ШАГ 1. Внимательно прочитать каждое словосочетание/предложение, содержащееся в рецензии. Обратить внимание на слова тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы. ШАГ 2. Вспомнить классификацию всех средств художественной выразительности: тропы | лексические средства | синтаксические средства | приёмы | эпитет | антонимы (контекстные) | вопросно-ответная форма | антитеза | метафора | синонимы (контекстные, стилистические) | риторические вопросы, восклицания, обращения | | сравнение | фразеологизмы | анафора | | олицетворение | афоризмы | эпифора | | аллегория | устаревшая | парцелляция | | метонимия | профессиональная | однородные члены | | синекдоха | диалектная | инверсия | | перифраз | книжная | градация | | гипербола (литота) | разговорная | параллелизм | | ирония | экспрессивная | многосоюзие | | сарказм | эмоционально-оценочная | бессоюзие | | оксюморон | неологизмы | эллипсис | | | лексический повтор | | |
Виды тропов | примеры | Эпитет – яркие, образные определения | луч солнца золотой \\ а он, мятежный, ищет бури | Метафора - слово (выражение) в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (скрытое сравнение). Развёрнутая метафора | в крови горит огонь желанья берега моей мечты; снопы света: ковёр цветов книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав | Сравнение - обороты со сравнительными союзами как, как бы, как будто, словно, точно, ровно или Т.п. | то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя Как правая и левая рука, /Твоя душа моей душе близка. морозной пылью (Т.п) серебрится его бобровый воротник | Олицетворение – перенос значения с неживых на живые предметы | отговорила роща золотая нахмурилось небо сурово, заплакали тучи | Аллегория –изображение отвлечённого,общего через конкретный образ | А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь // Ах, Моська, знать, она сильна… | Метонимия вместо предмета (лица) называет его часть, на которую переносится значение всего предмета (по смежности предметов и явлений) | выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» в семье пять ртов \\выпить целый стакан, съесть ложку | Виды метонимии | Синекдоха - когда целое заменяется частью или часть на целое (количественная замена) | ед. ч. вместо мн.ч. :«Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь) \\покупатель всегда прав\\швед, русский колет, рубит, режет множество вместо ед.: Человечество вышло в космос | Перифраз – замена предмета описательным оборотом (словосочетанием). | столица нашей Родины, город на Неве царь зверей (вместо «лев») \\ люди в белых халатах братья наши меньшие (вместо «животные») автор «Войны и мира» (вместо Л. Толстой) | Гипербола - художественное преувеличение размера, силы значения изображаемого предмета или явления | сто лет не виделись! тысячу раз говорили казацкие шаровары величиной с Чёрное море что взмах – то готова копна \\ море слёз в сто сорок солнц закат пылал | литота - сознательное преуменьшение | мужичок с ноготок \\ девочка-дюймовочка \\с миру по нитке | Ирония(греч. «притворство, насмешка») – вложение в слово прямо противоположный смысл с целью скрыть своё отношение к реальному | какой умный, ишь чего надумал! больные…как мухи выздоравливают(перефразирование) неиссякаемый интерес к чужому имуществу (о воровстве) | Сарказм(от греч. , буквально – рву мясо) – беспощадная, обличительная насмешка над изображаемым явлением | За все, за все тебя благодарю я: \\За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, \\За месть врагов и клевету друзей… | Оксюморон -сочетание противоположных по значению слов | горячий снег, мёртвые души с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив | Лексические средства | примеры | Антонимы. Контекстные (контекстуальные)– это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте | добрый – злой, могучая – бессильная он был слаб телом, но силен духом. Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. | Синонимы. Контекстные (контекстуальные) -слова, являющиеся синонимами только в данном тексте Стилистические синонимы– отличаются стилистической окраской, сферой употребления | Влюбленность – любовь, приятель – друг Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал | Фразеологизм- устойчивое выражение | яблоко раздора, герой не моего романа, сломя голову, собака на сене | Афоризм- меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) | Устаревшие слова (архаизмы) | дружина, губерния, очи | Профессиональная лексика | коррозия, менеджмент, (терминология) | Диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории | хата, курень, гутарить, зазимок, кушак, пахлава, заступ, мотыга, падь(ущелье) | Книжная лексика | дерзновенный, сподвижник, восстать, взойти, преемник, смена поколений, продолжатель традиций | Разговорнаялексика (просторечия) | просадить деньги, глубинка, пэтэушник, устроить головомойку | Лексический повтор | Ветер, ветер, ты могуч | Экспрессивная лексика - это разговорные слова, арго или просто ёмкие выражения, выражающие небезразличное отношение | Это какой-то сумасшедший дом (происходит что-то нелогичное, выходящее из-под контроля) | Эмоционально-оценочные слова | доченька, маленький мой, солнышко моё, домишко, сапожище | Неологизмы обозначают новые понятия; индивидуально стилистические (авторские) неологизмы: Мне наплевать на бронзымногопудье ; и снова деньтрезвонится. | атмосфера, вещество (Ломоносов) , промышленность (Карамзин) , головотяп, головотяпство, (Салтыков-Щедрин) , стушеваться (Достоевский) «самолёт» (в значении аэроплан) , безда́рь (И. Северянин) , изнемождённый, лётчик, смехач (В. Хлебников) , канцелярит (К. Чуковский) | Синтаксические средства | примеры | анафора - одинаковое начало нескольких соседних предложений | Пока свободою горим, пока сердца для чести живы… | эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? | вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них | У меня зазвонил телефон. - Откуда? – Кто говорит? – От верблюда. – Слон. | парцелляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. | риторические вопрос, восклицание, обращение - выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия | О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? | ряды однородных членов | Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком. | инверсия- нарушение прямого порядка слов | Белеет парус одинокий В тумане моря голубом | градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости | Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. | синтаксический параллелизм- сходное, параллельное построение фраз, строк | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?". | многосоюзие - намеренное использование повторяющегося союза | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… Принёс, и ослабел, и лёг | бессоюзие | Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… | эллипсис - сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. | Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский) Я за свечку – свечка в печку | АНТИТЕЗА (противопоставление) - риторический приём Антитеза – резкое противопоставление понятий, явлений, образов, служащее для усиления выразительности речи. Антитеза часто строится на основе антонимов. В основе названий некоторых литературных произведений лежит антитеза: рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», роман К.М. Симонова о Великой Отечественной войне «Живые и мёртвые». Антитеза содержится и во многих народных пословицах. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. В этой пословице три пары антонимов: богатый – бедный, будни – праздник, пирует – горюет. ШАГ 3. Напротив каждого термина из списка написать, к какому типу он относится: к тропам, лексическим или синтаксическим средствам. ШАГ 4. Вспомнить, что означают указанные в задании лингвистические термины. Определить, каким средством выразительности является каждый из примеров, приводимых в рецензии. Выбрать правильный ответ. |