Пошаговая инструкция для выполнения задания №24 ЕГЭ

ШАГ 1. Внимательно прочитать каждое словосочетание/предложение, содержащееся в рецензии. Обратить внимание на слова тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы. ШАГ 2. Вспомнить классификацию всех средств художественной выразительности:
тропы лексические средства синтаксические средства приёмы
эпитет антонимы (контекстные) вопросно-ответная форма антитеза
метафора синонимы (контекстные, стилистические) риторические вопросы, восклицания, обращения
сравнение фразеологизмы анафора
олицетворение афоризмы эпифора
аллегория устаревшая парцелляция
метонимия профессиональная однородные члены
синекдоха диалектная инверсия
перифраз книжная градация
гипербола (литота) разговорная параллелизм
ирония экспрессивная многосоюзие
сарказм эмоционально-оценочная бессоюзие
оксюморон неологизмы эллипсис
лексический повтор



Виды тропов примеры
Эпитет – яркие, образные определения луч солнца золотой \\ а он, мятежный, ищет бури
Метафора - слово (выражение) в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (скрытое сравнение). Развёрнутая метафора в крови горит огонь желанья берега моей мечты; снопы света: ковёр цветов книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав
Сравнение - обороты со сравнительными союзами как, как бы, как будто, словно, точно, ровно или Т.п. то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя Как правая и левая рука, /Твоя душа моей душе близка. морозной пылью (Т.п) серебрится его бобровый воротник
Олицетворение – перенос значения с неживых на живые предметы отговорила роща золотая нахмурилось небо сурово, заплакали тучи
Аллегория –изображение отвлечённого,общего через конкретный образ А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь // Ах, Моська, знать, она сильна…
Метонимия вместо предмета (лица) называет его часть, на которую переносится значение всего предмета (по смежности предметов и явлений) выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» в семье пять ртов \\выпить целый стакан, съесть ложку
Виды метонимии Синекдоха - когда целое заменяется частью или часть на целое (количественная замена) ед. ч. вместо мн.ч. :«Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь) \\покупатель всегда прав\\швед, русский колет, рубит, режет множество вместо ед.: Человечество вышло в космос
Перифраз – замена предмета описательным оборотом (словосочетанием). столица нашей Родины, город на Неве царь зверей (вместо «лев») \\ люди в белых халатах братья наши меньшие (вместо «животные») автор «Войны и мира» (вместо Л. Толстой)
Гипербола - художественное преувеличение размера, силы значения изображаемого предмета или явления сто лет не виделись! тысячу раз говорили казацкие шаровары величиной с Чёрное море что взмах – то готова копна \\ море слёз в сто сорок солнц закат пылал
литота - сознательное преуменьшение мужичок с ноготок \\ девочка-дюймовочка \\с миру по нитке
Ирония(греч. «притворство, насмешка») – вложение в слово прямо противоположный смысл с целью скрыть своё отношение к реальному какой умный, ишь чего надумал! больные…как мухи выздоравливают(перефразирование) неиссякаемый интерес к чужому имуществу (о воровстве)
Сарказм(от греч. , буквально – рву мясо) – беспощадная, обличительная насмешка над изображаемым явлением За все, за все тебя благодарю я: \\За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, \\За месть врагов и клевету друзей…
Оксюморон -сочетание противоположных по значению слов горячий снег, мёртвые души с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив
Лексические средства примеры
Антонимы. Контекстные (контекстуальные)– это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте добрый – злой, могучая – бессильная он был слаб телом, но силен духом. Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Синонимы. Контекстные (контекстуальные) -слова, являющиеся синонимами только в данном тексте Стилистические синонимы– отличаются стилистической окраской, сферой употребления Влюбленность – любовь, приятель – друг Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал
Фразеологизм- устойчивое выражение яблоко раздора, герой не моего романа, сломя голову, собака на сене
Афоризм- меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)
Устаревшие слова (архаизмы) дружина, губерния, очи
Профессиональная лексика коррозия, менеджмент, (терминология)
Диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории хата, курень, гутарить, зазимок, кушак, пахлава, заступ, мотыга, падь(ущелье)
Книжная лексика дерзновенный, сподвижник, восстать, взойти, преемник, смена поколений, продолжатель традиций
Разговорнаялексика (просторечия) просадить деньги, глубинка, пэтэушник, устроить головомойку
Лексический повтор Ветер, ветер, ты могуч
Экспрессивная лексика - это разговорные слова, арго или просто ёмкие выражения, выражающие небезразличное отношение Это какой-то сумасшедший дом (происходит что-то нелогичное, выходящее из-под контроля)
Эмоционально-оценочные слова доченька, маленький мой, солнышко моё, домишко, сапожище
Неологизмы обозначают новые понятия; индивидуально стилистические (авторские) неологизмы: Мне наплевать на бронзымногопудье ; и снова деньтрезвонится. атмосфера, вещество (Ломоносов) , промышленность (Карамзин) , головотяп, головотяпство, (Салтыков-Щедрин) , стушеваться (Достоевский) «самолёт» (в значении аэроплан) , безда́рь (И. Северянин) , изнемождённый, лётчик, смехач (В. Хлебников) , канцелярит (К. Чуковский)
Синтаксические средства примеры
анафора - одинаковое начало нескольких соседних предложений Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…
эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них У меня зазвонил телефон. - Откуда? – Кто говорит? – От верблюда. – Слон.
пар­цел­ля­ция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
ри­то­ри­че­ские вопрос, вос­кли­ца­ние, об­ра­ще­ние - выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
ряды однородных членов Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.
ин­вер­сия- нарушение прямого порядка слов Белеет парус одинокий В тумане моря голубом
градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез.
синтаксический параллелизм- сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?".
многосоюзие - намеренное использование повторяющегося союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… Принёс, и ослабел, и лёг
бессоюзие Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…
эллипсис - сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский) Я за свечку – свечка в печку



АНТИТЕЗА (противопоставление) - риторический приём
Антитеза – резкое противопоставление понятий, явлений, образов, служащее
для усиления выразительности речи. Антитеза часто строится на основе антонимов.
В основе названий некоторых литературных произведений лежит антитеза: рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», роман К.М. Симонова о Великой Отечественной войне «Живые и мёртвые».
Антитеза содержится и во многих народных пословицах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. В этой пословице три пары антонимов: богатый – бедный, будни – праздник, пирует – горюет.




ШАГ 3. Напротив каждого термина из списка написать, к какому типу он относится: к тропам, лексическим или синтаксическим средствам.


ШАГ 4. Вспомнить, что означают указанные в задании лингвистические термины. Определить, каким средством выразительности является каждый из примеров, приводимых в рецензии. Выбрать правильный ответ.

Наши рекомендации