Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 19 страница

│предъявления заявки; │

│- зачетом суммы премии в счет последующих закупок товара. │

│<...> │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Кредиторская задолженность

по оприходованным материальным ценностям

Если ваша фирма получила те или иные материально-производственные запасы (работы, услуги), то у вас возникнет кредиторская задолженность перед поставщиком. Если вы не погасите кредиторскую задолженность, то ее придется списать.

Сделать это нужно в двух случаях:

- истек срок исковой давности (в общем случае три года с того момента, как вы должны были заплатить поставщику);

- фирме стало известно о том, что поставщик ликвидирован.

Сумму списанной кредиторской задолженности включают в состав внереализационных доходов. А НДС, ранее не принятый к вычету, - в состав внереализационных расходов.

Пример. На начало IV квартала отчетного года у ООО "Высота" числится кредиторская задолженность по полученным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этом квартале истекает.

Сумма задолженности - 225 000 руб. (в т.ч. НДС, который должен быть перечислен поставщику товаров, - 34 322 руб.).

В IV квартале бухгалтер "Высоты" должен сделать проводки:

Дебет 60 Кредит 91-1

- 225 000 руб. - списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;

Дебет 91-2 Кредит 19

- 34 322 руб. - НДС, предъявленный поставщиком, но не принятый к вычету, включен в расходы.

В налоговом учете списанный НДС включают в состав внереализационных расходов.

Внимание! НДС, предъявленный поставщиком, ранее принятый к вычету, в налоговом учете включается в доходы в составе списываемой кредиторской задолженности и в расходах не учитывается. Восстанавливать его оснований нет (Письмо Минфина России от 21 июня 2013 г. N 03-07-11/23503).

Расходы по содержанию имущества, переданного в аренду

К расходам на содержание имущества, переданного в аренду другим лицам, в частности, относят:

- затраты на его ремонт, если обязанность по оплате таких расходов возложена на арендодателя;

- суммы начисленной амортизации, если в аренду передано основное средство;

- расходы на оплату услуг связи и коммунальных услуг, если в аренду передано здание или помещение.

Такие расходы в бухгалтерском учете относят к прочим, если сдача имущества в аренду не является для организации обычным видом деятельности.

В налоговом учете такие расходы могут относиться как к связанным с производством и реализацией, так и к внереализационным. Чтобы определить, к какому виду расходов их следует относить, используют правило "систематичности". Если доходы от сдачи имущества в аренду получены два и более раза в течение календарного года, то соответствующие расходы считают связанными с производством и реализацией, в противном случае - внереализационными расходами.

Ликвидация основных средств

Основное средство может быть ликвидировано полностью или частично.

Частичная ликвидация

Основное средство может быть частично ликвидировано (например, со станка снято то или иное оборудование, часть здания демонтирована и т.д.). В этой ситуации первоначальная стоимость основного средства уменьшается.

В налоговом учете затраты на частичную ликвидацию учитывают в составе внереализационных расходов и уменьшают на них облагаемую прибыль фирмы. В бухгалтерском учете их отражают как прочие расходы.

Материалы, которые остались после частичной ликвидации основного средства, приходуют по рыночной стоимости. Их стоимость отражают в составе внереализационных доходов и увеличивают на нее облагаемую прибыль фирмы.

Пример. АО "Долина" ликвидирует часть здания склада. Стоимость здания склада и в бухгалтерском, и в налоговом учете - 2 475 000 руб. Стоимость ликвидируемой части (согласно расчету) - 615 000 руб. Сумма приходящихся на нее амортизационных отчислений - 600 000 руб. Расходы, связанные с ликвидацией (расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.), составили 7000 руб. В результате частичной ликвидации оприходованы материалы стоимостью 5000 руб.

