Рассмотрим относительные показатели эффективности
Рентабельность продаж (profit margin) определяется по формуле:
Рпр = Потч / Vотч * 100%,где
Рпр - рентбельность продаж;
Потч - прибыль за отчетный период (год);
Vотч - объем продаж за отчетный период (год).
В числителе может быть показана валовая или чистая прибыль. Если отношение равно, например 8%, то это означает, что на каждый доллар реализованной продукции приходится 8 центов прибыли.
Повышение коэффициента означает или рост цен при неизменных издержках производства, или снижение издержек производства при сохранении прежних цен. Уменьшение коэффициента может произойти из-за снижения цен без сокращения издержек или в результате повышения себестоимости без повышения цен. Уменьшение этого показателя означает падение спроса на продукцию фирмы и, как следствие, - снижение рентабельности продаж.
Рентабельность активов (total assets return) определяется по формуле:
Ракт = Потч / Аотч * 100%,где
Ракт - рентабельность активов;
Потч - прибыль (чистая) за отчетный период;
Аотч - активы (итог баланса) на конец отчетного периода.
Рентабельность активов отражает эффективность использования инвестированного в имущество фирмы капитала - основного и оборотного. Низкий уровень рентабельности активов по сравнению с этим показателем у других фирм свидетельствует о низком спросе на продукцию фирмы или же о перевложении капитала в активы.
Рентабельность основного капитала (fixed assets return) определяется по формуле:
Росн.к = Потч / Ок * 100%,где
Росн.к - рентабельность основного капитал;
Потч - прибыль (чистая) за отчетный период;
Ок - основной капитал за вычетом амортизации на конец отчетного периода.
Чем выше величина этого показателя, тем эффективнее использование основных средств фирмы. Если рентабельность основного капитала возрастает, а рентабельность активов в целом снижается, то возможны следующие варианты: возрастают оборотные активы, фирма затоваривается готовой продукцией, растут материально-производственные запасы, увеличивается дебиторская задолженность или наличность. Дополнительный анализ динамики структуры оборотных активов поможет прояснить причины создавшегося положения.
Рентабельность собственного капитала (return on equity) свидетельствует об эффективности использования той части капитала, которая инвестирована фирмой за счет собственных источников финансирования, и рассчитывается по формуле:
Рс.к. = Потч / Ск * 100%,где
Рс.к. - рентабельность собственного капитала.
Потч - прибыль (чистая) за отчетный период.
Ск - собственный капитал (балансовая стоимость) на конец отчетного периода.
Уровень котировки акций фирмы на биржах зависит от изменения этого показателя.
Показатель средней нормы рентабельности фирмы (rate of return) за определенный период времени рассчитывается по формуле:
Рср = ((П1+П2+П3...)/ N )/ (А1+А2+А3…) / N)*100 ,где
Рср - средняя норма рентабельности.
П1 - прибыль (чистая) за соответствующий год рассматриваемого периода.
А1 - балансовая стоимость активов за вычетом амортизации на конец каждого рассматриваемого периода.
N - число лет.
На основе объема продаж определим относительные показатели экономической эффективности.
Отношение объема продаж к активам (sales to total assets ratio) характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы.
Эф.акт. = (Объем продаж / Актив.)*100
Отношение объема продаж к основному капиталу (sales to fixed assets ratio) - эффективность использования средств, вложенных в основной капитал.
Эф.осн.к. = (Объем продаж / Основной капитал)*100
Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен. Все это может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.
Эти показатели дополняет отношение объема продаж к оборотному капиталу (sales to current assets ratio), называемое также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов.
К.об.об.ак. = (Объем продаж / Оборотный капитал)*100
Он показывает количество оборотов, совершенных оборотным капиталом в течении года. Чем их больше, тем активнее коммерческая деятельность фирмы, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.
Отношение объема продаж к материально-производственным запасам (sales to inventory ratio), или коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает число оборотов этих запасов в течение года.
К.об.м/п.запасов = (Объем продаж / МПЗ)*100
Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность, а также может свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен. Для выяснения причин следует проанализировать изменения в самой структуре материально-производственных запасов.
Доля издержек производства в стоимости реализованной продукции (cost of goods sold to sales) также занимает важное место в оценке эффективности деятельности фирмы.
