Формирование цен на биржах, торгах и аукционах

Биржа действует на основе важнейших рыночных механизмов:

конкуренция, спрос, предложение, ценообразование.

По масштабу деятельности различают региональные, национальные, международ­ные биржи, в зависимости об объектов биржевой торговли — товар­ные, фондовые и валютные биржи.


В свою очередь, каждая из них может быть специализированной или универсальной. Характер биржевых сделок позволяет различать биржи реального товара, фьючерсные биржи и биржи опционов.


Товарная биржа — классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путем организации и регули­рования.


Посредством механизма ценообразования биржа снабжает хозяй­ствующих агентов информацией об изменениях на рынке, о возник­новении новых условий обмена, появлении новых товаров.


Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время, по установленным правилам.


В ходе биржевых торгов участниками биржевой торговли заключа­ется договор (соглашение) в отношении биржевого товара, т.е. имеет место биржевая сделка.


Торговля на товарных биржах ведется определенным количеством стандартного товара, который должен отвечать особым требованиям:
• по качеству — быть однородным;
• по количеству — определенным по числу, размеру и весу;
• может быть заменен другим товаром из той же партии.


После того как товар допущен к торговле, нужно определить, как складываются цены на него.
Для этого существует биржевой бюллетень, где эти цены публику­ются. Необходимым условием для биржевого товара является свобод­ное ценообразование.


Цена на товар должна устанавливаться в зависимости от конъюнк­туры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, по­литических, форс-мажорных).

Сделка может заключаться:

• по текущей цене биржевого дня;
• по заданной цене;
• по лимитной цене (в оговоренном пределе колебания цен от и до);
• по цене на определенную дату (в первый, второй, последний день торга);
• по справочной цене, зафиксированной на момент открытия или закрытия биржи.


Биржевые сделки на товарной бирже можно подразделить на две группы: сделки с реальным товаром и сделки без реального товара.


Простейшим видом сделки с реальным товаром считается сделка с немедленной поставкой — это физический переход товара от продав­ца к покупателю, оговоренный в договоре купли-продажи.


Концентрируя спрос и предложение, товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Достигается это путем котировки цен: на каждой бирже регистрируются сложившиеся в течение бирже­вого дня средние цены, служащие для предпринимателя ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и за ее пределами.


Виды котировок цен:
• указание пределов диапазона цен первой и последней сделки дня с указанием промежуточных переломов в динамике цен в течение дня;
• комбинированное сочетание максимальной и минимальной це­ны сделок с ценами начала и конца биржевого дня;
• отражение максимальных и минимальных цен и выделение ти­пичной цены сделки.
Исходной информацией о котировке цен служат сведения о контр­агентах сделки и ценах, по которым они хотели бы продать либо при­обрести данный товар, объем партии, цена сделки, условия ее заклю­чения и условия на бирже, при которых были заключены сделки.


Важнейшая характеристика цен — конъюнктура рынка, определе­ние которой основывается на:
• соотношении спроса и предложения на товары;
• количестве совершенных сделок;
• динамике цен на товар в течение данного периода биржевых торгов.


На основании этих факторов определяется состояние рынка по каждому виду товара или группе товаров.
Так, падение цен на рынке может быть вызвано удешевлением то­варов на мировом рынке, сокращением платежеспособного спроса внутри страны, административным сдерживанием цен монополистов, затовариванием складов биржи, вследствие роста производств и уве­личением товарной массы.


Фьючерсные сделки — сделки без реального товара, взаимная пере­дача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара.


Объектом сделок становится право купить или продать некоторое число фьючерсных контрактов по заданной цене в течение оговорен­ного срока в будущем. Цель сделки — получение разницы в цене за период между заклю­чением контракта и его исполнением.


Фьючерсная цена фиксируется при заключении фьючерсного кон­тракта, отражает ожидание инвесторов относительно будущей цены для соответствующего актива:

Са = Ца +Ца * П * Д/360

где Са - стоимость фьючерсного контракта на биржевой актив А;
Ца - рыночная цена актива А на физическом рынке;
П - банковский процент по депозитам ( плюс процент расходов за хранение, транспортировку и хранения для случая реального товара);
Д - число дней до окончания срока действия фьючерсного контракта или его закрытия.


Фьючерсный рынок в России появился на московской товарной бирже в 1992 г. Ставка была сделана для мелких спекулянтов, а в каче­стве финансового инструмента выбран контракт на доллар США.


При существующих биржевых контрактах по фьючерсам на ино­странную валюту доход может в несколько раз превышать доход от простого размещения валюты в депозиты.


Операция заключается в следующем:
• покупается фьючерсный контракт на валюту с поставкой через определенный срок;
• продается наличная валюта и полученные средства размещают­ся на выгодных условиях;
• при наступлении срока поставки рублевые средства конверти­руются в валюту.


Опыт показывает, что доход от операции может составить от 40 до 80% годовых.
Рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги, пред­ставляет собой фондовую биржу.
Фондовые биржи действуют как система иерархического характера. Им присущи взаимозависимости по величине оборотов и ценовые.


Концентрация самых сильных участников торговли происходит на крупнейших биржах.
Ценовая зависимость проявляется в том, что мелкие биржи начи­нают свои торги уже после их окончания на ведущих национальных фондовых биржах (следовательно, уже известны курсы ценных бумаг).


В России формируются новые крупные региональные центры, но вместе с тем происходит ослабление связи между ними, что обуслов­лено автономным режимом функционирования бирж. Связь между регионами практически полностью осуществляется через внебирже­вой рынок.


Цены торгов. Конкурентное ценообразование применяется и в слу­чаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены фирма отталкивается от ожидаемых цено­вых предложений конкурентов, а не от соотношений между этой це­ной и показателями собственных издержек или спроса. Фирме хочет­ся завоевать контракт, а для этого нужно запросить цену ниже, чем у других. Однако эта цена не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.

Цены торгов в России применяются в основном при организации закупок для государственных нужд.
Аукцион представляет собой публичные торги, на которых покупа­тели имеют право на осмотр товаров. Предлагаемый к продаже товар разбивается на лоты из одного или ряда однородных по качеству пред­метов.

Каждый лот имеет свой номер и цену. В качестве стартовой цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Аукцион­ная цена может существенно отличаться от рыночной.


В рамках аукциона различают:
1) стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;
2) цену аукционного шага;
3) цену фактической продажи, превышающей стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.


Фактическая реализация товара на аукционе проводится по конеч­ной максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционная це­на отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и в зна­чительной степени зависит от мастерства лица, проводимого аукцион. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней, антиквариата.


Если биржевые цены и цены торгов — это разновидность оптовых цен, то цены аукционов в зависимости от вида товара относятся как к оптовым, так и в розничным.

Источники:

http://biglibrary.ru/category44/book131/part13/

http://keepbook.eu/18/4389-formirovanie-tsen-na-birzhakh-torgakh-i-auktsionakh.html

Наши рекомендации