Тема 6. Методы выявления риска

Для того чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта первичная стадия носит название «выявления риска» и включает два основных этапа: сбор информации о струк­туре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Некоторые из описываемых в данной главе методов примени­мы для выявления любых рисков, другие – только для отдельных видов, например промышленных.

Наличие достаточно полной и должным образом структурирован­ной информации о рисках является основой для выработки эффектив­ных мер по управлению ими. При оценке промышленных рисков соответствующие сведения должны содержаться и в декларации промышленной безопасности.

Основные подходы к выявлению риска

Существует множество методов, каждый из которых помогает получить информацию о характеристиках отдельных рисков, при­сущих определенному виду деятельности. Поэтому целесообразно использовать комплекс методов, чтобы решить поставленную задачу. Необходимо постоянно следить за эффективностью ис­пользования таких методов, чтобы вносить в них усовершенствования, которые могут оказаться полезными в дальнейшем.

Невозможно однозначно указать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае, но это достигается легче, если риск-менеджер является специалистом-практиком в данной области хозяйственной деятельности, будь то промышлен­ное производство, финансы или коммерция.

Работа по сбору информации и выявлению рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, че­рез некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть свя­зано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материа­лов. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.

Какой бы план ни был выработан, он должен иметь собствен­ный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на вы­явление рисков не превысили ущерб от них.

Одни методы базируются на анализе статистических, финансо­вых, управленческих и иных отчетных документов предприятия, другие требуют непосредственной инспекции мест расположения источников опасности. Существуют методы, которые больше под­ходят к послесобытийным, чем к дособытийным ситуациям. Неко­торые методы выявления риска строятся на количественном анализе, а другие используют только качественные подходы. Од­нако все они направлены на одно – выявить и описать сущест­вующие в организации риски.

Надо отметить, что поставленная задача является достаточно трудоемкой и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования (например, ра­бота по выявлению и оценке рисков на крупном нефтеперерабаты­вающем предприятии Западно-Казахстанской области проводилась в течение года группой, куда входило до восьми специалистов).

Итак, к основным методам получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:

• стандартизованный опросный лист;

• рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;

• анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

• составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;

• составление и анализ карт технологических потоков производ­ственных процессов;

• инспекционные посещения производственных подразделении;

• консультации специалистов в данной технической области;

· экспертизу документации специализированными консалтинго­выми фирмами.

Каждый из перечисленных методов способен дать достаточно большое количество информации, которая должна быть надлежа­щим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы – - установить взаимосвязи между отдельными дан­ными, содержащимися в различных источниках.

Ряд особенностей имеет выявление финансовых и коммерче­ских рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска.

Опросные листы

Существуют два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе пози­ции общего характера и годится для большинства типов произ­водств. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая уни­версальная форма, которая охватывает все стороны деятельно­сти предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных ви­дов деятельности с учетом их особенностей и детализации от­дельных положений.

Мировая практика показывает, что стандартизованные опрос­ные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого стано­вятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society). В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.

Основные разделы типичного опросного листа приведены на рис. 4.1.

СТАНДАРТНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

I. Общая информация

II.Финансовые и административные данные

III.Данные об управлении предприятием

IV.Сведения о территориальной структуре и расположении объекта

V. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении

VI.Описание технологии производства

VII.Перечень имущества (кроме транспортных средств)

VIII.Перечень транспортных средств

IX. Данные о страховании объектов

X. Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудова­ния

XI. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях

XII. Дополнительные сведения

Рис. 1. Типовая схема стандартизованного опросного листа

Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление о структуре и количественных показателях объекта. На рис. 2 пред­ставлен один из разделов опросного листа – Перечень имущества, а на рис. 3 – опросный лист, применяемый страховыми фирмами для предварительного выявления имущественных рисков.

На рис. 2 показан достаточно детализованный раздел стан­дартного опросного листа. К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже служащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предпри­ятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой.