Бухгалтер "Долины" сделал в учете такие записи:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации",

- 615 000 руб. - выделена первоначальная стоимость ликвидированной части склада;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",

- 600 000 руб. - списана сумма амортизационных отчислений, приходящаяся на эту часть склада;

Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств",

- 15 000 руб. (615 000 - 600 000) - списана остаточная стоимость ликвидированной части;

Дебет 91-2 Кредит 23

- 7000 руб. - списаны расходы, связанные с ликвидацией;

Дебет 10 Кредит 91-1

- 5000 руб. - оприходованы материалы, полученные при ликвидации.

В результате первоначальная стоимость основного средства уменьшится на 615 000 руб. и составит как в бухгалтерском, так и в налоговом учете 1 860 000 руб. (2 475 000 - 615 000).

При расчете налога на прибыль бухгалтер "Долины" учел в составе внереализационных доходов стоимость материалов, полученных при разборке части здания, на сумму 5000 руб. А в составе внереализационных расходов - сумму 22 000 руб., в том числе:

- недоначисленную амортизацию по ликвидированной части склада - 15 000 руб.;

- расходы на демонтаж объекта - 7000 руб.

Полная ликвидация

В бухгалтерском учете остаточную стоимость основных средств, которые ликвидируют, учитывают в составе прочих расходов. В аналогичном порядке отражают все затраты, связанные с ликвидацией основного средства (расходы на демонтаж, разборку, транспортировку и т.д.). В налоговом учете такие затраты отражают в составе внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).

Стоимость материалов или другого имущества, полученного при разборке или демонтаже ликвидируемого основного средства, отражают в бухгалтерском учете в составе прочих доходов (если основное средство списывают по решению фирмы или в результате аварии, стихийного бедствия и т.п.). В налоговом учете ее учитывают в составе внереализационных доходов (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

При методе начисления датой получения дохода будет считаться дата подписания акта ликвидации основного средства (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если фирма применяет кассовый метод, отражайте доходы в виде сырья или материалов, полученных после ликвидации основного средства, на дату их оприходования в бухучете (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Пример. АО "Долина" решило ликвидировать здание склада. Первоначальная стоимость здания - 810 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту ликвидации - 88 000 руб. Затраты, связанные с ликвидацией здания, составили 100 000 руб. (демонтаж, вывоз разобранных блоков и т.д.).

В учете "Долины" были сделаны проводки:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01

- 810 000 руб. - списана первоначальная стоимость здания;

Дебет 02 Кредит 01

- 88 000 руб. - списана амортизация по зданию;

Дебет 91-2 Кредит 01

- 722 000 руб. - списана остаточная стоимость здания;

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 70...)

- 100 000 руб. - списаны расходы по ликвидации здания.

Затраты, связанные с ликвидацией здания, отражают так:

- в бухгалтерском учете - как прочие расходы в сумме 822 000 руб. (810 000 - 88 000 + 100 000);

- в налоговом учете - как внереализационные расходы в сумме 822 000 руб. (810 000 - 88 000 + 100 000).

Как ликвидировать устаревшую технику

Встречаются фирмы, хранящие массу старой техники. Покрытые пылью компьютеры, принтеры, которые за час способны напечатать 10 - 15 листов текста, и так далее.

Несмотря на то что подобные "чудеса техники" практически не используются, они продолжают числиться в учете и медленно амортизироваться. Стоит ли ждать момента, когда это имущество полностью самортизируется?

Нам кажется, что нет. Подобные основные средства можно списать. Причина списания - моральный износ. Понятия "моральный износ" в нормативных документах нет. Поэтому обратимся к другим источникам, например словарю экономических терминов. По его определению, моральный износ - "устаревание (техники, аппаратуры) вследствие появления новых, более совершенных образцов". Таким образом, если вы купили более новый компьютер, неиспользуемую устаревшую технику можно списать.

Те или иные части комплекса, например монитор или клавиатура, могут пригодиться фирме. ПБУ 6/01 предписывает такие части оприходовать на баланс по рыночной стоимости.

