Проверка состояния бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета в организации – это система построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о ее хозяйственной и финансовой деятельности и осуществления контроля за рациональным использованием всех ресурсов и средств. Данная система включает ряд организационных аспектов: выбор формы учета, составление рабочего плана счетов, разработку графика документооборота, наличие учетных регистров; соответствие лица, занимающего должность главного бухгалтера, предъявляемым требованиям; реализация прав, выполнение обязанностей и возложение ответственности на главного бухгалтера согласно законодательству Республики Беларусь.
На начальном этапе проверки все проверяющие уточняют наличие и утверждение учетной политики, проверяют, соответствует ли она Закону Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007 г. № 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – закон о бухгалтерском учете) и соблюдается ли проверяемой организацией. Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета и установленный порядок их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Учетная политика организации должна соответствовать требованиям, представленным в табл. 10.
Таблица 10. Требования, предъявляемые при формировании
учетной политики
Требования | Содержание требований |
Полнота | Отражение в первичных, сводных документах и регистрах бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной деятельности |
Осмотрительность | Обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов |
Приоритет содержания над формой | Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности согласно не только правовой форме и документальному оформлению сделок (операций), но и их экономическому содержанию и условиям хозяйствования |
Непротиворечивость | Тождество данных аналитического и синтетического учета, а также их соответствие показателям бухгалтерской отчетности |
Рациональность | Рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в соответствии с условиями хозяйственной деятельности и величиной организации |
Проверяющие должны установить, формирует ли главный бухгалтер организации учетную политику в соответствии с нормативными актами и утверждается ли она руководителем организации путем издания приказа, распоряжения и др. Особое внимание уделяется тому, как оформляются вносимые изменения в учетную политику при следующих обстоятельствах:
· при изменении действующего законодательства;
· с появлением новых нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет;
· при смене собственников;
· при реорганизации юридического лица;
· при переходе к использованию других способов ведения бухгалтерского учета.
В ходе проверки состояния бухгалтерского учета организации необходимо изучить все аспекты учетной политики, т. е. выяснить, заложены ли в учетной политике многовариантность соответствующих способов и методов ведения учета, предусмотренных законодательством, представленных в табл. 11.
Таблица 11.Способы и методы ведения бухгалтерского учета
Объекты учетной политики | Методы ведения учета |
Методический аспект | |
Критерии разделения имущества на основные средства и предметы | · Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию; в состав предметов включаются предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости, либо предметы, служащие более 1 года, стоимостью в пределах 30 базовых величин, а ковры и ковровые изделия – в пределах 10 базовых величин в момент передачи в эксплуатацию · Вместо 30 (10) базовых величин в качестве критерия может быть выбрана более низкая стоимость |
Оценка основных средств и нематериальных активов, полученных безвозмездно | · По рыночной стоимости на дату их оприходования, увеличенной на расходы по доставке, установке и монтажу · По соглашению сторон, но не ниже стоимости, отраженной в балансе у передающей стороны |
Способы погашения стоимости предметов | · Списание стоимости предметов более 2 базовых величин на затраты производится в следующем порядке: – в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со склада в эксплуатацию, а оставшиеся 50% стоимости – при выбытии их за непригодностью; – в размере 100% стоимости предметов – при выбытии их за непригодностью |
Способы погашения стоимости предметов | · Списание предметов стоимостью до 2 базовых величин производится: – по мере передачи их в эксплуатацию; – путем перенесения на затраты в размере 50% стоимости предметов – при передаче в эксплуатацию, а остальные 50% стоимости – при выбытии их за непригодностью |
Способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам | · Линейный способ · Нелинейный способ с применением метода суммы чисел лет · Нелинейный способ с применением метода уменьшаемого остатка · Производительный способ |
Индексация амортизационных отчислений | · Ежемесячно осуществляется · Не производится |
Использование амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов | · Раздельное использование амортизационных фондов · Использование амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов по совокупности |