Существенным недостатком стандартных опросных листов яв­ляется то, что они не стимулируют респондентов выявлять харак­терные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИМУЩЕСТВА Здание Место расположения
1. Механизмы, оборудование, инструменты
а) Наименование единицы  
Ь) Первоначальная стоимость  
с) Текущая стоимость  
d) Стоимость замены на новый  
е) Является ли предметом залога  
f) Ответственное лицо  
2. Мебель, движимое имущество, оргтехника и материалы
а) Наименование единицы  
Ь) Первоначальная стоимость  
с) Текущая стоимость  
d) Стоимость замены на новую единицу  
е) Является ли предметом залога  
f) Ответственное лицо  
3. Усовершенствования и модернизации
а) Описание  
Ь) Дата проведения  
с) Первоначальная стоимость  
d) Стоимость замены на новый  
е) Текущая стоимость  
4. Запасы (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция)
  Цена единицы Общ. стоимость
а) Текущие    
Ь) Средние    
с) Максимальные    
d) Минимальные    
5. Имущество других организаций (включая товары, предназначен­ные для отправки)
а) Имеются ли договорные отношения, предусматривающие вашу вашу ответственность за эти ценности?  
Ь) Имущество концессионеров  
с) Имущество грузоотправителей  
6. Имущество персонала
7. Бумажная документация и информация на магнитных носителях
а) Описание  
Ь) Местонахождение  
с) Стоимость  
d) Стоимость восстановления  
е) Наличие дубликатов  
8. Выставочные и рекламные материалы
9. Предметы залога, попечительства, опеки
а) Заложенное имущество  
Ь) Юридическая ответственность за сохранность имущества  
с) Особо ценное или уникальное оборудование  
10. Произведения искусства
П. Животные
12. Продукты питания
13. Арендованное или находящееся в лизинге оборудование
а) Какая ответственность за это имущество предусмотре­на договорными отношениями?  
14. Прошлые данные о стоимости ремонта или замены поврежден­ного оборудования
15. Возможный ущерб
а) От залива имущества  
Ь) От землетрясения  
с) От пожара или перегрева  
d) От переохлаждения  
е) От криминальных действий  
16. Обеспечение безопасности в помещениях
а) Наличие систем безопасности от пожара  
Ь) Наличие систем безопасности от залива  
с) Наличие систем безопасности от криминальных действий  
         

Рис. 2. Один из разделов стандартного опросного листа

  Вопрос Да 1 Нет
Есть ли у нас печатные материалы, описывающие ваш бизнес или продукцию?    
Ваша деятельность ограничивается только одним типом производства?    
Вы выпускаете только один тип продукции?    
Являются ли производственные помещения нашей собственностью?    
Арендуете ли вы помещения?    
Сдаете ли вы помещения в аренду?    
Планируете ли вы новое строительство?    
Зафиксирована яи стоимость вашего имущества юриди-    
  чески?    
Имеете ли вы в собственности землю?    
Расположена ли наша недвижимость в социально неста-    
  бильных регионах?    
Расположены ли производственные помещения в затоп-    
  ляемых или сейсмически опасных районах?    
Оборудованы ли помещения системами безопасности?    
Имеются ли пожаро- и взрывоопасные производствен-    
  ные Процессы (сварочное производство, иефтегазохра-    
  нилища, сосуды под давлением, системы с ВЫСОКОЙ    
  кинетической >нергией и т.д.)?    
Проводится ли ежегодная инвентаризация оборудова-    
  ния?    
Арендуете ли вы механизмы (кроме самодвижущихся) и    
  оборудование?    
Производится ли инвентаризация сырья и готовой про-    
  дукции?    
Можете ли вы ежемесячно производить инвентаризацию    
  стоимости имущества?    
1 [окупаете, продаете или храните ли вы товары или обо-    
  рудование особенно высокой стоимости (золото, радио-    
  активные материалы и т.д.)?    
Используется ли на вашем производстве сырье, мате-    
  риалы или оборудование, поставка которых занимает    
  длительное время?    
Занимаетесь ли вы экспортом или импортом продукции?    
Покупаете или продаете ли вы 'товары, подлежащие вод-    
  ной транспортировке?    
I [окупаете или продаете ли вы товары, подлежащие воз-    
  душной транспортировке?    
Имеете ли вы дело с легкопортящимися или имеющими    
  ограниченный срок годности материалами?    

Рис. 3. Опросный лист для выявления имущественных рисков

Структурные диаграммы Метод структурных диаграмм предназначен для анализа осо­бенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Данные, полученные таким путем, полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с каче­ством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков.

Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование, зависимость и концентрацию.

Из этих же структурных диаграмм видно, что отделы продаж также присутствуют во всех подразделениях фирмы. Риск-менеджер должен убедиться в том, что все менеджеры по прода­жам ознакомлены с требованиями, предусматривающими ответст­венность за качество продукции, и с условиями страхования ответственности, если таковое осуществляется. Очень важно иметь хорошо налаженные связи со всеми подразделениями, а структур­ная диаграмма позволяет определить отсутствие или недостаточ­ность таких связей.

Возможная концентрация риска также выявляется с помощью структурных диаграмм. В приведенном примере производство сы­рья и закупки других материалов для дочерних предприятий осу­ществляются централизованно головной компанией. Очевидно, что это рискованная ситуация, которую следует тщательно проанали­зировать. Может оказаться, что не существует других поставщиков сырья, удовлетворяющих требованиям этих производств, или го­ловное предприятие существенно зависит от доходов дочерних компаний. Можно также добавить к структурным диаграммам данные о доходах компаний и увидеть, которые из них приносят наибольший доход.

