Сущность прибыли предприятия. Пути её формирования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
Институт менеджмента, экономики и предпринимательства
Кафедра экономики и предпринимательства
Курсовая работа Курсовая работа
допущена к защите защищена с оценкой
«___» ______ 2012г __________________
Руководитель «___» ______ 2012г
_____________(Муратова .О.А) Руководитель
___________(Муратова .О.А)
Курсовая работа
Дисциплина: Экономика предприятия и организации
Тема: Прибыль предприятия и пути ее повышения (на примере ООО «ЛенТИСИз - Калининград»)
Работу выполнила
студентка группа 11-МН-1
Антоненко Алина Андреевна
_______________
(подпись)
Калининград
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
1.1 Сущность прибыли предприятия. Пути её формирования……..5
1.2 Основные показатели, характеризующие прибыль предприятия15
Глава 2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «ЛенТИСИз-Калининград»
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………19
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности ООО «ЛенТИСИз-Калининград»…………………………………………………………………….22
2.3 Анализ экономический показателей деятельности………………..…..25
Глава 3 Пути сохранения и увеличения прибыли предприятия
3.1 Разработка рекомендаций по сохранению и увеличению прибыли предприятия……………………………………………………………………31
3.2 Экономическая оценка предлагаемых рекомендаций………..………..38
Заключение………………………………………………………………….……41
Список использованных источников…………………………………………...44
Приложения
Введение
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений)
Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета).
Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. Это соответствовало «бухгалтерскому» определению прибыли. С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют и «экономическую» прибыль.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Целью моей курсовой работы является разработка рекомендаций для сохранения и увеличения прибыли предприятия и теоретическое, практическое изучение проблемы.
Задачи курсовой работы:
- получить информацию, предоставленную на предприятии;
- проанализировать экономические и финансовые показатели деятельности предприятия;
- предложить рекомендации по сохранению и увеличению прибыли предприятия;
Структура моей работы состоит из трёх глав. В первой главе изучены теоретические аспекты прибыли от предприятия, во-второй анализируется анализ финансово-экономическая деятельность ООО «ЛенТИСИз-Калининград», в–третьей рассматриваются пути повышения прибыли предприятия.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
Сущность прибыли предприятия. Пути её формирования
По оценке самих западных экономистов, появление теории предельной полезности объясняется, прежде всего, негативной реакцией на теорию трудовой стоимости и понимание экономической природы заработной платы и прибыли.
Современная западная экономическая литература рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства — труда, земли и капитала. Однозначного понимания сущности прибыли, экономического источника ее образования экономисты не дают. Все они едины во мнении, что прибыль не является результатом неоплаченного труда наемных работников. Она — или вознаграждение владельца капитала, или плата за услуги предпринимательской деятельности, или плата за новаторство и талант в управлении фирмой, или плата за риск и т.п.
Типично западный взгляд на экономическую природу прибыли довольно четко выражен английским экономистом Дж. С. Миллем (1806-1873). «Подобно тому, как заработная плата рабочего является вознаграждением за труд, прибыль капиталиста... также является, собственно говоря, вознаграждением за воздержание. Прибыль является тем, что выгадывает капиталист, воздерживаясь от расточения, имеющегося у него капитала на собственные нужды и разрешая непосредственным производителям потреблять этот капитал для удовлетворения их нужд».
А. Маршалл, идеи которого сыграли существенную роль в последующем развитии западной экономической теории и ее понятийного аппарата, предложил рассматривать прибыль как разницу между чистым доходом капиталиста от функционирования его предприятия и процента на капитал по текущему курсу.
Современные американские учебники «Экономикс» проблему сущности прибыли или вообще обходят, или заменяют ее рассмотрением бухгалтерской и экономической прибыли. Разница в величине экономической и бухгалтерской прибыли определяется структурой издержек производства предприятия.
Экономическая прибыль— это общая выручка фирмы за вычетом всех издержек: внешних, внутренних и нормальной прибыли предпринимателя (сумма внешних издержек).