Оценка производственных запасов | · Производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) с отражением по счету 10 «Материалы» · Производственные запасы учитываются по учетным ценам с использованием счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; отклонения от фактической себестоимости приобретения отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» |
Оценка производственных запасов и материальных ресурсов при отпуске в производство | · По средневзвешенным ценам · По учетным ценам с учетом отклонений, отраженных на счете 16 «отклонение в стоимости материальных ценностей» · По ценам последнего приобретения (ЛИФО) · По фиксированным ценам в организациях промышленности |
Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости | · Показным методом · Попередельным методом · Процессным методом · Нормативным методом · Иным методом в соответствии с отраслевыми рекомендациями |
Продолжение табл. 11
Объекты учетной политики | Методы ведения учета | |
Оценка возвратных отходов | · По пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) · По полной цене исходного материала · По действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку | |
Порядок распределения издержек обращения | · Издержки обращения в части транспортных расходов и процентов по кредитам распределяются на реализованные товары и на товары, оставшиеся не реализованными на конец месяца, пропорционально стоимости товаров: – по продажным ценам; – по покупным ценам | |
Учет затрат на ремонт арендованных основных средств | · Создается резерв предстоящих расходов на капитальный ремонт арендованных основных средств; отчисления производятся равными долями исходя из сметной стоимости ремонта и предусмотренного договором срока аренды · Резерв не формируется | |
Способ отражения затрат на ремонт основных средств | · Создается резерв предстоящих расходов на текущий ремонт основных средств; отчисления производятся в размере, приходящемся на отчетный период, исходя из сметной стоимости ремонта · Резерв на текущий ремонт не создается · Затраты на ремонт основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг): – исходя из установленного организацией норматива с отражением в составе расходов будущих периодов разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг); – по мере осуществления фактических затрат | |
Списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов | · Списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов производится на счета учета затрат · Общепроизводственные расходы, учтенные на субсчете 25/2 «Общецеховые расходы», и общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных списываются на счет 90 «Реализация» | |
Распределение общепроизводственных расходов | · Пропорционально расходам на оплату труда работников, непосредственно занятых производством продукции · Пропорционально прямым материальным затратам · Пропорционально прямым материальным и трудовым затратам | |
Распределение общехозяйственных расходов | · Пропорционально полученной выручке от реализации продукции (работ, услуг) · Пропорционально прямым материальным затратам · Пропорционально прямым материальным и трудовым затратам · Пропорционально сумме расходов на оплату труда сотрудников, работа которых связана с определенными видами деятельности | |
Порядок оценки незавершенного производства | · По производственной себестоимости · По прямым статьям расходов · По стоимости материалов · В другой оценке, соответствующей отраслевым особенностям организации | |
Учет товаров | · По покупным ценам · По продажным ценам | |
Метод учета выручки | · По мере отгрузки товаров · По мере оплаты | |
Признание операционных доходов и расходов | · По мере поступления · По мере начисления | |
Признание внереализационных доходов и расходов | · Внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков отражаются в учете: – по мере признания их стороной, нарушившей условия договора, или если судом вынесено решение об их взыскании; – по мере получения их от должника · Другие внереализационнные доходы и расходы в целях бухгалтерского учета признаются: – по мере их образования; – по мере выявления; – по мере поступления | |
Создание резерва по сомнительным долгам | · Резерв по сомнительным долгам не создается · Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично | |
Окончание табл. 11
Объекты учетной политики | Методы ведения учета | |
Формирование резервов предстоящих расходов и платежей | · Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются: – на предстоящую оплату отпусков работникам; – на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; – на выплату вознаграждения по итогам работы за год; – на оплату предстоящих затрат на восстановление износа и ремонт автошин (покрышки, камеры, ободные ленты); – на списание потерь товаров в пределах утвержденных норм; – на оплату производственных затрат на подготовительные работы в сезонных отраслях промышленности; – другие разрешенные резервы | |
Учет готовой продукции | · С использованием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» · Без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»; выпуск продукции отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» по фактической себестоимости | |
Списание расходов, связанных с покупкой иностранной валюты | · С отражением по дебету счета 41 «Товары» · С отражением по дебету счета 44 «Расходы на реализацию» | |
