Налоговая система РФ, виды налогов
Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов и представляют собой область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера, т.е. часть бюджетных отношений. Налоги играют значительную роль в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода: в ходе их перераспределения реализуются фискальная и регулирующая функции налогов, государство формирует доходы и воздействует на экономику.
Существование именно налоговой системы, а не какого-то глобального единого налога обусловлено многообразием потенциальных объектов обложения, отражающих реальную платежеспособность субъектов рыночного хозяйства; необходимостью влияния посредством налогообложения на процессы накопления и потребления, производства и распределения (перераспределения). Наиболее известными и традиционными объектами обложения являются обороты по реализации, доходы (прибыль), имущество.
Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность налоговая система может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, способствовать развитию цивилизованных правовых отношений в обществе.
Фундамент российской налоговой системы был заложен в результате реформы 1992 г. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действовавших налогов, характерных для административно-командной системы, созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобрела юридическое оформление, создавались налоговые органы, на которые возлагалась ответственность за выполнение принятых законов.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность сборов, налогов, взимаемых государством, компетенцию органов государственной власти в области налогового регулирования, способы их взаимодействия между собой и налоговый контроль.
Налоговая система возникает и развивается вместе с развитием государства, которое постепенно начинает нуждаться не в периодических пополнениях казны разового характера, а в ее систематическом наполнении. Например, переход от наемной армии, которая собиралась время от времени и одноразово финансировалась, а после окончания войны распускалась, к постоянной армии требовал такого же стабильного финансирования. Следовательно, государство должно было найти постоянный источник финансовых ресурсов. Базировавшееся на земельной собственности и доходах от нее хозяйство Средних веков не могло быть таким стабильным источником в существенных размерах как ввиду раздробленности хозяйственных единиц, их тяготения к политической независимости, так и ввиду значительной зависимости от природно-климатических обстоятельств. Поэтому одновременно с распределением земельной ренты шел процесс развития системы пошлин и сборов от внешней торговли, а также развития мануфактуры, в которой государство играло важнейшую роль. Европейские государи быстро поняли, что источником финансовых ресурсов могут быть не только доходы от земельной собственности, но и доходы от мануфактуры.
В свою очередь, зарождающаяся буржуазия на стадии раннего капитализма нуждалась в поддержке государства и монарха в форме закрепления торговых и налоговых привилегий, раздачи и охраны монополий. Поэтому хозяйственная система раннего капитализма развивалась при поддержке государства, а основным направлением хозяйственной политики государства становится меркантилизм, включавший в себя налоговые привилегии.
Постепенно основным источником налогов государства становятся налоги от ремесел и промышленности. От физических мер принуждения к уплате налогов и сборов государства (по мере укрепления самой государственности и централизации) переходят к законодательному принуждению. Но в любом случае экономическую сущность налога составляет принудительное изъятие части дохода хозяйствующего субъекта или гражданина в пользу государства; такое изъятие предполагает наличие у государства определенной цели, выражающейся в покрытии конкретных расходов государства. По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет свое участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных расходов. Так, например, требовались средства на укрепление городов, создание крепостей, строительство водопроводов в городах, храмов в поселениях, на раздачу пищи в годы неурожаев и эпидемий, на поддержание дорог в хорошем состоянии и на сооружение новых коммуникаций - мостов, переправ, дорог. В то же время казна монархов нуждалась в постоянном пополнении, а ее средства расточительно расходовались на содержание самого монарха и его свиты, двора. Говоря современным языком, это были расходы на содержание аппарата управления, и их основным источником являлись налоги, представляющие одностороннее движение отчужденной части доходов в денежной или натуральной форме от индивидуума к государству.
Марксизм придал налогу не свойственный ему как экономической категории классовый характер и акцентировал взгляд на налогах как на орудии классовой борьбы и эксплуатации трудящихся. Поэтому в 1961 г. в СССР был провозглашен тезис первостепенного отказа от налогов с трудящихся и полной их ликвидации.
Особенностью российской налоговой системы является ее чрезмерная фискальная направленность. Это проявляется прежде всего в высоком уровне налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета. Кроме того, сохраняются достаточно высокая ставка по налогу на добавленную стоимость, которая составляет 18% по большей части товаров (продукции, работ, услуг), и, хотя Правительство обещает снизить ставку до 16%, параллельно планируется отменить льготную ставку 10% на товары первой необходимости (продовольственные товары и товары для детей определенного ассортимента). Были отменены ранее существовавшие льготы по капитальным вложениям на инвестиционные цели, введение налогового учета увеличило трудозатраты и у экономических субъектов (предприятий, организаций), и у налоговых работников; ставка по единому социальному налогу снижена с 35,6% до 26%, однако это чревато серьезными финансовыми проблемами для всех внебюджетных фондов, корректировками в механизме пенсионной реформы.
Опыт прошлых лет выявил многочисленные изъяны налоговой системы России. Действующая налоговая система плохо приспособлена к реально сложенному в России хозяйственному механизму, высокому уровню инфляции, к новым отношениям между субъектами федерации. К числу недостатков и проблем налогообложения в России можно отнести:
1) высокое налоговое бремя. Налоги изымают значительную часть (более 70%) доходов предприятий, не оставляя у них средств для инвестирования и совершенствования производства.
2) нестабильность налогового законодательства. Условия взимания налогов меняются по 2-3 раза в год, законы обрастают многочисленными подзаконными актами и т.д.
