Список использованных источников. 1) Глобальный опрос Роспотребнадзора о потреблении табака

1) Глобальный опрос Роспотребнадзора о потреблении табака. Официальный сайт «Федеральной службы по надзору в сфере защиты и благополучия человека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/c/journal/view_article_content?groupId=10156&articleId=40838&version=1.3

2) Департамент образования г. МоскваОфициальный сайт «Департамента образования города Москвы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.educom.ru/

3) Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.who.int/ru/

4) Газета «Аргументы и Факты».Официальный сайт газеты «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aif.ru

5) История Табака.Энциклопедия Трубочного Табака [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://tobaccopedia.ru/istoriya-tabaka/

6) Лобби табачных компаний. Российская Фармацевтика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pharmapractice.ru/39300

7) Табачная экономика: выгоды для страны или лукавство производителей сигарет? ДЕМОСКОП Weekly [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/2007/0305/tema03.php

8) Никотин, содержащийся в табачном дыме. НУХВАТИТ.РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.nuhvatit.ru/nicotin.html

9) Документальный фильм «Жертвы калибра 7.62»

Год: 2011

Производство: Россия

Режиссер: Михаил Елкин

Продюсеры: Сергей Надеждин, Наталья Еписова, Анна Савцова

Сценарий: Роман Толокнов, Сергей Надеждин

Режим доступа : http://www.youtube.com/watch?v=6qtCFTTTTFA

10) Интервью с работником магазина «MaximA» (февраль 2012)

11) Интервью с директором МБОУ «Гимназия» (март 2012)

12) Интервью с гимназистом-курильщиком; (апрель 2012)

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИНТЕРВЬЮ С ПРОДАВЦОМ

Хочу рассказать вам одну замечательную историю.

Сегодня 19.03 мы с Татьяной Ионовной решили, что нужно наконец работать и сходить в магазин "Marlboro", что в городе Выборге. Я думаю, что вы прекрасно знаете, где он находится.

Я просто шёл, ноги промокли насквозь. Все мои ноги обрызгал Porsche Cayen чёрный, турбо, максимальной комплектации. Я не расстроился - сам виноват, нечего у дороги ходить.

Почти у магазина, у подъезда стояла девушка. Она не просто плакала, а рыдала. Так громко, что это было даже странно, на вид ей лет 20. "Девушка, может быть, вам помочь?" - спросил я. Как вы думаете, что я получил взамен?

Захожу в магазин. Сигарет уйма. Я столько видов не видел ни в одном магазине города. Подождал очередь. Продавщица - девушка, лет 45, в очках, с явными признаками бессонницы и жуткой усталости оказалась очень вежливой.

Я представился, спросил её об информации насчёт табачного оборота их магазина, после чего меня послали к "некто" Сергею - он разгружал огромные ящики с сигаретами в подсобке, где и состоялся наш разговор. Расскажу о нём вкратце.

Полненький мужчина лет 55, лицо явно небедствующее в начищенных до блеска туфлях. Его живот может сравниться только лишь с животиком малыша По. Не прекращая разгружать ящики и, не уделяя мне ни капли своего драгоценного внимания, он выслушал мою исповедь насчёт моей научной работы.

- Ну, знаешь ли, такая информация есть. Сигарет привозится просто огромное количество.

-Так сколько, вы не можете ответить? Я могу придти в любое другое удобное для вас время и с научным руководителем, если вы попросите.

-Мы такую информацию не даём даже другим фирмам, это информация конфиденциальна, разглашать её я не имею права. Могу тебе лишь посоветовать зайти в магазин "Maxima" на улице Мира и спросить там.

- А они скажут? У них нет конфиденциальности?

- Ну.. тут я тебе уже ничего не могу сказать. Иди к ним. Я же не их работник.

-Спасибо огромное, до свидания.

Так и закончился наш скромный диалог, только толстенная тётка, стоящая рядом с ним всё это время добавила: "Коммерческая тайна это называется!" И язвительно улыбнулась.

Я пошёл на Мира. Случайно нашёл по памяти этот магазин. Он там недавно. Мира 16 если кого-то заинтересует.