Под нормальной прибылью Р. Макконелл и С. Брю имеют в виду минимальную плату, необходимую для вознаграждения предпринимательских функций как элемента внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой. Нормальная прибыль, по мнению этих авторов, необходима для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности фирмы.
Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом бухгалтерских (внешних) издержек.
Попытка экономического обоснования прибыли с позиций теории предельной полезности предпринята П. Самуэльсоном. Как и все сторонники теории предельной полезности, П. Самуэльсон рассматривает прибыль как часть дохода от факторов производства. Прибыль он считает частью дохода предприятия от факторов производства, используемых непосредственно самими предпринимателями. Предприниматель выступает, по мнению П. Са-муэльсона, в процессе воспроизводства капитала в трех ролях: как работник предприятия, заслуживающий получения заработной платы; как владелец капитала, рассчитывающий на получение процента на этот капитал; как владелец естественных ресурсов, рассчитывающий на получение ренты.
Такой подход к изучению прибыли П. Самуэльсон считает исходным. То что «обычно называется прибылью, на самом деле является не чем иным, как процентом, рентой и заработной платой, выступающими просто под другим названием. Безусловный процент, безусловная рента и безусловная заработная плата, — вот названия, которые экономисты дают этой части прибыли, г.е. доходом от факторов производства, использованных непосредственно предпринимателями».
В любом толковании прибыли ее абсолютная величина ничего не говорит. Поэтому для экономического анализа величину прибыли за месяц, квартал, год сопоставляют: а) с годовым оборотом фирмы; б) с общей суммой капитала; в) изменениями в динамике; г) с прибылью других отраслей, а также средней прибылью в целом по промышленности и др.
При оценке прибыли и ее объективном экономическом анализе необходимо учитывать ее многофункциональное предназначение.
Прибыль — не только источник увеличений личного богатства собственника капитала, но и единственный источник для расширения производства, создания новых рабочих мест, технического обновления производства.
Масса и норма прибыли предприятия определяет реальные возможности собственника капитала для увеличения заработной платы и иных форм экономического стимулирования работников предприятия в следующем воспроизводственном процессе. Следует также учитывать, что прибыль предприятий реального сектора экономики страны служит одним из основных источников формирования доходной части государственного бюджета. В связи с этим распределение прибыли не является лишь внутренней проблемой фирмы. Процесс распределения прибыли носит социальный и политический характер, регулируется законами страны.
Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования. В процессе реализации этой функции формируется система поощрений и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых показателей, нормативов и плановых заданий. Индивидуализация системы стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей предприятия и функциональных менеджеров.
Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли. Реализация этой функции управления прибылью связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии; разделением контрольных обязанностей отдельных служб и функциональных менеджеров; определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов; оперативным реагированием на результаты общественного контроля.
В группе функций управления прибылью как специальной области управления предприятием основными из них являются:
Управление формированием прибыли. Функциями этого управления является обоснование целевой потребности в общей сумме прибыли, необходимой для эффективного развития предприятия; прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности; формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достижения.
Управление распределением и использованием прибыли. В процессе реализации этой функции обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части; обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности, а внутри них - по отдельным направлениям использования.
Основные принципы управления прибылью как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики хозяйственной деятельности отдельных предприятий. При осуществлении такой конкретизации на каждом предприятии может быть построена многоуровневая функциональная система управления прибылью.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:
Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.
Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.
Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.
Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления. Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования.
В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный ; анализ рисков; анализ коэффициентов; интегральный анализ; факторный анализ.
Также анализ прибыли предприятия подразделяется по целям осуществления на различные формы, в зависимости от следующих признаков:
По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.
По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:
а) Анализ прибыли по предприятию в целом.
Анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности).
в) Анализ прибыли по отдельной операции.
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли.
По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли.
Таким образом, для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый и операционный леверидж.
Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки), самим фактом своего существования, вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции, вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.
Процесс формирования прибыли представлен на рис. 1
Рис. 1 Механизм формирования прибыли
Источники прибыли
Существует три основных источника получения прибыли:
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно мотающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.
Величина прибыли в данном случае зависит:
§ во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
§ во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
§ в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
§ в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.