Учет финансовых результатов | · Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» производится: – по окончании отчетного года заключительными записями декабря; – по окончании отчетного квартала; – по окончании отчетного месяца | |
Формирование фондов и распределение прибыли | · Резервный фонд, фонды накопления и потребления не формируются · В соответствии с уставом организации формируются следующие фонды: – резервный фонд; – фонд накопления; – фонд потребления Использование фондов производится в соответствии с утвержденными сметами расходов. Размеры отчислений в фонды, а также порядок распределения прибыли устанавливаются решением собрания учредителей (акционеров), собственников; коллективным договором | |
Организационно-технический аспект | ||
Порядок ведения бухгалтерского учета | · Руководство бухгалтерским учетом осуществляется: – главным бухгалтером; – организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета, на договорных началах | |
Порядок организации бухгалтерского учета | · По централизованной форме · По децентрализованной форме · По смешанной форме | |
График документооборота | · В соответствии с графиком документооборота | |
Формы первичных документов | · Согласно альбомам унифицированных форм первичной учетной документации | |
Учет бланков строгой отчетности | · Организацией утверждается перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, и список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности | |
Форма бухгалтерского учета | · Книжно-журнальная · Журнально-ордерная · Автоматизированная | |
Проведение инвентаризаций | · Согласно плану (графику) проведения инвентаризаций | |
Рабочий план счетов | · На основании Типового плана счетов разрабатывается рабочий план счетов бухгалтерского учета организации | |
Хранение бухгалтерских документов | · Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в архив не подлежат; они хранятся централизованно или в структурных подразделениях, а по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке · Указанные дела могут передаваться в архив только в исключительных случаях по решению руководителя организации; передача их осуществляется по номенклатуре дел | |
Далее необходимо провести экспертизу состояния учета и отчетности, для чего следует получить информацию о субъекте в целом, по наиболее важным вопросам отражения операций, обусловить объем учетной документации, установить соответствие системы учета предъявляемым требованиям, тождественность данных аналитического учета данным синтетического и формам отчетности по ключевым счетам, изучить действенность системы внутреннего контроля и определить степень доверия ее результатам.
При проверках состояния бухгалтерского учета следует обратить внимание на наличие уплаченных экономических санкций за нарушения налогового законодательства и невыполнение договорных обязательств; случаев приобретения без особой потребности сложной бытовой техники; сдачи в аренду производственных площадей и оборудования по заниженным ценам; фактов отвлечения оборотных средств на закупку больших партий медленно реализуемых товаров; предоплаты или первоочередной оплаты с частными коммерческими структурами при имеющейся задолженности с отечественными товаропроизводителями и др.
Оценивая состояние бухгалтерского учета, проверяющий дает рекомендации по выбору учетной политики на основе анализа текущего финансового состояния организации, существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и эффективности их применения организацией, изменений действующего законодательства, влияющего на те или иные аспекты учета, перспектив развития субъекта в будущем.
В соответствии с законом о бухгалтерском учете и отчетности достоверность данных бухгалтерского учета подтверждается информацией, полученной в результате проведенных инвентаризаций активов и обязательств. Порядок организации и проведения инвентаризации определен инструкцией по инвентаризации активов и обязательств от 30 ноября 2007 г. № 180. Сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Инвентаризация активов и пассивов бухгалтерского баланса должна проводиться в случаях, показанных на рис. 14. Проверяющему необходимо убедиться, оформляется ли проведение инвентаризации приказом (распоряжением) руководителя организации.
Большое внимание уделяется проверке организации забалансового учета и архива бухгалтерских документов, существования в организации альбомов унифицированных первичных учетных документов, наличия случаев приспособления учетных регистров взамен отсутствующих и т. д.
В ходе проверки состояния бухгалтерского учета может быть выявлен ряд нарушений и злоупотреблений: отвлечение оборотных средств на закупку больших партий медленно реализуемых товаров; предоплата или первоочередная оплата с коммерческими структурами при наличии задолженности с отечественными товаропроизводителями и т. д.
Оценивая состояние бухгалтерского учета, проверяющий дает рекомендации организации по выбору учетной политики на основе анализа текущего финансового состояния организации; существующих способов и методов ведения бухгалтерского учета и эффективности их применения.