Уд.вес изд. пр.= (Издержки производства / Стоимость реализации продукции)*100
Естественно, необходимо стремиться к тому, чтобы издержки снижались. В этом случае растет рентабельность производства, повышается конкурентоспособность продукции фирмы.
Отношение объема продаж к общему количеству занятых (sales to number of employees) характеризует выработку в расчете на одного занятого, т. е. показатель производительности труда - обобщающий показатель, определяющий уровень организации производства и труда, автоматизации.
ПТ = (Объем продаж / Общее кол-во занятых)*100
Показатель позволяет сравнить уровень организации производства и труда в подразделениях своей компании, а также с показателями других фирм данной отрасли в разных странах.
Показатели конкурентоспособности фирмы.Различают конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара. Конкурентоспособность фирмы - это возможность предложить товар, удовлетворяющий конкурентным требованиям покупателя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставки, организация технического обслуживания, предоставление кредита и т.д.)
Конкурентоспособность товара - это его полезность в качестве потребительной стоимости в конкретных условиях. Цель экономического анализа конкурентоспособности товара — выделить из группы аналогичных товаров товар, отвечающий определенным характеристикам и пользующийся наибольшим спросом. Покупателя интересует способность товара удовлетворять конкурентную потребность. Учитываются при этом и технические характеристики товара, и цена, и престиж фирмы-изготовителя, и способность фирмы организовать действенную систему послепродажного обслуживания и прочее. Так, если товар по техническим характеристикам превосходит все аналогичные товары, но из-за высокой цены, вследствие высоких издержек производства, он может стать неконкурентоспособным. Но, с другой стороны, низкая цена не всегда предполагает рост покупательского спроса.
Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность ее товара находятся в прямой зависимости. Чем выше конкурентоспособность товара, тем выше спрос на него, и тем больший экономический эффект получает фирма от реализации. Экономический эффект выражается в первую очередь в полученной прибыли. Возрастание спроса приводит к повышению и нормы, и массы прибыли, и наоборот.
Показатели конкурентоспособности содержатся в годовых отчетах фирм и фирменных справочниках.
Кроме прибыли, показателями конкурентоспособности являются:
Þ объемы продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость проданной продукции растет быстрее, чем её физический объем, то спрос на нее растет. Конечно, необходимо учитывать инфляцию. Если же стоимость проданной продукции растет медленнее, чем ее физический объем, то, следовательно, спрос на продукцию падает, и фирма вынуждена снижать цены;
Þ отношение прибыли к объему продаж (profit to sales). При увеличении этого показателя конкурентоспособность продукции растет;
Þ отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов (sales to inventories). Если этот показатель уменьшается, то замедляется оборачиваемость запасов, а это означает либо снижение спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья, материалов. Уточнить, что именно происходит, позволяет такой показатель, как доля стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах (finished goods to inventories). При его росте происходит затоваренность готовой продукции, поскольку на нее снижается спрос;
Þ отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции (sales to finished goods). Уменьшение его означает снижение спроса или перепроизводство продукции. Этот показатель дополняет два предыдущих;
Þ отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности (sales to receivables) отражает объем коммерческого кредита, предоставляемый фирмой своим клиентам. Кредит, естественно, уменьшается, если спрос на товар растет. Сокращается продажа в кредит. И наоборот, повышение темпов роста объема кредита свидетельствует, что фирма вынуждена предоставлять более льготные условия клиентам при продаже своей продукции;
Þ загрузка производственных мощностей. Руководство фирмы принимает решение о снижении загрузки производственных мощностей, в связи с возникновением трудностей со сбытом готовой продукции;
Þ портфель заказов. Высокий уровень спроса на продукцию фирмы обеспечивает большой портфель заказов;
Þ затраты на научные исследования демонстрируют потенциальные возможности зарубежной фирмы;
Þ объем и направление капитальных вложений. Фирма стремится вкладывать средства в освоение и производство наиболее перспективной продукции. Если нет перспектив получения достаточно высокой нормы прибыли, фирма перестает вкладывать капитал в производство. Следовательно, конкурентоспособность продукции снизилась.
Показатели финансового положения фирмы. Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью и кредитоспособностью.
Платежеспособность - это степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать свои финансовые обязательства.
Кредитоспособность - возможность предоставления кредитов клиентам.
Финансовую деятельность фирмы характеризуют следующие основные показатели.