Подход к магазину полностью залит: открываешь дверь и пошла.. пошла волна. Я зашёл, осмотрелся. Слева было нечто похожее на Марльборо, но сигарет было меньше. Простояв очередь я спросил то же, что и у Сергея.

-Так что конкретно вас интересует? - ответила мне женщина, выглядевшая просто изнеможённой, рассерженная на меня за то, что отвлекаю её от расклада коробок только что привезённых сигарет по полочкам.

-Ну, хотя бы, на какую сумму привозят сигареты в день, в месяц. Можно это узнать?

-Ну.. 40-50 тысяч рублей.

-В день?

-Ну да, на 50-60 тысяч в день.

Теперь немножко о цифрах. 50 000 рублей.

Я посмотрел на цену сигарет. Средняя пачка стоит 30 рублей.

Самые дорогие 60, самые дешёвые 20. От 20 до 30 - большинство.

Считайте сами. В день, один магазин продаёт 1667 пачек сигарет.

Каждый день с одного магазина люди выкуривают 33 333 сигареты.

Каждый день с одного магазина в атмосферу выделяется 17 кг табачного дыма.

За месяц выгода магазина от сигарет составляет 1 500 000 рублей.

За месяц люди выкуривают 1 000 200 сигарет.

Судите сами. Это лишь один магазин. Всего один. А в городе таких около 50.

Выгода за месяц с сигарет составляет минимум 75 000 000 рублей.

Больше тут нечего говорить - делайте выводы. Очень жаль, что это никак не исправит ситуацию. Деньги важнее жизни.

Спасибо.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О защите здоровья населения

от последствий потребления табака

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.

Статья 2. Принципы правового регулирования настоящего Федерального закона

Принципами правового регулирования в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака являются:

1) предупреждение заболеваемости, преждевременной инвалидности и смертности населения, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма;

2) обеспечение государством права граждан на свободный от табачного дыма воздух и права на защиту от вредного воздействия табачного дыма;

3) использование системного подхода при осуществлении мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, а также непрерывность и последовательность их реализации;

4) приоритетность защиты здоровья населения над интересами табачных компаний;

5) обеспечение международного сотрудничества в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака,

6) обеспечение взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, юридических и физических лиц, не связанных с табачными компаниями;

7) открытость и независимость оценки результатов реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребление табака.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака

Законодательство Российской Федерации о защите здоровья населения от последствий потребления табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака

1. Обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака осуществляется посредством:

1) определения прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака;

2) осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;

3) государственного контроля в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака;

4) учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий;

5) мониторинга и оценки эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;

6) привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

2. Обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака является расходным обязательством Российской Федерации.

3. Осуществление мер по оказанию медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации в рамках государственного обязательного медицинского страхования.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют меры, направленные на предотвращение воздействия табачного дыма, за счет собственных средств.

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

Статья 9. Права и обязанности граждан в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака

1. В области защиты здоровья населения от последствий потребления табака граждане имеют право:

1) на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;

2) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и у юридических лиц информацию о реализуемых мерах, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;

3) осуществлять общественный контроль за реализацией мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;

4) вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об обеспечении защиты населения от последствий потребления табака;

5) на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами законодательства в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

2. В области защиты здоровья населения от последствий потребления табака граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства Российской Федерации в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака;

2) заботиться о формировании у своих детей неприемлемого отношения к потреблению табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма.

Глава IV. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА, СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака

1. В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также снижения распространенности потребления табака в Российской Федерации должны осуществляться предусмотренные Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака и нормативными правовыми актами Российской Федерации следующие меры по сокращению спроса и предложения на табак и табачные изделия:

1) предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека;

2) ценовые и налоговые меры;

3) регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма;

5) запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий;

6) организация и обеспечение медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;

7) предотвращение незаконной торговли табачными изделиями;

8) ограничение производства, оптовой и розничной торговли табаком и табачными изделиями;

9) недопущение продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

2. Мероприятия по предотвращению воздействия табачного дыма и снижению потребления табака подлежат включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, а также в государственную программу развития здравоохранения.