Рис. 14. Случаи проведения инвентаризации имущества организации
Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности налагается штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
Уничтожение бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения, либо их сокрытие, либо иное нарушение правил их хранения влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов влечет наложение штрафа в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.
Указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях влечет наложение штрафа в размере до 10% суммы соответствующих хозяйственных операций.
По результатам ревизии организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности составляется акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной). Во вступительной части отражается следующая информация: наименование документа; место и дата его составления; основание назначения ревизии; дата и номер приказа (распоряжения) о ее проведении; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт ревизии; даты начала и завершения ревизии (в случае перерывов указывается их период); ревизуемый период; должности и фамилии работников ревизуемой организации, обязанных в соответствии с нормативными и инструктивными материалами, регулирующими вопросы контрольно-ревизионной работы, подписывать акт ревизии, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии; наименование и местонахождение ревизуемой организации; наличие Книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной ревизии; кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки); какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким способом (сплошным или выборочным) и за какой период проверены. В последнем случае отмечают периоды, выбранные для проверки. Это необходимо для установления меры ответственности ревизора, если впоследствии окажется, что он не отразил в акте ревизии выявленные нарушения.
Затем приводятся краткие данные о ревизуемой организации, ее организационной структуре и видах деятельности.
Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии. Построение исследовательской части акта ревизии строго не регламентировано. Результаты ревизии в ней должны быть изложены в следующем порядке:
· наименование закона, инструкции, указа и т. д.;
· ФИО должностного или материально ответственного лица;
· дата, период и место нарушения;
· способ выявления нарушения (инвентаризация, арифметическая проверка и т. п.);
· причины и условия, способствующие нарушению и вызвавшие его;
· последствия нарушения (размер вреда);
· меры по недопущению нарушений в будущем.
В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений и свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нем должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения установленных фактов.
В исследовательской части акта ревизии должны быть указаны:
· место, время и характер совершенного экономического правонарушения; акты законодательства, требования которых нарушены;установленная актом законодательства ответственность; заданный вид нарушения;
· факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;
· факты сокрытия или несвоевременного перечисления причитающихся бюджету платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля;
· установленные в ходе ревизии недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
· размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;
· должности и фамилии лиц, по вине которых допущены соответствующие нарушения, а также сведения о том, какие именно действия (бездействие) этих должностных лиц повлекли нарушения в деятельности ревизуемой организации;
· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
Не допускается включение в акт ревизии различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности ревизуемой организации. При проведении ревизии члены ревизионной группы обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Результаты ревизии должны излагаться в акте на основе:
· проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у ревизуемых организаций документов и материалов или полученных в результате использования приемов документального контроля;
· фактических проверок в действительности совершенных операций;
· итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным проведенных в процессе ревизии инвентаризаций материальных ценностей;
· проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;
· данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции республиканским стандартам и стандартам организации, а также других данных, вытекающих из заключений специалистов или экспертов, привлекаемых к проведению ревизии.
После изложения исследовательской (результативной) части акта ревизии перечисляются все приложения к нему с указанием количества листов (промежуточные акты, разовые акты, накопительные ведомости, акты инвентаризаций и инвентаризационные описи, бухгалтерские документы и другая документация, подтверждающая факты нарушений, злоупотреблений и бесхозяйственности, отмечаемые в акте ревизии).
По результатам проведения аудиторской проверки составляется аудиторское заключение.
6.4. Цель и задачи проверки учредительных документов
и формирования уставного фонда
Целью проверки учредительных документов и формирования уставного фонда является подтверждение законных оснований функционирования организаций, правильности и полноты расчета с учредителями и установление соблюдения нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Задачи, решаемые в ходе проверки, следующие:
· подтверждение юридического основания на право функционирования организации;
· проверка правильности формирования уставного фонда организации;
· проверка правильности и полноты промежуточных и окончательных расчетов с учредителями;
· проверка достоверности бухгалтерской отчетности в части величины и структуры уставного фонда.
Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решать вышеуказанные задачи.
