Основные факторы, влияющие на изменение уровня рентабельности предприятия
Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема продаж продукции, снижение ее себестоимости и повышение качества, продажа продукции на более выгодных рынках сбыта.
Определяя резервы роста прибыли, за счет увеличения объема продаж продукции необходимо учитывать фактическая сумма прибыли за 1 единицу.
Для определения резервов увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции необходимо предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем ее продаж с учетом его роста.
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Для его определения необходимо изменение удельного веса каждого сорта умножить на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммировать и полученное изменение средней цены умножить на возможный объем продаж продукции.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта. В заключение анализа обобщаются все выявленные резервы роста прибыли.
По результатам анализа финансовых результатов деятельности предприятия разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и использованию скрытых резервов.
Поскольку в структуре прибыли предприятия наибольший удельный вес имеет прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:
1. рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;
2. динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);
3. увеличение или уменьшение объема продаж продукции (работ, услуг);
4. изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от продаж продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимости фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода:
DП = П1 - П0,
где: DП ¾ изменение прибыли от продажи продукции (работ, услуг);
П1 ¾ прибыль отчетного периода;
П0 ¾ прибыль базисного периода.
1. Как уже говорилось, прибыль является основным показателем, характеризующим финансово–хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. Прибыль в 2 млн. руб. может быть прибылью разных по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или производственных затрат.
В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).
Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:
rпр = Пб / Фср Оср
Разделим и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
Где r ¾ рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции;
Fе ¾фондоемкость, которую можно получить и как 1 / H;
Н ¾ уровень фондоотдачи;
Кз ¾ коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1 / K;
K ¾ коэффициент оборачиваемости.
Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных факторов, следует выполнить следующие расчеты.
Общее изменение рентабельности производства (Drпр):
В том числе:
1. вследствие изменения рентабельности продукции
2. вследствие изменения фондоёмкости продукции (фондоотдачи):
3. вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
Drпр = Drпр(r) + Drпр(H) + Drпр(K) .
Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и себестоимости.
Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов.