• какие организационные, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия необходимо провести;

• есть ли необходимость истребования дополнительной или повторной ревизии;

• есть ли необходимость назначения судебно-бухгалтерской и иной экспертизы.

В целях усиления контроля за проведением и реализацией материалов ревизий контрольные и правоохранительные органы ежеквартально проводят взаимные сверки и уточнения итогов совместных мероприятий. Материалы этих сверок направляются в вышестоящие органы в составе ведомственной отчётности.

Вопросы дли закрепления:

1. Назовите основной нормативный акт, регулирующий порядок назначения и проведения документальной ревизии контрольно-ревизионными органами?

2. Назовите основной нормативный акт, регулирующий порядок назначения и Проведения документальной ревизии правоохранительными органами?

3. Назовите фактические основания для назначения ревизии правоохранительными органами?

4. Какой документ оформляется в порядке назначения документальной ревизии правоохранительными органами?

5. Кем определяется и от каких факторов зависит содержание программы ревизии?

6. Кем определяются и от каких факторов зависят очерёдность и сроки проведения ревизии?

Наши рекомендации