6.5. Источники информации и последовательность
проведения проверок
Источниками информации проверки учредительных документов и формирования уставного фонда являются:
· учредительные документы (учредительный договор, устав), зарегистрированные изменения в учредительных документах;
· протоколы собраний учредителей, выписки из годового собрания акционеров, протоколы собрания акционеров, учредителей;
· решения совета директоров;
· переписка с учредителями и акционерами;
· свидетельство общереспубликанской регистрации;
· документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество;
· свидетельство о регистрации в органах статистики;
· документы, подтверждающие доли учредителей в уставный фонд в денежной и неденежной формах;
· экспертная оценка неденежных вкладов в уставный фонд;
· материалы предыдущих проверок, ревизий;
· бухгалтерская и статистическая отчетность и др.
При проверке учредительных документов и формировании уставного фонда необходимо устанавливать:
· структуру управления организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии управленческих решений;
· своевременность внесения изменений в учредительные документы;
· виды экономической деятельности организации;
· наличие соответствующих документов и сведений об учредителях;
· размер уставного фонда и доли каждого учредителя;
· соотношение размера уставного фонда и чистых активов;
· адекватность метода оценки вносимых учредителями долей в уставный фонд в неденежной форме;
· своевременность внесения учредителями своих долей;
· в каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный фонд;
· правильность оформления документации по взносам;
· правильность начисления дивидендов учредителям;
· правильность начисления налогов;
· правильность оформления бухгалтерской документации и соответствия бухгалтерских проводок;
· случаи возврата учредителю неденежного вклада в уставный фонд, если таковые имелись;
· правильность ведения учетных регистров;
· достоверность бухгалтерской отчетности.
Размеры уставных фондов определены Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования».
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.
За непредоставление в регистрирующий орган документов, требующих для внесения изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в случаях и сроки, установленные законодательством, налагается штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.
Тема 7. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
И ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ
План
1. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии и аудита денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе организации.
2. Методика проверки денежных средств в кассе и денежных документов.
3. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии и аудита операций по счетам в банках.
4. Методика проверки операций по счетам в банках и меры ответственности за выявленные нарушения.
7.1. Цель, задачи и информационное обеспечение ревизии
и аудита денежных средств и денежных документов,
находящихся в кассе организации
В современных условиях организации вступают во взаимоотношения друг с другом при совершении хозяйственных операций. Взаимосвязи являются необходимым условием для обеспечения непрерывности кругооборота средств, имеющихся в каждой организации.
Следовательно, контролю за наличием и движением денежных средств, находящихся в кассе организации, уделяется пристальное внимание со стороны учреждений коммерческих банков, государственных контролирующих органов, работников ведомственных контрольно-ревизионных служб.
Целью ревизии (аудита) операций по движению денежных средств, находящихся в кассе, является проверка соблюдения действующих нормативных правовых актов о состоянии порядка приема и использования денежных средств.
Основными задачами ревизии (аудита)денежных средств и документов в кассе являются:
· проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
· проверка соблюдения нормативных правовых актов по ведению кассовых операций в Республике Беларусь и кассовой дисциплины;
· соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
· соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;
· контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка и от реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;
· соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на хозяйственные нужды и другие расходы;
· проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.
Для качественного проведения ревизии и аудита кассовых операций необходимо руководствоваться следующими источниками информации:
· договорами о полной материальной ответственности;
· должностной инструкцией кассира;
· договором с обслуживающим банком;
· чековой книжкой;
· кассовой книгой;
· учетной политикой организации;
· графиком инвентаризаций денежных средств и денежных документов;
· книгой кассира-операциониста;
· журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
· приходными кассовыми ордерами;
· расходными кассовыми ордерами;
· отчетами кассира;
· выписками банка;
· инвентаризационными материалами;
· учетными регистрами по счету 50 «Касса»;
· Главной книгой, Бухгалтерским балансом (второй раздел «Оборотные активы»);
· Отчетом о движении денежных средств;
· статистической отчетностью и др.;
Проверка кассовых и банковских операций осуществляется специалистами обслуживающего банка, ведомственными ревизорами и аудиторами по данным счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Данные операции проверяются, как правило, сплошным способом.