Конкретный вид структурных диаграмм зависит от сложивше­гося типа управления и принципов разделения функций для раз­личных компаний. Для крупных фирм, имеющих в своем составе множество различных подразделений, применим подход, исполь­зованный в приведенном примере: сначала строится базисная диа­грамма для всей компании, а затем структуры отдельных подразделений расшифровываются на диаграммах следующего уровня.

Карты потоков

Карты потоков, или потоковые диаграммы, изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных эле­ментов производственного процесса, от которых зависит его на­дежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их режима и выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических с точки зрения аварийности ситуаций. Процесс, зафиксиро­ванный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные про­цессы или отдельную технологическую цепочку.

На рис. 4 приведена карта потоков для процесса сборки изде­лия, осуществляемого компактно на территории завода. Анализ такой карты позволяет выявить последствия, связанные, например, с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением его поступления на последующие этапы производства. Точно так же можно исследовать последствия инцидентов, произошедших на складе готовых узлов или в цехе упаковки готовой продукции.

Тема 6. Методы выявления риска - student2.ru

Рис. 4 Пример организации сборочного производства

Таким образом, карта потоков позволяет выявить критические об­ласти производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектую­щих не приведет к немедленной остановке производства, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вызовет останов­ку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки в качестве другого примера приведем карту потоков для про­цесса производства вина (рис. 5), отдельные этапы которого осуществляются в различных местах. На ней выделены некоторые ключевые элементы производственного процесса – давильное производство, бутылирование и т.д. Изучение такой карты вызыва­ет ряд вопросов: существуют ли альтернативные поставщики стек­лотары, как скажется на производительности потеря части урожая виноград* и т.д. На эти вопросы и должен найти ответы риск-менеджер.

Тема 6. Методы выявления риска - student2.ru

Рис. 5. Карта потоков для процесса производства вина

Карта потоков на рис. 6 показывает процесс сборки изделия, аналогичный представленному на рис. 4, но в несколько моди­фицированном виде. На ней в отличие от предыдущей зафиксированы денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: внутри прямоугольников указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии; а на стрелках – общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.

Тема 6. Методы выявления риска - student2.ru

Рис. 5. Модифицированная карта потоков для промесса сборки изделия

Одно из преимуществ представления карты потоков в таком виде состоит в том, что из нее можно получить (в первом прибли­жении) количественные значения возможных убытков в случае сбоя на одной из стадий технологического цикла, другое – в том, что риск-менеджер имеет возможность увидеть различные пути перераспределения ресурсов между параллельными ветвями сис­темы и тем самым минимизировать возможные убытки.

В настоящее время существуют мощные программные средст­ва для персональных компьютеров, позволяющие существенно упростить задачу моделирования структуры предприятия и пото­ков ресурсов внутри него. Отличительной их особенностью явля­ется возможность оптимизации распределения ресурсов, что позволяет предприятию достичь наивысшей производительности, а риск-менеджеру – проводить количественный анализ рисков.

Возможные виды карт потоков можно разделить на три боль­шие группы, которые описывают:

• отдельный технологический процесс внутри предприятия;

• совокупность производственных процессов и элементов управ­ления;

• технологическую цепочку, в которой предприятие составляет одну из частей.

Анализ карты потоков позволяет выявить «узкие» места произ­водственного процесса. Любой технологический процесс можно подразделить на три этапа: поступление исходных материалов, их обработка и выход готовой продукции. Если какой-нибудь инци­дент приводит к выходу из строя элемента технологической це­почки, то по карте потоков можно легко проследить, насколько серьезны будут последствия происшествия и к каким убыткам это может привести.

Ограниченность применения карт потоков как метода анализа риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновременно следует использовать иные методы получения ис­ходной информации о рисках. Другой недостаток состоит в том, что карты сами по себе не указывают на уязвимость отдельных стадий производственного процесса. Даже когда из них с очевид­ностью следует, что тот или иной элемент является узким местом для данного процесса и его отказ может привести к серьезному ущербу, без привлечения дополнительных источников данных нельзя понять, насколько такая ситуация вероятна. Поэтому карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов.

Прямая инспекция

Описанные выше методы выявления риска удобны тем, что полу­чать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кро­ме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовлен­ных для них форм отчетности по рискам могли быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры мо­гут организовывать инспекционные поездки на предприятия.

Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотрудников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры облада­ют достаточно высокой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и другими специали­стами, работающими на соответствующих объектах или осуществ­ляющими определенные технологические операции.

Прямая инспекция позволит также выявить и уточнить отдель­ные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровня риска.

При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения инспекции, и учесть ряд специфи­ческих факторов:

• уровень лояльности и подчиненности руководства предприятия центральному управлению (для региональных отделений);

• общее количество времени, которое планируется затратить на инспекцию;

• время года, которое наиболее благоприятно для инспекции;

• возможные условия работы инспекторов на предприятии, сте­пень оснащенности техникой, наличие современных средств связи с центральным офисом.

