Методика факторного анализа прибыли
Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменение объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли ( ) от реализации продукции:
, (11)
где Р1 - прибыль отчетного года;
Р0 - прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:
, (12)
где - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
р - цена изделия;
q - количество изделий.
- реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции ( ) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
, (13)
где Р0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;
, (14)
где S1.0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ( ):
, (15)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
, (16)
где N1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции ( ):
(17)
где S1.0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ( ):
(18)
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги ( ), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины ( ). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
(19)
или
(20)
где - общее изменение прибыли;
Рi – изменение прибыли за счет i–го фактора.
Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги.
1.Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна
, (21)
где В` - выручка от продажи в сопоставимых ценах;
– выручка от продажи продукции в отчетном периоде;
– индекс цены.
Изменение выручки от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым за счет изменения цены
, (22)
Изменение выручки от продажи продукции за счет изменения количества реализуемой продукции
, (23)
Влияние на сумму прибыли от реализации ( ) изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитать следующим образом:
, (24)
где - изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;
- соответственно выручка от реализации в отчетном(1) и базисном (0) периоде;
- показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;
-рентабельность продаж в базисном периоде.
Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и обратная зависимость для убыточной продукции. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли.
2. Расчет влияния фактора «Цена».
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет
, (25)
3. Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».
Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом
, (26)
где - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Количество проданной продукции»;
– соответственно выручка от продажи в отчетном(1) и базисном (0) периодах;
∆Вц – изменение выручки от продажи под влиянием цены;
– рентабельность продаж в базисном периоде.
4. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
, (27)
где – уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах соответственно.
5. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей
, (28)
где – уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах соответственно.
6. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы».
, (29)
где – уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Остальные показатели – факторы от прочей и внереализационной деятельности и чрезвычайные – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. Чтобы определить влияние факторов, все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается( уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода:
, (30)