Основные показатели операционного анализа

Основными элементами операционного анализа служат: порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг. Расчет показателей и их экономический смысл приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.1 - Методы дифференциации издержек производства.

Методы Расчет переменных издержек на единицу изделия Расчет совокупных постоянных издержек Условные обозначения
Метод максимальной и минимальной точки Основные показатели операционного анализа - student2.ru   Основные показатели операционного анализа - student2.ru Х- объем производства, шт. Y - суммарные издержки, руб. Xmax - максимальный объем производства, шт. Xmin,% - минимальный объем производства в % к максимальному Основные показатели операционного анализа - student2.ru - среднемесячное значение объема производства, тыс. ед. Основные показатели операционного анализа - student2.ru - среднемесячное значение суммарных издержек, тыс. руб. Основные показатели операционного анализа - student2.ru - совокупные постоянные издержки, тыс.руб. b - переменные издержки на единицу продукции, руб.
    Графический     Основные показатели операционного анализа - student2.ru По исходным данным о совокупных издержках строится линия суммарных издержек. Точка пересечения с осью издержек показывает совокупные постоянные издержки
Метод наименьших квадратов   Основные показатели операционного анализа - student2.ru     Основные показатели операционного анализа - student2.ru

Таблица 3.3 - Расчет основных показателей операционного анализа

Показатель Расчетная формула Назначение показателя
    Валовая маржа   Основные показатели операционного анализа - student2.ru   Основные показатели операционного анализа - student2.ru Результат от реализации после возмещения переменных затрат является промежуточным финансовым результатом деятельности предприятия
Коэффициент валовой маржи Основные показатели операционного анализа - student2.ru Доля валовой маржи в выручке от реализации
  Порог рентабельности   Основные показатели операционного анализа - student2.ru   Основные показатели операционного анализа - student2.ru Такая выручка от реализации (объем продаж), при которой предприятие не имеет убытков, но и не имеет прибыли. Характеризует достижение такого объема производства (продаж), при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат, прибыль равна нулю
  Запас финансовой прочности   Основные показатели операционного анализа - student2.ru   Основные показатели операционного анализа - student2.ru Основные показатели операционного анализа - student2.ru Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Показывает, какое возможное падение выручки (объема продаж) может выдержать предприятие, прежде чем начнет нести убытки
Сила воздействия операционного рычага   Основные показатели операционного анализа - student2.ru Показывает - сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки от реализации


Условные обозначения:

В – выручка от реализации, руб.;

Ц –цена единицы продукции, руб.;

Q – объем продаж, шт.;

Зпер– переменные затраты, руб.;

Зпер. на ед.– переменные затраты на единицу продукции, руб.;

Зпост. – постоянные затраты, руб.;

ВМ – валовая маржа, руб.;

ВМ ед. – валовая маржа на единицу продукции, руб.;

кВМ – коэффициент валовой маржи;

ПР (руб.) – пороговая выручка ;

ПР (шт.) – пороговое количество товара;

ЗФП –запас финансовой прочности.

На величину запаса финансовой прочности, порога рентабельности и операционного рычага сильное влияние оказывает характер движения издержек (суммарный и на единицу продукции) в ответ на изменение объема продаж. Учитывая поведение переменных и постоянных издержек, при изменение объема производства (продаж), представленных в таблице 3.4, производятся вариантные расчеты основных показателей операционного анализа при следующих условиях:

- росте постоянных затрат и неизменной выручки от реализации;

- росте выручки от реализации (за счет повышения объема продаж) и неизменных постоянных затратах.

Данные расчеты позволяют выявить взаимосвязь основных показателей операционного анализа с изменениями издержек. Результаты проведенных исследований оформляются в виде таблицы 3.5.

Таблица 3.4 - Поведение переменных и постоянных издержек при измене-

ниях объема производства (продаж) в релевантном периоде

Объем производства (продаж) Постоянные издержки Переменные издержки
Суммарные На единицу продукции Суммарные На единицу продукции
Падает Неизменны Увеличиваются Уменьшаются Неизменны
Растет Неизменны Уменьшаются Увеличиваются Неизменны

Релевантный период – это краткосрочный период, не требующий нового скачка постоянных затрат.

Таблица 3.5 - Вариантные расчеты основных показателей операционного анализа

Показатели Исходный вариант Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Выручка от реализации, тыс. руб.    
Переменные затраты, тыс. руб.    

Окончание таблицы 3.5

Валовая маржа, тыс. руб.    
Постоянные затраты, тыс. руб.    
Прибыль, тыс. руб.    
Прирост прибыли, тыс. руб. -    
Сила воздействия операционного рычага 3,33 2,75 2,4 2,17
Порог рентабельности, тыс. руб.    
Пороговое количество товара, тыс.шт.    
\Запас финансовой прочности, тыс.руб.    
Запас финансовой прочности, % 36,5 41,67 46,15
Запас финансовой прочности, тыс.шт.    

На основании полученных результатов делаются соответствующие выводы.

3.3 Факторы, оказывающие влияние на порог рентабельности

Величина порога рентабельности зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью хозяйствующего субъекта на него оказывает влияние: цена реализации, переменные издержки на единицу изделия и величина совокупных постоянных затрат.

Расчет степени влияния различных факторов на порог рентабельности отражен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Влияние 20% - го изменения анализируемых факторов на величину порога рентабельности

  Показатели Базовый вариант Анализируемые факторы
Цена реализации Переменные затраты Постоянные затраты
Выручка от реализации, тыс. руб. 10 000     10 000 10 000    
Переменные затраты, тыс. руб. 5 000     6 000 4 000    

Окончание таблицы 3.6

Валовая маржа, тыс. руб. 5 000     4 000 6 000    
Постоянные затраты, тыс. руб. 3 500     3 500 3 500    
Порог рентабельности, тыс. руб. 7 000     8 750 5 833    
Пороговое количество товара, тыс.шт.     218,75 145,83    

Увеличение переменных расходов на единицу продукции приводит к сокращению валовой маржи и прибыли. Чтобы покрыть предполагаемый рост затрат, предприятию необходимо дополнительно продать 43,75 тыс.шт. товара. Наоборот, сокращение переменных затрат окажет благотворное влияние на валовую маржу, прибыль и порог рентабельности, так как потребуется меньший объем реализации для покрытия суммарных затрат. Подобным образом производятся расчеты и делаются выводы по остальным анализируемым факторам.

Для предприятия лучше снижать порог рентабельности, так как, пройдя порог рентабельности, оно получает дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара, т.е. чем раньше будут покрываться все затраты предприятия, тем больше будет формироваться прибыли.

Уменьшение порога рентабельности можно достичь снижением постоянных издержек или увеличением валовой маржи, либо за счет роста цены реализации или объема производства, либо за счет уменьшения переменных издержек, на покрытие которых потребуется меньшая сумма выручки от реализации.

Наши рекомендации