Анализ финансовых показателей
Для того чтобы иметь ясное представление о финансовом положении фирмы, необходим анализ финансовых показателей деятельности организации.
Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.
Финансовый анализ складывается из четырех основных факторов:
- выбор показателей, подходящих для анализа стратегических
проблем;
- расчет этих показателей;
- сравнение полученных величин с аналогичными показателями
данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми и
конкурентными величинами;
- использование показателей при составлении финансовых
планов для определения способов решения проблемой будущих
возможностей фирмы.
Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателя:( ВАЖНО!!)
-ликвидности (краткосрочной платежеспособности);
- хозяйственной активности (оборачиваемости);
- доходности (прибыльности, рентабельности);
- рыночной активности.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Суть этого метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя, и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой
, например:
-общепринятыми стандартными параметрами;
- среднеотраслевыми показателями;
- аналогичными показателями предшествующих лет (периодов);
- показателями конкурирующих предприятий.
Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе
. Балансхарактеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования, с другой .(пассив).
Важнейшими коэффициентами отчетности являются:
- коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности и абсолютной ликвидности);
- коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материальных запасов);
коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного |капитала);
- коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
- коэффициент рыночной активности (прибыль на одну акцию, соотношение рыночной цены акций и прибыли на одну акцию балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены одной акции и ее балансовой стоимости, доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов).
Коэффициенты ликвидности- позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них , являются следующие:
1)коэффициент общей (текущей) ликвидности;
2)коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент обшей ликвидностирассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и, показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трёх).
В большинстве случаев наиболее надежной является оценка ликвидности только по показателю денежных средств. Этот показатель называется коэффициентом абсолютной ликвидностии рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства. В западной практике рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2-0,25.
Коэффициенты деловой активностипозволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости активов,- отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса, - характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или, сколько денежных единиц реализуемой продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
Коэффициент оборачиваемости основных средств,(или фондоотдача) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств.
Ее величина (фондоотдачи) сильно колеблется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако, общие закономерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.
Коэффициентоборачиваемостисобственногокапитала рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость собственного капитала. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня
реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании.
В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, увеличивается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившиеся условиях источник доходов.
По коэффициентуоборачиваемостидебиторскойзадолженностисудят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращались в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности.
Коэффициентоборачиваемостикредиторскойзадолженностирассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукций на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных счетов.
Коэффициентоборачиваемостиматериально-производственных запасовотражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Чем выше показатель оборачиваемости запасов, чем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства, и тем устойчивее финансовое положение предприятия.
Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может ощущаться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.
Коэффициент рентабельностипоказывает, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
Коэффициентрентабельностивсехактивов предприятия рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единицпотребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли,независимо от источника привлечения этих средств.
Коэффициентрентабельностиреализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (2).
Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции.
Наиболее значимой признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.
Коэффициентрентабельностисобственногокапитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой пробыли (т.е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.
Коэффициенты рыночной активности предприятиявключают в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются:
1) прибыль на одну акцию;
2) соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию;
3)балансовая стоимость одной акции;
4)соотношение рыночной стоимости одной акции к ее балансовой стоимости;
5) доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.
Прибыльнаоднуакцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на общее число обыкновенных акций в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным акциям. Таким образом, прибыль на организацию определяется по формуле:
_ чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям
Прибыль на акцию =_---------------------------------------------------------------------------
число обыкновенных акций в обращении
Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию (Ц/П) отражает отношение между компанией и ее акционерами.
Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании, и рассчитывается по следующей формуле:
ЦП= |
рыночная стоимость одной акции прибыль на акцию
Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая приходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.
Этот показатель рассчитывается следующим образом:
стоимость акционерного капитала – стоимость привилегированных акций
Балансовая стоимость одной акции = |
число обыкновенных акций в обращении
Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью:
рыночная стоимость одной акции балансовая стоимость одной акции |
Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции =
Под текущей доходностью акции понимают прежде всего дивиденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется нормой дивиденда и рассчитывается так:
Норма дивиденда = |
дивиденд на одну акцию/ рыночная стоимость одной акции
Доля выплаченных дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассматривается как в процентах, так и в относительном выражении (в единицах и долях единицы):
дивиденд на одну акции
Доля выплачиваемых дивидендов = ——-- --------------------------
чистая прибыль на одну акцию
Наиболее общим критерием здесь является то, что он не должен превышать единицу. Если это условие соблюдается, то делается вывод, что компания в отчетном году заработала достаточно прибыли для
выплаты дивидендов. Превышение данным коэффициентом единицы свидетельствует либо о нерациональной дивидендной политике компании, либо о ее финансовых затруднениях.