3) наличие огромного числа часто необоснованных налоговых льгот и порождаемая неравномерность распределения налогового бремени.
Коренная реконструкция налоговой системы, в частности принятие НК РФ, предусматривающего ряд изменений, направленных на совершенствование налогообложения в России, должны придать новой налоговой системе необходимые стабильность и эффективность.
В настоящее время налоги и сборы как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. По различным признакам они подразделяются на группы и образуют довольно разветвленную совокупность.
Современная налоговая система выполняет преимущественно фискальные задачи, обеспечивая государство финансовыми ресурсами путем перераспределения ВВП/НД, а также служит важным инструментом реализации экономической политики государства.
Непременными элементами налоговой системы являются:
• совокупность налогов;
• принципы их построения;
• способы уплаты и методы формирования налогов;
• порядок изменения и отмены налогов;
• методы осуществления налогового контроля.
Указанные элементы определяются уровнем экономического развития страны и текущей государственной политикой.
Участниками налоговых отношений являются:
1. Налогоплательщики и плательщики сборов
Признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Физическими лицамипризнаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, созданные на Территории РФ (иностранные организации).
Налоговые агенты
Признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и плательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Они перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
Налоговые органы
Составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Налог- это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющей целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны. Объективной предпосылкой развития эффективной системы налогообложения является наличие достаточной величины доходов у хозяйствующих субъектов и населения, достаточных с точки зрения изъятия и дальнейшего распределения без существенного ущерба для плательщика.
Поскольку централизуемые государством с помощью налогов финансовые ресурсы должны использоваться государством для выполнения им функций, возникает потребность общества в контроле за процессом формирования этих ресурсов и их расходованием, а сами налоговые изъятия нуждаются в законодательном отражении. Прежде всего это касается налога, так как в основе всей системы налогообложения лежит понятие налога.
Его нормативное определение дано в НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государством - с другой, по поводу формирования государственных финансов. Однако налог как категория комплексная имеет и юридическое содержание, которое, во-первых, способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика, во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в-третьих, позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов.
Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам, имеет большое экономическое значение, поскольку дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Практическое ее значение состоит в том, что обеспечивается возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля за налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.
Классификация налогов
Классификационный признак | Виды налогов |
Характер налогового изъятия | Прямые и косвенные |
Субъект налогоплательщик | С физических лиц С юридических лиц Смешанные |
Объект налогоплательщик | На имущество На доходы На сделки |
Срок уплаты | Срочные налоги Периодично-календарные (декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, ежегодные) |
Уровень установления и изъятия | Федеральные Региональные Местные |
Порядок введения налога | Общеобязательные Факультативные |
Уровень бюджета | Закрепленные Регулирующие |
Целевая направленность | Абстрактные (общие) Целевые (специальные) |
Способ взимания | До получения дохода После получения дохода Кадастровый |
Вид построения | Твердые ставки Долевые ставки (пропорциональные, прогрессивные) |
Финансово-экономическая целесообразность и отражение в бухгалтерском учете | Налоги: Включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг) Относимые на издержки обращения и затраты производства; Относимые на финансовые результаты, до уплаты налога на прибыль; На прибыль и за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика. |
Прямые налоги -взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество).
Косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы товаров и услуг продают их (товары, услуги) по ценам с учетом надбавки, которую передают государству. Таким образом, косвенные налоги взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы).
Обязательные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории независимо от бюджета, в который они поступают.
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобразовательными.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также внебюджетные фонды.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.
Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
В налоговой практике существует три способа взимания налогов:
1) кадастровый;
2) изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
3) изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра.
Кадастр– это реестр, содержащий перечень типовых объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта налогообложения. К внешним признакам относятся, например, если говорить о земельном налоге, размер участка, и др.
Уплата налога после получения владельцем доходов (у источника) исчисляется и удерживается у того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц.
Уплата налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговый орган декларации о получении дохода.
Федеральные налогиустанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ налогоплательщиками, уплачивающими федеральные налоги.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Рассмотрим систему федеральных налогов РФ. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ. Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом РФ.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
Ø налог на добавленную стоимость;
Ø акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
Ø налог на прибыль (доход) организаций;
Ø налог на доходы физических лиц;
Ø единый социальный налог;
Ø государственная пошлина;
Ø налог на добычу полезных ископаемых;
Ø сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
Ø лесной налог;
Ø водный налог.
Налоги субъектов РФ - региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые принадлежит субъектам РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К региональным налогам относятся:
Ø налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);
Ø налог на игорный бизнес;
Ø транспортный налог;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги и сборы. Перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Местными являются следующие налоги и сборы:
Ø земельный налог;
Ø налог на имущество физических лиц;
Ø местные лицензионные сборы.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты РФ-города федерального значения Москва и Санкт-Петербург - своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы. В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.
В налоговой практике РФ на основе действующего законодательства сложилась определенная система распределения налоговых поступлений.
При этом федеральные налоги распределяются следующим образом:
1) зачисляются в федеральный бюджет:
· НДС;
· ЕСН;
2) дифференцируются между бюджетами разных уровней:
· налог на прибыль;
· НДФЛ;
3) зачисляются в местный бюджет:
· земельный налог.
Предусмотрено следующее распределение региональных налогов и сборов:
1)зачисляются в бюджеты субъектов РФ:
· транспортный налог;
· налог на игорный бизнес;
2)дифференцируются между бюджетами разных уровней:
· налога на имущество организаций.
Вопрос 59