Статья 12. Предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в закрытых помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, услуг физической культуры и спорта;

2) на территориях и в закрытых помещениях, предназначенных для оказания медицинских и санаторно-оздоровительных услуг,

3) в поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;

4) на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на открытых территориях на расстоянии 10 метров от входов в закрытые помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;

5) в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков;

6) в закрытых помещениях социальных служб;

7) в закрытых помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

8) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в закрытых помещениях;

9) в закрытых помещениях подъездов жилых многоквартирных домов, за исключением случаев документального оформления согласия собственников всех квартир, размещенных в подъезде, на курение табака в специально выделенном и оборудованном изолированном помещении общего пользования.

2. До вступления в силу пунктов 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи на основании решения собственника допускается курение табака:

1) в специально оснащенных местах на открытых территориях и в специально выделенных изолированных помещениях, организованных в закрытых помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг в стационарных условиях;

2) в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта;

3) в специально выделенных изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции, организованных в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на снижение спроса на табачные изделия

1. В целях снижения спроса на табачные изделия осуществляются следующие ценовые и налоговые меры:

1) устанавливаются минимальные розничные цены на табачную продукцию;

2) доля акцизов на табачную продукцию в структуре цены на табачные изделия должна составлять не менее 50 процентов;

3) налоговые ставки акцизов в отношении табачной продукции должны увеличиваться темпами, превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

2. Минимальные розничные цены на табачную продукцию устанавливаются в порядке и в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации, предусматривающими их ежегодное увеличение на уровне, превышающим индекс цен на продовольственные товары.

Статья 14. Особенности регулирования и раскрытия состава табачных изделий, установления требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с учетом следующих особенностей, связанных с невозможностью определения степени допустимого риска причинения вреда жизни и здоровью человека при потреблении табака:

1) запрещается классификация табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья;

2) информация о составе табачных изделий (веществ, содержащихся в табаке и добавляемых к табаку, а также содержащихся в нетабачных материалах), об объеме и составе веществ, выделяемых табачными изделиями в процессе их потребления, о содержании используемого сырья, остаточных пестицидов, о загрязнителях, вкусовых добавках и других веществ, используемых в производстве табачных изделий, для обеспечения мониторинга и проведения исследований последствий потребления табака должна предоставляться производителями и импортерами табачных изделий в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в форме отчета, утвержденного Правительством Российской Федерации.

3) запрещается использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака, на упаковке и при маркировке табачных изделий;

4) на каждую пачку и упаковку табачных изделий должны быть нанесены обязательные предупреждения о вреде потребления табака для здоровья человека, в том числе с использованием графических изображений, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и периодически изменяемые.

Статья 15. Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма

1. Просвещение и информирование населения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака обязательны и направлены на снижение спроса на табак и табачную продукцию, профилактику заболеваний, связанных с потреблением табака, формирование ответственного отношения к своему здоровью и неприемлемого отношения к потреблению табака, преимуществах прекращения потребления табака, отрицательных экономических и экологических последствиях потребления табака, а также на предоставление информации о табачной промышленности.

2. Просвещение граждан о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака.

3. В целях информирования населения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака в средствах массовой информации осуществляются информационные кампании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Субъекты Российской Федерации участвуют в информировании населения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Материалы, используемые в процессе информирования населения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака на территории субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.

5. Учреждения любой формы собственности, иные некоммерческие организации, а также общественные объединения, не связанные с табачной промышленностью, могут принимать участие в разработке и осуществлении программ и стратегий в области борьбы против табака в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Запрет спонсорства табачными компаниями, стимулирования продажи и рекламы табачных изделий

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается стимулирование продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорство табачными компаниями, в том числе:

1) распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно;

2) применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе, посредством издания купонов и талонов;

3) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, а также оптовой и розничной торговли товарами, не являющимися табачными изделиями, на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

4) использование формы табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, оптовой и розничной торговле;

5) демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления;

6) организация и проведение мероприятий (в том числе, лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачного изделия;

7) организация и проведение массовых культурных, спортивно-зрелищных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых являются прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе, организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;

8) спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

2. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Статья 17. Осуществление медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости

1. Медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости, осуществляется в соответствии со стандартами и порядком, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

2. Обеспечение медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, на территории субъекта Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений, изложенных в части первой настоящей статьи.