.
Показатели структуры капитала (или коэффициент платежеспособности)характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называют коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственности, коэффициенте финансовой зависимости и коэффициенте защищенности кредиторов.
_ Коэффициент собственностихарактеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Коэффициентом собственности, характеризующим достаточно стабильное финансовое положение в глазах инвесторов и кредиторов, является Отношение собственного капитала к итогу средств на уровне 60 процентов.
Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Считается, что коэффициент финансовой зависимости не должен превышать единицу. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке.
.
Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента)характеризует степень защищенности кредитов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также допускаемый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.
Помимо четырех названных типов финансовых показателей в современном финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:
- показателей использования финансового рычага;
- комплексных (композитных) показателей.
Показатели использования финансового рычага
Финансовый рычаг – это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.
Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственность капитала, одновременно, чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага,- это, в первую очередь, измерители финансового риска фирмы.
Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе:
1) определение меры использования долгов для финансирования активов;
2) расчет показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.
К первому типу показателей использования рычага относится показатель долга:
Показатель долга (ПД)= |
Общие пассивы/ Общие активы
Высокий показатель долга ослабляет способность фирмы к будущим займам.
Ко второму типу измерителей финансового риска относится показатель уровня покрытия процентов. Он определяет способность фирмы оплачивать проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов:
Валовая прибыль
Затраты на выплату процентов |
Уровень покрытия процентов =
Комплексные показатели.Более точные представления о финансовом положении фирмы дает сочетание нескольких значительных финансовых показателей.
Одним из вариантов комплексных показателей являются "Z счета", метод расчета которых впервые был предложен Э.Альтманом. «Z счета» используются для измерения вероятности банкротства фирмы. При подсчете 'Z счетов" используются так называемые коэффициент Альтмана, введенные автором методики.
Z = 6,51х1 + 3,26х2 + 6,76х3 + 1,05х4,
где:
х1= текущие активы - текущие пассивы /общие активы
х2= сумма резервов фирмы /общие резервы
х3= валовая прибыль /общие активы
х4 = |
стоимость обычных акций/ общие пассивы
6,51; 3,26; 6,76; 1,05 - коэффициенты Альтмана (периодически они /пересматриваются и уточняются в зависимости от отраслевой конъюнктуры). Если общий счет фирмы превышает 2,6, то она, скорее всего, имеет достаточно устойчивое финансовое положение, если счет меньше 1.1, то организация недалека от банкротства.
Когда анализ финансовых показателей завершен, можно приступать к составлению финансовых планов - краткосрочного (бюджетов) и долгосрочного.
Основные показатели финансового плана и порядок их расчета
Основой бизнес-плана по становлению и развитию бизнеса является финансовый анализ отчетности организации, а главным инструментом формирования бизнес-плана служит сметное планирование.
Финансовое планирование — это составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оно направлено на реализацию стратегии и решение оперативных задач предприятия.
Финансовый план — важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами.
Основными задачами финансового планирования являются:
• обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
• достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;
• установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями, гарантия выполнения обязательств перед перечисленными
субъектами;
• выявление путей эффективного вложения капитала, оценка
степени рационального его использования;
• определение и мобилизация резервов увеличения прибыли за
счет экономного использования финансовых ресурсов;
• контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия, а также за формированием и расходованием его денежных средств;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
Исходные данные для составления финансового плана содержатся в бизнес-плане предприятия, и бюджете капитальных вложений. Стержневыми разделами финансового плана являются:
• смета объема реализации продукции;
• баланс денежных поступлений и расходов;
• план прибылей и убытков;
• плановый бухгалтерский баланс;
• расчет точки безубыточности продажи товаров.
Главные методы составления финансового плана — метод процента от реализации и бюджетное планирование, или составление системы взаимосвязанных смет.
Суть первого методасостоит в решении следующих задач. На основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, а также объем нераспределенной прибыли, планового периода. Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливают сумму недостающих источников финансирования (обязательств) и расчётным итеративным путем определяют конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. На базе полученных финансовых параметров составляются плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс организации, прогноз движения денежных средств. Рассмотренный метод популярен среди банков, занимающихся прогнозированием финансового положения клиента, но имеет определенные недостатки.
Второй метод составления финансового плана - метод бюджетного планирования. Большинство смет имеет прямое отношение к финансовому планированию. Конечная цель бюджетного планирования — выявление потребностей фирмы в финансировании. Этот метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и потому является основным методом его финансирования.