Глава iii. налоговые проверки
1. Общий порядок проведения налоговых проверок
Налоговая проверка в соответствии со ст. 82 НК РФ является формой проведения налогового контроля и производится согласно ст. 1 и 2 НК РФ в порядке, устанавливаемом законодательством о налогах и сборах.
Право налоговых органов проводить налоговые проверки закреплено в подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ. Там же определено, что налоговые проверки проводятся в порядке, установленном НК РФ.
В пункте 1 ст. 31 НК РФ также закреплены права налоговых органов при проведении налоговых проверок:
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подп. 3);
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4);
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подп. 6). Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утверждено совместным Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39 (зарегистрирован в Минюсте России 11 июня 1999 г. N 1804) <*>;
--------------------------------
<*> Российская газета. 1999. N 175.
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора (подп. 7).
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в налоговых проверках вправе участвовать федеральные органы налоговой полиции. Порядок привлечения федеральных органов налоговой полиции к участию в налоговых проверках определен в совместном письме МНС России от 5 октября 1999 г. N АС-6-16/784 и ФСНП России от 10 сентября 1999 г. N АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля" <*>.
--------------------------------
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 12.
В статье 87.1 НК РФ определено, что таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с общими правилами проведения налоговых проверок.
В связи с проведением налоговых проверок в п. 1 ст. 21 НК РФ закреплены права налогоплательщиков (плательщиков сборов):
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (подп. 8);
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (подп. 9).
Общие вопросы проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87 НК РФ.
Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, проводимые налоговыми органами, делятся на:
камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);
выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Выделяется такой вид контрольного мероприятия, как встречные проверки. Статья 87 НК РФ определяет, что, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Такое истребование информации и представляет из себя встречную проверку.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев проведения проверки:
в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации);
вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований ст. 87 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка
Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен в ст. 88 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
2. Порядок назначения и проведения
выездной налоговой проверки
Порядок назначения выездных налоговых проверок определен в ст. 89 НК РФ и Приказе МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 1999 г. N 1978) <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1999. N 236-п.
Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Форма решения разрабатывается и утверждается МНС России.
В приложениях к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утвержденному Приказом МНС России N АП-3-16/318 в ред. Дополнения N 1, утвержденного Приказом МНС России от 7 февраля 2000 г. <*> N АП-3-16/34 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 1999 г. N 1978) приведены:
--------------------------------
<*> Российская газета. 2000. N 63.
приложение 1 - форма решения о проведении выездной налоговой проверки;
приложение 2 - форма решения о проведении выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации);
приложение 3 - форма постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью подчиненного налогового органа;
приложение 4 - форма решения о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки;
приложение 5 - форма постановления о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Порядок представления управлениями МНС России по субъектам РФ запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок определен письмом МНС России от 7 сентября 1999 г. N АС-6-16/705@ <*>.
--------------------------------
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 12.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Письмом МНС России от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369@ <*> направлены Методические указания по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения.
--------------------------------
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 7.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
3. Порядок проведения отдельных видов действий
в ходе выездной налоговой проверки
В Налоговом кодексе РФ установлен также порядок проведения отдельных видов действий должностных лиц налоговых органов в ходе проведения выездных налоговых проверок.
Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ)
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения, не допускается.
Осмотр (ст. 92 НК РФ)
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Осмотр производится в присутствии понятых.
При проведении осмотра вправе присутствовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
О производстве осмотра составляется протокол.
Истребование документов (ст. 93 НК РФ)
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-дневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 94 и 99 НК РФ.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
Положения, касающиеся выемки документов, закреплены также в Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Экспертиза (ст. 95 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ.
Необходимо еще раз отметить, что экспертиза, производимая в рамках ст. 95 НК РФ, является видом судебных экспертиз, производимых в рамках административного судопроизводства. Разумеется, налоговые органы не являются судами, но они наделены определенной административной юрисдикцией - имеют право рассмотрения и разрешения дел о налоговых правонарушениях, а также дел об определенных видах административных правонарушений. И в этом смысле экспертиза, проводимая в соответствии с НК РФ, является судебной экспертизой - экспертизой, проводимой в рамках административного судопроизводства.
Нетрудно заметить, что в указанной статье НК РФ содержатся положения, если и не аналогичные, то хотя бы близкие по смыслу положениям, определяющим порядок назначения и производства судебных экспертиз по уголовным делам, но несколько в "упрощенном" виде.
Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
4. Порядок оформления результатов проверки и вынесения
решения по результатам рассмотрения материалов проверки
Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ)
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении указанного выше срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов и проверки) (ст. 101 НК РФ)
Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней после его отправки.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
В статье 101.1 НК РФ определен порядок производства по делам о предусмотренных Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.
Приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2000 г. N 2259) <*> утверждена Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
--------------------------------
<*> Российская газета. 2000. N 205.
В приложениях к названной Инструкции приведены:
приложение 1 - форма акта выездной налоговой проверки;
приложение 2 - форма требования о представлении документов;
приложение 3 - форма справки о проведенной выездной налоговой проверке;
приложение 4 - форма решения о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
приложение 5 - форма решения об отказе в привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения;
приложение 6 - форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
приложение 7 - форма акта о нарушении законодательства о налогах и сборах;
приложение 8 - форма решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
приложение 9 - форма решения об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Формы, приведенные в приложениях 7 - 9 к Инструкции, используются при производстве в порядке ст. 101.1 НК РФ.
Передача материалов налоговой проверки в федеральные органы налоговой полиции
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Порядок передачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, в федеральные органы налоговой полиции утвержден совместным Приказом ФСНП России и МНС России от 15 ноября 1999 г. N 409/АП-3-16/359 (в ред. совместного Приказа ФСНП России и МНС России от 11 июля 2001 г. N 306/БГ-3-14/226-а).
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, в органы налоговой полиции направляются:
акт выездной налоговой проверки (если проводилась);
возражения по акту (при их наличии);
копия принятого по акту решения;
при обжаловании принятого решения - копии жалоб, копии ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений);
документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить налоговому органу декларацию о доходах;
копия декларации о доходах, а также документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений;
справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды выявлены факты неуплаты физическим лицом (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах.
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, в органы налоговой полиции направляются:
акт выездной налоговой проверки (если проводилась);
возражения по акту (при их наличии);
копия принятого по акту решения;
при обжаловании принятого решения - копии жалоб, копии ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений);
подлинники или заверенные копии бухгалтерских документов, отчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих факты неуплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово - хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
объяснения должностных лиц налогоплательщика - организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту выездной налоговой проверки);
справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций выявлены факты неуплаты (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений - справка об уплаченных суммах.
К акту выездной налоговой проверки прилагаются копии заключений экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколов опроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, протоколов, составленных при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также другие материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений.
Налоговые органы представляют дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменных запросов органов налоговой полиции по предъявлению служебного удостоверения сотрудника налоговой полиции, указанного в запросе. При этом регистрация запросов органов налоговой полиции производится в отдельном журнале.
В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, налоговые органы до официальной передачи органам налоговой полиции указанных материалов могут организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников налоговой полиции. В этом случае руководитель налогового органа или его заместитель до официального вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки направляет в орган налоговой полиции письменный запрос о выделении сотрудника налоговой полиции для предварительного ознакомления с материалами.
Начальник органа налоговой полиции на основании поступившего письменного запроса в течение трех дней выделяет сотрудника налоговой полиции, о чем письменно уведомляет руководителя соответствующего налогового органа или его заместителя.
Предварительное ознакомление сотрудника налоговой полиции с материалами осуществляется по предъявлении им служебного удостоверения. По результатам предварительного ознакомления с материалами сотрудник налоговой полиции составляет справку, в которой излагает полноту, достоверность и достаточность фактических данных для закрепления доказательственной базы совершенного деяния, а также рекомендации налоговому органу по их дальнейшей доработке и направлению в органы налоговой полиции.
Возвращение налоговым органам поступивших от них материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, в случае участия сотрудников органов налоговой полиции в предварительном ознакомлении с указанными материалами допускается в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 16 и 17 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
После регистрации поступивших из налогового органа материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах орган налоговой полиции принимает по ним процессуальное решение в соответствии со ст. 145 УПК РФ. О принятом процессуальном решении орган налоговой полиции в трехдневный срок с момента вынесения решения уведомляет налоговый орган, направивший материалы. При этом копия постановления органа налоговой полиции об отказе в возбуждении уголовного дела передается в налоговый орган, направивший материалы.
В случае принятия органом налоговой полиции решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам, направленным налоговым органом, орган налоговой полиции в трехдневный срок в порядке, предусмотренном ст. 213 УПК РФ, передает постановление о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший материалы.
По требованию прокурора, следователя или органа дознания должностные лица налоговых органов и органов налоговой полиции в соответствии с законом обязаны принять все меры по представлению дополнительных документов и материалов, выделить специалистов для решения необходимых вопросов.
При изменении квалификации налоговых правонарушений, а также при передаче уголовных дел по подследственности в другие правоохранительные органы орган налоговой полиции в трехдневный срок уведомляет соответствующий налоговый орган.
Материалы, содержащие признаки состава преступления, не отнесенного к подследственности органа налоговой полиции, направляются руководителем налогового органа или лицом, его замещающим, либо начальником органа налоговой полиции или лицом, его замещающим, в установленном порядке компетентному органу.