И терминов финансового права 2 страница
430______ Словарь-справочник основных понятий и терминов
за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении. Расходы классифицируются и по функционалъному признаку согласно Федеральному закону «О бюджетной классификации Российс-кой Федерации».
Государственный и муниципальный долг в соответствии с БК РФ (ст. 6) — это обязательства, возникающие из государствен-ных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципаль-ным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. При этом внешний долг, — это обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний — обязательства, возникающие в валюте РФ. БК РФ обособлен-но выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ (ст. 97), государственного долга субъекта РФ (ст. 99) и муници-пального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно-сти имуществом, составляющим государственную казну, гос-долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный долг — всем муниципальным имуществом, составляющим му-ниципальную казну.
Государственный и муниципальный кредит — урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возврат-ности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
д
Денежная система— это форма организации денежного об-ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившая-ся исторически и закрепленная законодательно. Денежная си-стема любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функци-онирование денежной системы относится к числу факторов
Словарь-справочник основных понятий и терминов
первоочередного значения для экономики страны и жизне-обеспечения государства. Денежная система государства отра-жает состояние его экономики. Источником правового регули-рования российской денежной системы являются Конститу-ция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
Денежная эмиссия— это процесс выпуска денежных знаков в обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Кон-ституция РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других де-нег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обра-щение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической мо-неты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его актувами. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных де-нег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. Функции эмиссионного кассового регулирования денежной массы выпол-няют расчетно-кассовые центры. РКЦ создаются при головных территориальных управлениях Центрального банка РФ.
Денежное обращение — это движение денежной массы в пре-делах территории страны в наличной и безналичной формах. Обращение наличных денег регулируется ГК РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан->ке России)» и «О банках и банковской деятельности», Положе-нием ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подле-жат ограничению — в настоящее время не более 60 тыс. руб. по одной сделке (см.: Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньга-ми в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»), Безналичные расчеты — расчеты между субъек-тами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в бан-ковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Добровольное страхование —договорные отношения между страховыми организациями (страховщиками) и юридическими и физическими лицами и др. (страхователями) по защите иму-
Словарь-справочник основных понятий и терминов
щественных интересов последних при наступлении определен-ных событий (страховых случаев) за счет средств страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страхо-вых взносов, а также за счет иных средств страховщиков. Общие положения о добровольном страховании содержатся в гл. 48 ГК РФ и Законе РФ «Об организации страхового дела». На услови-ях добровольного страхования могут быть застрахованы (т. е. выступать в качестве объекта страхования) имущественные ин-тересы, не противоречащие законодательству РФ. В ст. 928 ГК РФ закреплен перечень интересов, страхование которых не допускается: 1) страхование противоправных интересов; 2) стра-хование убытков от участия в играх, лотереях и пари; 3) страхо-вание расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Финансовым правом регулируются вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в том числе создание резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.
Дотацияв межбюджетных отношениях — бюджетные сред-ства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмезд-ной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).
Доходы государственного и муниципального бюджетаподраз-деляются: а) по источникам — на доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; от государ-ственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме — на нало-говые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет — на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сба-лансирования его доходов и расходов (см. Бюджетное регулиро-вание). Различают также собственные и заемные средства бюд-жета.
Е
Единый налог на вмененный доход —относящийся к специ-альным налоговым режимам региональный налог, взимаемый с юридических и физических лиц — индивидуальных предприни-мателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенных сферах, заменяющий уплату ряда налогов, в том числе налог на прибыль организаций; на доходы физических лиц; налог на имущество; ЕСН; НДС (за исключением НДС
Словарь-справочник основных понятий и терминов
при ввозе товаров). С 1 января 2003 г. регулируется гл. 263 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения. Однако переход на уплату единого налога в тех субъектах РФ, где он введен на основании закона субъекта РФ, является обязательным. Став-ка— 15%. Сумма налога рассчитывается с учетом значения ба-зовой доходности, физических показателей, влияющих на ре-зультаты предпринимательской деятельности; а также повыша-ющих (понижающих) коэффициентов базовой доходности; ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляе-мых услуг; сезонности; суточности работы и т. д.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) —региональный прямой налог, относящийся к специальным налоговым режи-мам — системе налогообложения для сельскохозяйственного то-варопроизводителя. С 1 января 2003 г. регулируется новой ре-дакцией гл. 26' НК РФ, нормы которой являются нормами пря-мого действия. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в добровольном порядке. Налог уплачивается сельскохозяй-ственными производителями за владение, пользование и рас-поряжение сельскохозяйственными угодьями. Уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц), ЕСН, налога на имущество, НДС (за исключением НДС, уплачивае-мого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Став-ка ЕСХН - 6%.