После предварительной оценки задач, которые предстоит ре­шить в процессе инспекции, и учета различных особых факторов следует составить программу посещения предприятия. Даже не­большое производство часто занимает несколько площадок или зданий, каждое из которых может быть источником риска. Если же речь идет, например, о крупной торговой структуре, то она, как правило, имеет в своем составе многочисленные магазины, склад­ские помещения, отделения в различных районах города или об­ласти, что существенно осложняет задачу проведения инспекции. Необходимо выстроить некую логическую схему выявления рис­ков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упус­тить что-либо существенное.

Один из способов решения этой задачи – подготовка для каж­дого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопро­сов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого из объектов. Они определяют содержание и структуру инспектирова­ния, уменьшают время пребывания на объекте и, что более важно, снижают опасность упустить что-либо важное. Если это не первое посещение объекта, необходимо просмотреть предыдущий отчет и проверить, остались ли какие-либо нерешенные вопросы и нужно ли возвращаться к ним снова.

Существует практика неожиданных инспекции объектов и за­благовременного извещения его сотрудников об инспекции. В пер­вом случае появление кнепектороп на предприятии позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Напри­мер, при неожиданной инспекции можно отметить реальные от­клонения от планового течения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безопасности.

Заблаговременное извещение руководства и сотрудников предприятия о предстоящей инспекции целесообразно использо­вать при необходимости получить материалы и данные, для на­хождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за несколько дней до начала посещения по факсу или электронной почте высылается запрос или формы для запол­нения, и к моменту начала инспекции сотрудники предприятия уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно со­кращает затраты времени.

Приведем примерный перечень вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе инспекции:

• расположение объекта и степень близости к населенным пунк­там, другим промышленным объектам;

• описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);

• наличие и состояние основных и оборотных фондов;

• общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;

• подробности недавних происшествий или заявленных претен­зий, если оборудование было застраховано.

После того как инспекция проведена, необходимо все резуль­таты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указать:

• цель обследования;

• дату и место его проведения;

• краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками;

• полученные данные и материалы;

• результаты обследования;

• резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необхо­димо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка обору­дования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирова­ния. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны не­медленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

Анализ финансовой и управленческой отчетности

Работа с финансовой и управленческой документацией пред­приятия имеет важное значение для выявления рисков по той про­стой причине, что в документах фиксируются все произошедшие инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие от­ношение к увеличению или уменьшению риска.

Убытки предприятия, возникающие вследствие наступления непредвиденных событий, вначале фиксируются в актах, а затем находят свое отражение в бухгалтерской отчетности. Рассмотрим, к примеру, как осуществляется отражение в документах аварии, произошедшей на промышленном предприятии.

Вначале составляется акт расследования аварии. Затем подго­тавливается так называемая дефектная ведомость на восстанов­ление объекта, на основании которой рассчитывается величина убытка и определяется объем работ. Далее, в соответствии с объе­мами работ составляется смета, в которой указываются все убытки от аварии. В них включаются стоимость потерянных основных и оборотных фондов, затраты материалов, запчастей, стоимость ра­бочей силы и т.д. Эти данные затем фиксируются в различных формах бухгалтерской отчетности.

К финансовым документам предприятия относятся:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках);

• данные об учете основных средств;

• данные других форм бухгалтерской отчетности.

Основными финансовыми документами, суммирующими дея­тельность предприятия за определенный период, являются баланс и отчет о финансовых результатах. Анализ структуры баланса дает возможность оценить основные финансовые показатели ком­пании – активы, пассивы, свободные (или чистые) активы, собст­венный капитал, дебиторскую и кредиторскую задолженность и др. Анализ структуры баланса осуществляется путем сопоставле­ния отдельных его статей, определенных на начало и конец отчет­ного периода, с валютой баланса. Такой подход к оценке изменений показателей баланса позволяет сопоставлять получен­ные результаты с данными по различным предприятиям, а также сравнивать финансовую отчетность за разные периоды времени.

Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей – ак­тива и пассива. Анализ структуры активов позволяет выявить следующие основные показатели:

• состав денежных средств;

• состав дебиторской задолженности;

• запасы;

• внеоборотные активы.

Анализ структуры пассивов дает важную информацию о капи­тале и других источниках средств предприятия:

• размер краткосрочных обязательств;

• размер долгосрочных обязательств;

•собственные средства, включая уставный капитал, добавочный капитал и реинвестированную прибыль.

В ходе анализа отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) производится расчет следующих показателей деятельности предприятия:

• себестоимость;

• операционная и чистая прибыль;

• реинвестированная прибыль;

• выплаты процентов и налогов.

Наши рекомендации