Факторинг: особенности и преимущества
В России появилось большое количество новых финансовых инструментов, использование которых до недавнего времени могли себе позволить только иностранные компании. Одним из таких инструментов является факторинг. За последние несколько лет данный продукт завоевал значительную долю финансового рынка и получил распространение в среде отечественных компаний. Это связано прежде всего с тем, что в предпринимательской деятельности достаточно часто возникает ситуация когда по условиям заключенного договора одна сторона получает платеж за поставленные товары или оказанные услуга не одновременно с исполнением своего обязательства, а через какое-то время после этого, что связано также и с проблемами неплатежей и задержек платежей предприятиями различных отраслей. Поэтому у большого количества компаний есть возможность пополнить недостаток финансовых ресурсов путем использования факторинга в своей финансово-хозяйственной деятельности.
Факторинг (от англ.Factoring - посредник) - финансовая торгово-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурированных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не платит в срок, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременно погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Недостатки факторинга
Существует ряд недостатков факторинга, приводящих к прекращению факторинговых программ. Многие банки, объявившие о начале факторинговых программ, вынуждены отказываться от данного вида услуги, поскольку банкротство новичков на этом рынке весьма высоко. Из ста банков, решивших заняться факторингом, остаются в этом бизнесе около двадцати. Да и сегодня из множества банков, объявивших о начале факторинговых программ, реально ими занимаются около десяти.
Рассмотрим основные причины, которые вынуждают банки прекращать факторинговые программы:
1) факторинг предъявляет особые требования к ликвидности банка: ее должно быть достаточно для того, чтобы удовлетворять не только текущие, но и будущие запросы клиента в наличных деньгах. При этом банк обязан соблюдать жесткие нормативы по ликвидности, установленные Центробанком.
2) факторинг связан со специфическими рисками. Так многие компании, начиная заниматься факторингом, упускают из виду главный риск - риск мошенничества, связанный, к примеру, с использованием поддельных документов, что может привести к значительным убыткам.
3) факторинг - сложная услуга с точки зрения технологии. Факторинг сочетает в себе две части: с одной стороны - это кредит, с другой - осуществление расчетов, работа с дебиторами, поэтому и технология этой операции иная, чем при кредитовании. В большинстве российских банков факторингом занимаются сотрудники и кредитного, и операционного подразделений.
4) банку непросто спрогнозировать себестоимость этой услуги при такой сложной технологии, что приводит к тому, что банки неправильно определяют себестоимость факторинговых услуг и неправильно назначают цену.
5) переговоры между факторинговой компанией и крупным клиентом могут длиться полгода. В отличие от кредита, по которому решение принимает один финансовый директор компании, факторинг влияет на множество вещей: на ценообразование, на способ доставки груза покупателям, на уровень товарных запасов, на бухгалтерский учет. В этом завязано множество людей, и многие компании тратят массу времени на внутренние согласования.
Все больше новых компаний вовлекается в эту схему факторинга. Обусловлено это тем, что факторинг имеет массу преимуществ перед такими продуктами, как кредит, аккредитив и страхование финансовых рисков.
Преимущества факторинга:
1. Финансирование и ускорение оборачиваемости оборотных средств. При появлении потребности в оборотных средствах факторинг может стать именно тем инструментом, который даст средства в необходимом объеме, т.е. чем больше заказов получает фирма, тем больше моментальный возврат средств.
2. Повышение ликвидности и административное управление дебиторской задолженностью. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж. Передавая функции контроля за платежами факторинговой компании, поставщик получает возможность независимого контроля за состоянием своей дебиторской задолженности и может сосредоточиться на основных задачах бизнеса: производстве и реализации продукции.
3. Ликвидация кассовых разрывов. Она подразумевает четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты финансирования по факторингу «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.
4. Информационно-аналитическое обслуживание предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании.
5. Расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется
возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль.
6. Консалтинг. Рекомендации по бухгалтерскому учету факторинговых
операций, по управлению рисками при товарном кредите, проведение совместных PR-акций и рекламных кампаний.
7. Своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом.
8. Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа в срок, из-за чего у продавца ранее могли возникать проблемы из-за недостатка денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
С обслуживанием факторинга связаны следующие дополнительные доходы и выгоды поставщика:
1. Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.
2. Экономия на неоправданных затратах, связанных с получением банковского кредита.
В отличие от банковского кредитования при обслуживании факторинга, получая финансирование своих продаж, поставщик перестает нести следующие расходы:
а) проценты за пользование кредитом;
б) расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т.д.
в) расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;
г) расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенные выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота.
Кроме этого, финансирование в рамках факторингового обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии и вексельного кредита.
3. Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что клиент Управления факторинга, получая значительную часть от суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Кроме того, он получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременном расчете с ними, вызванном кассовым разрывом;
4. Защита от потерь при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами за поставленный им товар;
5. Экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:
- контроль за дебиторской задолженностью;
- привлечение финансовых ресурсов;
6. Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
7. Защита от потерь, связанных с отсутствием или недостаточностью непредвзятого контроля за продажами и платежами.