Единый социальный налог— целевой федеральный налог, уп-лачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляе-мый в федеральный бюджет и два государственных внебюджет-ных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обяза-тельного медицинского страхования РФ) и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на го-сударственное пенсионное и социальное обеспечение (страхо-вание) и медицинскую помощь. Взимается на территории РФ с 1 января 2001 г. на основании гл. 24 НК РФ. Объект обложе-ния — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налого-плателыциками в пользу физических лиц, а также доходы от предпринимателъской и иной профессиональной деятельности. Ставки дифференцируются в зависимости от категории платель-щиков и являются регрессивными. Максимальная ставка со-ставляет 35,6% — с дохода до 100 тыс. руб., из которых 28% поступают в федеральный бюджет; 4% — в Фонд социального страхования; 3,6% — в фонды обязательного медицинского
Словарь-справочник основных понятий и терминов
страхования, в том числе в федеральный — 0,2%, в территори-альный — 3,4% (ст. 241 НК РФ). С 1 января 2005 г. максималь-ная ставка ЕСН снижается до 26% (при налоговой базе до 280000руб.).
Займы государственные и муниципальные —одна из форм государственных и муниципальных долговых обязательств (го-сударственного и муниципального долга). Регулируется БК РФ (ст. 98—100). В соответствии со ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) — это передача в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муни-ципального образования денежных средств, которые Россий-ская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (пла-ты) на сумму займа. Федеральные и региональные займы (го-сударственные) могут быть внутренними и внешними, а муни-ципальные — только внутренними (ст. 90 БК РФ). Размещают-ся на принципе добровольности (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 817 ГК РФ). Выпуск займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня (ст. 114 БК РФ) и регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен-
ных бумаг».
Земельный налог —местный прямой целевой налог. Регу-лируется Законом РФ «О плате за землю», а также норматив-ными актами субъектов РФ и органов местного самоуправле-ния. Одна из форм платы за землю. Плателыцики — органи-зации, в том числе иностранные юридические лица, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение или пользование на территории РФ. Объект налогообложения — сельскохозяйственные угодья; земли городов и других насе-ленных пунктов. Средние ставки налога устанавливаются фе-деральным законом в рублях с 1 гектара пашни, с 1 квадрат-ного метра земли дифференцированно для всех субъектов РФ. Предусмотрены льготы (ст. 12 Закона РФ «О плате за зем-лю»). Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют пра-во устанавливать дополнительные льготы в установленных законом пределах.
Словарь-справочник основных понятий и терминов________435
И
Имущественное страхование— наряду с личным страховани-ем является основной отраслью страхования. Регулируется гл. 48 ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». По договору имущественного стра-хования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предус-мотренного в договоре события (страхового случая) возмеетить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу кото-рого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах оп-ределенной договором суммы (страховой суммы). Объекты иму-щественного страхования как различные виды имущественных интересов закреплены ст. 929—933 ГК РФ. Обязательные виды государственного имущественного страхования являются пред-метом регулирования финансового права.
Инвестиционный налоговый кредит —изменение срока упла-ты налога, при котором организации предоставляется возмож-ность, при наличии указанных в НК РФ оснований, в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Предоставляется по налогу на прибыль организаций, по региональным и местным налогам на основании заявления организации финансовым ор-ганом и оформляется договором с этим органом (ст. 66 НК РФ).
Исполнение бюджета— процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. обеспечение полного и своев-ременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюд-жета соответствующего уровнл несут: Правительство РФ — за феде-ральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ — за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуп-равления — за исполнение местного бюджета. В исполнении бюд-жета участвуют и все органы управления. Непосредственной рабо-той по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. В Российской Федерации установле-но казначейское исполнение бюджета (см.). За исполнение доход-ной части бюджета по налоговым платежам отвечают налоговые органы. Особая роль в исполнении расходной части бюджета
Словарь-справочник основных понятий и терминов
принадлежит главным распорядителям, распорядителям и получа-телям бюджетных средств (ст. 158, 159, 162 БК РФ).
Источники финансовых ресурсов государственного и муници-пального предприятия— денежные средетва, поступающие в рас-поряжение предприятия и используемые им для производствен-ной, социальной деятельности и развития (капитальных вложе-ний). К ним относятся доходы (прибыль) предприятия, заемные средства (в том числе кредиты банков), амортизационные от-числения, ассигнования из бюджета, дивиденды (доходы), обус-ловленные участием в уставных капиталах иных организаций, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан.
К
Казенные предприятия— государственные или муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного уп-равления имуществом. Они создаются по решению государствен-ных или муниципальных органов власти, их имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Их пра-вовой статус имеет отличия от правового статуса унитарных пред-приятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в част-ности относительно прав по распределению и использованию прибыли (Федеральный закон «О государственных и муници-пальных унитарных предприятиях»).
Казначейская система исполнения бюджета —казначейское исполнение бюджетов предполагает, что на органы казначей-ства как на органы исполнительной власти возлагаются органи-зация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. В этих целях в Централь-ном банке РФ (или в отдельных случаях — в уполномоченных банках) открывается единый счет федерального бюджета (еди-ный счет Федерального казначейства РФ), на котором аккуму-лируются средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению бюджета РФ. Федеральное казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществ-ляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поруче-нию бюджетных учреждений. Бюджеты всех уровней исполня-ются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета (ст. 215, 216, 243-245 БК РФ).
Словарь-справочник основНых понятий и терминов________437
Казначейство федеральное (федеральная служба) —является федеральным органом исполнительной власти, обеспечиваю-щим проведение государственной бюджетной политики, обес-печивающим организацию, осуществление и контроль иепол-нения федерального бюджета (ст. 167, 168, 267, 284 БК РФ). На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. ему придан статус федералъной службы, подведомственной Министерству финансов РФ с передачей правоприменительных функций пос-леднего. К системе его органов относятся территориальные органы казначейства по субъектам Федерации, городам (за ис-ключением городов районного подчинения), районам и райо-нам в городах. Представительные органы местного самоуправ-ления вправе создавать муниципалъные казначейетва.
Капитальные вложения— это инвестиции в основной капи-тал (основные средства), в том числе затраты на новое строи-тельство, расширение, реконструкцию и техническое перево-оружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательс-кие работы и другие затраты. Объектами капитальных вложе-ний являются различные виды вновь создаваемого или модер-низируемого имущества, в том числе находящиеся в государ-ственной или муниципальной собственности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует зако-нодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются (Федеральный закон «Об инвести-ционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе-мой в форме капитальных вложений»).
Кассовое обслуживание исполнения бюджета —осуществле-ние органами федерального казначейства расчетно-кассовых операций, связанных с исполнением бюджета, а также их орга-низация. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъек-тов РФ и местных бюджетов производится органами федераль-ного казначейства на основе заключенных соглашений с'орга-ном исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления. Федеральное казначейство ведет учет доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответетвии с бюджет-ной классификацией РФ, средств, поетупающих от вышестоя-щих бюджетов. Регулируется БК РФ, Правилами кассового об-служивания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами федерального казначей-ства, утвержденными приказом Минфина-России.
Словарь-справочник основных понятий и терминов
Кассовые операции предприятий, организаций, учреждений —
совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег. Организация кассового об-служивания относится к числу основных задач Центрального банка РФ (ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организа-циях на территории Российской Федерации»).
Комитет РФ по финансовому мониторингу —создан на осно-вании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. в качестве упол-номоченного органа по противодействию легализации (отмыва-нию) доходов, полученных преступным путем. На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. Комитет преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, подведом-ственную Министерству финансов РФ.
Кредитные организации— юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять банковские операции, предусмот-ренные законом. Подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банк — кредитная организация, ко-торая имеет исключительное право осуществлять в совокупно-сти следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размеще-ние указанных средств от своего имени и за свой счет, откры-тие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация — кредитная орга-низация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Л
Лесной доход— региональные платежи, взимаемые за лесные пользования (в виде лесных податей и арендной платы), уста-новленные в целях рациональной эксплуатации и воспроизвод-ства лесных ресурсов. Взимание регулируется разделом V Лес-ного кодекса РФ, Инструкцией Госналогслужбы РФ «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» и другими нормативными актами. Минимальные ставки уста-навливаются Правительством РФ, а ставки — органами государ-
Словарь-справочник основных понятий и терминов________439
ственной власти субъектов РФ по согласованию с территори-альными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов. С 1 января 2005 г. в соответ-ствии с изменениями, внесенными в НК РФ, в систему налогов и сборов РФ не включен.
Личное страхование— является основной отраслью страхова-ния наряду с имущественным страхованием. Объект страхова-ния — имущественные отношения, связанные с жизнью, здоро-вьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхо-вателя или застрахованного лица. Регулируется гл. 48 ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхова-телем), выплатить единовременно или выплачивать периодичес-ки обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (стра-хового случая). Указанный договор является публичным дого-вором (ст. 934 ГК РФ). Обязательное государственное личное страхование сотрудников различных правоохранительных орга-нов в ряде случаев предусмотрено за счет средств бюджетов (см. гл. 19 учебника).
