| Территориальные основы местного самоуправления - совокупность норм права, регулирующих порядок формирования и состав территории муниципального образования, установления и изменения его границ |
|
| |
| особенности территориальной организации муниципальных образований в Российской Федерации |
|
| |
| состав территории муниципального образования |
|
| |
| характеристика порядка установления и изменения границ муниципального образования |
|
| Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная действующим законодательством, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления |
|
| |
| создаются на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях |
|
| |
| их территории устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций |
|
| |
| ограничение прав граждан на осуществление самоуправления на отдельных территориях допускается федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства |
|
| |
| население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления |
|
| Принципы территориальной организации муниципальных образований в Российской Федерации |
|
| |
| поселенческий: муниципальные образования создаются в городских, сельских поселениях или на их части |
|
| |
| территориально-поселенческий: муниципальные образования создаются в нескольких поселениях, объединенных общей территорией |
|
| |
| территориальный: муниципальные образования создаются на иной населенной территории |
|
| |
| специального назначения: муниципальные образования на территориях с особым режимом жизнедеятельности |
|
| Виды муниципальных образований, сформированных по поселенческому, территориально-поселенческому и территориальному принципам |
|
| |
| городские муниципальные образования (в сверхкрупных, крупнейших, крупных, больших, средних, малых городах, дачных и курортных поселках, поселках городского типа и др.) |
|
| |
| сельские муниципальные образования (в селах, деревнях, стойбищах, станицах, аулах, кишлаках, выселках, кордонах, хуторах, заимках и др.) |
|
| |
| «смешанные» муниципальные образования, образованные на территории, объединяющей городские и сельские поселения (в одном или нескольких районах субъектов Российской Федерации, на их части) |
|
| |
| муниципальные образования на части города (в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге) |
|
| |
| муниципальные образования, созданные в местах проживания кочевых народов, поселениях, имеющих временное значение и непостоянный состав населения (железнодорожные будки, дома лесников и бакенщиков, полевые станы и т.п.) |
|
| Виды муниципальных образований, формируемых на территориях с особым режимом жизнедеятельности |
|
| |
| закрытые административно-территориальные образования |
|
| |
| наукограды |
|
| |
| общины малочисленных народов |
|
| |
| иные: на приграничной территории, в исторических поселениях, в военных городках, в поселениях, имеющих особое производственное значение, расположенных в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках и т.п.) |
|
| Закрытое административно-территориальное образование- имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан |
|
| |
| статус ЗАТО устанавливается Федеральным законом «О закрытом административно-территориальном образовании» |
|
| |
| решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом России по предложению Правительства РФ |
|
| |
| федеральные органы государственной власти определяют административную подчиненность и границы ЗАТО, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении них, меры по обеспечению особого режима на их территории |
|
| |
| особый режим на территории ЗАТО включает установление запретных зон, ограничения на въезд и проживание в нем, ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией, ограничения на право ведения хозяйственной деятельности и др. |
|
| |
| порядок создания и деятельности органов местного самоуправления на территории ЗАТО осуществляется с учетом особенностей, вытекающих из их статуса |
|
| |
| формирование бюджетов ЗАТО осуществляется из средств федерального бюджета, в доходы зачисляются все налоги и другие поступления с их территории, а порядок покрытия дефицита бюджета определяется Правительством РФ |
|
| |
| проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации, устанавливаемой федеральными законами и решениями Правительства РФ |
|
| |
| к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на их территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на их территории |
|
| Наукоград- муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом |
|
| |
| статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом России по представлению Правительства РФ на срок до двадцати пяти лет |
|
| |
| Президент России утверждает приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров |
|
| |
| на основе программы развития наукограда, утверждаемой Президентом России, разрабатывается федеральная целевая программа |
|
| |
| в наукоградах устанавливается особый порядок финансирования научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров |
|
| |
| финансирование и материально-техническое обеспечение инфраструктуры наукоградов осуществляется не только из местных бюджетов, но и бюджетов других уровней, иных источников |
|
| Общины малочисленных народов- формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры |
|
| |
| особенности осуществления самоуправления в общинах коренных малочисленных народов устанавливаются Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» |
|
| |
| право на учреждение общины малочисленных народов принадлежит коренным малочисленным народам - народам, проживающим на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющим традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями |
|
| |
| учреждение общины малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации |
|
| |
| органами самоуправления в общине малочисленных народов выступают общее собрание (сход) членов общины и правление (совет) общины |
|
| |
| в целях сохранения культур малочисленных народов могут быть организованы воспитание и обучение членов общины исходя их традиций и обычаев этих народов |
|
| |
| общинам малочисленных народов должна оказываться помощь в виде предоставления налоговых льгот и преимуществ, целевой подготовки кадров, бесплатной консультативной помощи, предоставления социального заказа на разработку и реализацию программ социально-экономической помощи и др. |
|
| В состав территории муниципального образования включаются |
|
| |
| земли городских, сельских поселений |
|
| |
| прилегающие к поселениям земли общего пользования |
|
| |
| рекреационные земли |
|
| |
| земли, необходимые для развития поселений |
|
| |
| другие земли, независимо от форм собственности и целевого назначения |
|
| |
| обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) |
|
| |
| городские леса, дерево-кустарниковая растительность и др. |
|
| Установление и изменение границ муниципального образования возможно при соблюдении следующих условий: |
|
| |
| надлежащий инициатор проведения преобразования муниципальных образований |
|
| |
| обязательный учет мнения населения соответствующих территорий |
|
| |
| закрепление преобразования и наименований муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации |
|
| Инициаторы установления и изменения границ муниципального образования (преобразования муниципального образования) |
|
| |
| местное население |
|
| |
| органы местного самоуправления |
|
| |
| органы государственной власти субъекта Российской Федерации |
|
| Способы преобразования муниципальных образований |
|
| |
| образование муниципального образования - создание нового муниципального образования в границах административно-территориальной единицы или его выделение из существующего муниципального образования |
|
| |
| объединение муниципальных образований - слияние двух и более муниципальных образований в одно новое |
|
| |
| преобразование муниципальных образований - разделение муниципального образования на два и более самостоятельных муниципальных образования |
|
| |
| упразднение муниципального образования - ликвидация муниципального образования |
|
Наши рекомендации