Структура собственного капитала, т.е. соотношение составляющих капитал элементов: акционерного капитала, эмиссионного дохода и капитализированной прибыли. Как известно, на первых порах деятельность фирмы финансируется в основном за счет акционерного капитала, т. е. средств, полученных от продажи акций. Далее возрастает роль капитализированной прибыли, увеличение которой свидетельствует, что деятельность фирмы высокоэффективная и она обладает финансовой независимостью.
Отношение собственного капитала к итогу баланса отражает финансовую независимость фирмы от внешних источников финансирования. Чем это соотношение выше, тем финансовое положение фирмы лучше. Принято считать, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственного капитала. Если это отношение более 50%, то финансирование деятельности фирмы за счет заемного капитала происходит в допустимых пределах.
Отношение всей задолженности к собственному капиталу также отражает соотношение внешних и собственных источников финансирования. Поскольку некоторые виды краткосрочной задолженности это своеобразный и бесплатный кредит в виде задолженности по заработной плате, налогам и др., требуется анализ структуры задолженности.
Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу свидетельствует о том, в какой мере инвестирование капитала в основные фонды происходит за счет внутренних источников финансирования. Если это отношение меньше единицы, то часть основных фондов финансируется за счет заемного капитала, а это ведёт к увеличению расходов в форме процентов. Если размер выплачиваемого фирмой процента выше средней нормы прибыли, получаемой на вложенный капитал, то фирма работает в убыток.
Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу. Когда компания финансируется за счет долгосрочных кредитов, в частности облигационных займов, это для нее выгодно, если норма прибыли выше размера выплачиваемых процентов. Долгосрочный кредит всегда обеспечивает гибкость маневра, позволяет расширить масштабы операций и при успешной деятельности получать большую массу прибыли. Считается, что размер долгосрочной задолженности не должен быть больше величины собственного оборотного капитала (разница между оборотными активами и краткосрочной задолженностью). В противном случае часть долгосрочных кредитов фирмы направляется на финансирование текущих операций. Следовательно, расходы фирмы увеличиваются, так как процент, выплачиваемый по долгосрочным кредитам, всегда более высокий, чем по краткосрочным.
Поступление собственных средств от операции в отчетном периоде - это объем самофинансирования текущих операций, абсолютный показатель поступивших средств в отчетном периоде в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений отражает, в какой степени вложения в основной капитал за отчетный год производились за счет средств, поступивших от операций фирмы.
Коэффициент покрытия, или отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности, - один из основных показателей платежеспособности фирмы. По нему можно судить, в какой мере краткосрочная задолженность фирмы покрывается ее оборотными активами. Принято считать, что этот показатель не должен быть меньше двух. Поскольку не все элементы оборотного капитала фирмы могут быть сразу использованы как платежные средства для погашения задолженности, рассчитывают дополнительные показатели, которые характеризуют степень платежеспособности фирмы.
Коэффициент ликвидности оборотных активов - это доля наличности и быстрореализуемых бумаг в оборотных активах. Чем он выше, тем выше ликвидность оборотного капитала и платежеспособность фирмы.
Коэффициент покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами. При расчете этого показателя к ликвидным средствам относятся: дебиторская задолженность, наличность и быстро реализуемые ценные бумаги. При уменьшении этого показателя снижается платежеспособность фирмы. Этот показатель не должен быть меньше единицы.
Отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу. Платежеспособность фирмы считается высокой, если вся ее задолженность покрывается ликвидными средствами, к которым и относятся оборотные активы.
Ниже приведен список финансовых показателей, наиболее часто применяемых в финансовом анализе. Эти показатели разделены на пять групп, отражающих различные стороны финансового состояния предприятия:
- Коэффициенты ликвидности
- Показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости)
- Коэффициенты рентабельности
- Коэффициенты деловой активности
- Инвестиционные критерии
Для некоторых показателей приводятся, также, рекомендуемые диапазоны значений.В качестве таких диапазонов взяты значения, наиболее часто упоминаемые российскими экспертами. Следует, однако, помнить, что допустимые значения показателей могут существенно отличаться не только для разных отраслей, но и для разных предприятий одной отрасли и полную картину финансового состояния компании можно получить только анализируя всю совокупность финансовых показателей с учетом особенностей ее деятельности. Поэтому, приведенные значения показателей носят чисто информационный характер и не могут быть использованы как руководство к действию. Единственное, что можно заметить - это то, что если значения показателей отличаются от рекомендованных, то желательно выяснить причину таких отклонений.