Статья 19. Ограничения производства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями

В целях снижения доступности табачных изделий обеспечиваются следующие ограничения производства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями:

1) запрещается производство, оптовая и розничная торговля некурительными табачными изделиями, а также их ввоз на территорию Российской Федерации;

2) розничная продажа табачной продукции в городских поселениях должна осуществляться в стационарных торговых объектах, имеющих площадь торгового объекта не менее 50 квадратных метров;

3) размер площади торговых объектов, тип торговых объектов, в которых допускается розничная продажа табачной продукции в сельских поселениях и на межселенных территориях, устанавливается соответственно муниципальными правовыми актами представительных органов сельских поселений и представительных органов муниципальных районов, в границы которых входят межселенные территории;

4) запрещается розничная продажа табачных изделий без использования торговых объектов, на ярмарках, выставках, путем развозной, разносной торговли, дистанционным способом продажи, а также с использованием автоматов;

5) запрещается розничная продажа табачных изделий с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте;

6) информация о табачных изделиях, предлагаемых для розничной продажи, доводится продавцом табачных изделий до сведения потребителей посредством прейскурантов на табачные изделия, которые предоставляются продавцом табачных изделий потребителям по их просьбе;

7) предоставление прейскурантов на табачные изделия и передача потребителям выбранных ими табачных изделий должна осуществляться в торговом объекте с отдельных прилавков, на которых и (или) вблизи которых на расстоянии не менее чем три метра отсутствует контрольно-кассовая техника, используемая в данном торговом объекте при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

8) не допускается розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой потребительской таре, розничная продажа сигарет и папирос поштучно, табачных изделий без потребительской тары, табачных изделий, упакованных в одной потребительской таре с товарами, не являющихся табачными изделиями.

9) запрещается розничная продажа табачных изделий в следующих местах:

а) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, услуг физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, в закрытых помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

б) на расстоянии не менее 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания услуг в системе образования;

в) на открытых территориях и в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена, предназначенных для оказания услуг пассажирского транспорта, в закрытых помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, бытовых услуг, общественного питания и рынков.

Статья 20. Недопущение продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними

1. Не допускается продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Продавец табачных изделий при наличии сомнений в достижении потребителем 18 лет обязан потребовать от потребителя документ, удостоверяющий его личность и содержащий сведения о его возрасте.

3. Продавец табачных изделий обязан отказать потребителю в продаже табачных изделий, если в отношении потребителя имеются сомнения в достижении им возраста 18 лет, и документ, удостоверяющий личность потребителя и содержащий сведения о его возрасте, потребителем не представлен.

4. Продажа табачных изделий лицами, не достигшими возраста 18 лет, запрещается.

Статья 22. Государственный контроль в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака

Государственный контроль в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке, охраны общественного порядка, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы, контролю за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, контролю в области экономической безопасности в соответствии с полномочиями, установленными Правительством Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Статья 23. Мониторинг и оценка эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, включает:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию потребления табака,

2) проведение эпидемиологических исследований распространенности потребления табака,

3) установление показателей здоровья и динамики снижения потребления табака для разработки и реализации эффективных мероприятий по противодействию потребления табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляется:

1) разработка эффективных мероприятий противодействия потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о распространенности потребления табака в Российской Федерации, проводимых и (или) планируемых мерах по ее снижению;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Д. Медведев

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНТЕРВЬЮ С КУРИЛЬЩИКОМ

На DVD диске, содержащемся в комплекте с работой, вы можете найти аудиозапись интервью с гимназистом-курильщиком, ответившим на наши вопросы.

Тезаурус

Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.

Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Канцероген (от лат. cancer — рак и др.-греч. γεννάω — рождаю), он же карциноген (от др.-греч. καρκίνος — краб и γεννάω — рождаю) — химическое (вещество) или физическое (излучение) воздействие на организм человека или животного, повышающее вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей).

Мутагены (от мутация и др.-греч. γεννάω — рождаю) — химические и физические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации.

Лобби́зм (лоббирование) (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.

[1] далее % относятся к тем же объектам исследования.

Наши рекомендации