М -
Маржа(от фр. таг§е — край, поле страницы) — разница между ставками по привлекаемым и предоставляемым креди-там, между ставками различных категорий заемщиков и т. д. При использовании коммерческими банками в качестве кредит-ных ресурсов средств Банка России устанавливается «принуди-тельная маржа», которая не может превышать ставку рефинан-сирования Центрального банка РФ более чем на 3%.
Местные налоги и сборыустанавливаются и вводятся реше-нием представительных органов местного самоуправления на основании законодательства РФ. Их перечень в настоящее вре-мя закреплен ст. 21 Закона «Об основах налоговой системы» (а после ее отмены с 1 января 2005 г. — ст. 15 НК РФ) и вклю-чает земельный налог, налог на имущество физических лиц. Ме-стные налоги зачисляются в муниципальные бюджеты, являясь
__________Словарь-справочник основных понятий и терминов
их закрепленными доходами. Органы местного самоуправления при установлении и введении местных налогов вправе допол-нительно к федеральному законодательству устанавливать льго-ты для отдельных групп налогоплателыциков, а также снижать в предусмотренных федеральным законом случаях ставки мест-
ных налогов.
Министерство финансов РФ —орган исполнительной власти с комплексным характером функций, связанных с разными сто-ронами финансовой деятельности государства, воздействующих на эту деятельность в целом. Обеспечивает выработку и прове-дение единой государственной финансовой, бюджетной, нало-гово^ и валютной политики, разрабатывает проект федерально-го бюджета, а также координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, издает пра-вовые акты по вопросам организации финансовой деятельнос-ти, взаимодействует с другими органами исполнительной влас-ти — федеральными и субъектов Федерации, органами местного самоуправления. На основании Указа Президента от 9 марта 2004 г., существенно изменившего структуру Министерства финансов РФ, предуемотрено создание следующих подведом-ственных ему федералъных служб: налоговой службы, службы страхового надзора; службы финансово-бюджетного надзора; службы по финансовому мониторингу. Кроме того, статус феде-ральной службы придан действующему в настоящее время Феде-ральному казначейству. Названные федеральные службы являют-ся федеральными органами исполнительной власти, осуществля-ющими функции контроля и надзора в указанных сферах.
Муниципальный долг— см. Государственный и муниципалъный долг
Н
Надзор за Деятельностью банков —см. Банк России Налогв финансово-правовом аспекте — это обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах сво-ей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджет-ную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Зачисле^ ние налогов в бюджетную систему предполагает й определяет их
I Словарь-справочник основных понятий и терминов
!;•: ———————————————————————————————————————————————————————-
I публичный характер, т. е. направленность на общезначимые ин-; тересы соответствующего территориального уровня.
НК РФ, учитывая отчуждение собственности налогоплателъ-
щика при налогообложенйи, определяет налог как обязатель-
ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орга-
низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа-
щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансо-
вого обеспечения деятельности государства и (или) муници-
• пальных образований (ст. 8). Налоги являются основным источ-
| ником доходов бюджетной системы. Помимо фискальной фун-
! |
кции, обеспечивающей .формирование казны государства и муниципальных образований, налоги используются для регули-рования социально-экономических процессов. В систему нало-гов РФ входят федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные налоги.
Налог на добавленную стоимость —федеральный косвенный налог с организаций, индивидуальных предпринимателей, а так-же лиц, признаваемых налогоплательщиками НДС в связи с пе-ремещением товаров через таможенную границу РФ; включается в цену товара и взимается на каждом этапе реализации (произ-водства) товаров (работ, услуг), полностью зачисляется в феде-ральный бюджет. С 1 января 2002 г. регулируется гл. 21 НК РФ. Объект налогообложения при ввозе товаров на таможенную тер-риторию имеет особенности (см. ст. 151 НК РФ). НДС взимается как при возмездной, так и при безвозмездной реализации това-ров (работ, услуг). Налоговые ставки устанавливаются в зависи-мости от объекта обложения. Они могут быть 0, 10 и 18%. Мак-симальная ставка НДС снижёна с 20 до 18% в 2004 г. При расчете НДС предусмотрено применение налоговых вычетов (ст. 172 НК РФ). Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, разница подлежит возмещению налогоплательщику.
Налог на добычу полезных ископаемых —федеральный налог, уплачиваемый организациями и предпринимателями, призна-ваемыми пользователями недр. Введен на территории РФ с 1 января 2002 г. и регулируется гл. 26 НК РФ. Ставки диффе-ренцированы в зависимости от вида добытых полезных ископа-емых и устанавливаются, как правило, в процентах к налогооб-лагаемой базе в размере от 0 до 17,5%. В некоторых случаях ставки носят твердый денежный характер. Суммы налога зачис-ляются в бюджеты всех уровней в пропорциях, установленных ст. 48 БК РФ.