В случае принятия решения о нецелесообразности использования оставшихся запчастей вся стоимость неиспользуемой устаревшей техники может быть списана сразу.

Затраты "на ликвидацию выводимых из эксплуатации новых средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации" включают в состав внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).

Причины, по которым основное средство "выводится из эксплуатации", Кодекс не оговаривает. Поэтому они могут быть любыми, но, конечно, экономически обоснованными. Моральный износ - как раз такой случай. Поэтому в данной ситуации убыток от списания основного средства уменьшает облагаемую прибыль.

Чтобы поменьше конфликтовать с налоговой инспекцией, наибольшее внимание надо уделить оформлению первичных документов. Прежде всего создайте специальную комиссию. Она оформляет все необходимые документы. Состав комиссии утверждает руководитель своим приказом. Как правило, туда включают главбуха, системного администратора, административного директора.

Комиссия должна оформить акт по форме N ОС-4 (при списании одного основного средства) или N ОС-4б (при списании нескольких основных средств). Акт утверждает руководитель фирмы. На основании акта нужно сделать записи в учете и отметки о списании имущества в инвентарной карточке.

При продаже или безвозмездной передаче основного средства акт о списании оформлять не надо. В этом случае объекты выбывают на основании акта о приеме-передаче (формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б). При передаче оборудования в монтаж основные средства с баланса фирмы не списывают. В этом случае их выбытие оформляют актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).

Списанная дебиторская задолженность

Чаще всего дебиторская задолженность возникает, если покупатель товаров (работ, услуг) их не оплатил. В двух случаях вы должны списать дебиторскую задолженность:

- если истек срок исковой давности (в общем случае три года с того момента, как дебитор должен был исполнить свои обязательства, но не сделал этого);

- если вам стало известно о том, что долг нереален для взыскания (например, должник обанкротился или ликвидирован).

Сумму списанной задолженности в налоговом учете отражают в составе внереализационных расходов.

Пример. 18 ноября 2013 г. ООО "Высота" реализовало АО "Долина" партию готовой продукции за 113 000 руб. (без НДС). В течение трех лет АО "Долина" деньги за отгруженную ему продукцию не перечислило. 19 ноября 2016 г. истек срок исковой давности. Поэтому в ноябре бухгалтеру "Высоты" нужно списать дебиторскую задолженность "Долины".

Бухгалтер "Высоты" должен сделать записи:

Дебет 91-2 Кредит 62

- 113 000 руб. - списана дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности;

Дебет 007

- 113 000 руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом (где ее нужно учитывать еще в течение пяти лет).

Сумму списанной задолженности учитывают в составе внереализационных расходов и уменьшают на нее налогооблагаемую прибыль "Высоты".

В Налоговом кодексе отсутствуют четкие нормы, указывающие на момент включения таких долгов в состав внереализационных расходов. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15 июня 2010 г. N 1574/10 указал, что налогоплательщик не имеет права выбора налогового периода, в котором безнадежная к взысканию задолженность включается во внереализационные расходы. ФНС России с этой позицией согласна (Письмо от 20 января 2014 г. N ГД-4-3/526@). И хотя в судебной практике встречаются противоположные решения, эти расходы нужно признавать именно в том налоговом периоде, в котором они возникли, а не в более позднем.

Если фирма использует метод начисления, списать просроченную дебиторскую задолженность она может и за счет резерва по сомнительным долгам (если создание такого резерва предусмотрено учетной политикой).

А как быть, если после того, как задолженность была списана, покупатель все-таки заплатил деньги? Тогда поступившую сумму надо учесть в составе внереализационных доходов. В бухгалтерском учете ее отражают в составе прочих доходов.

Пример. Возьмем условия предыдущего примера, дополнив их следующим.

Предположим, что в декабре 2016 г. "Долина" все-таки перечислила деньги за отгруженную ей в 2013 г. продукцию. Бухгалтер "Высоты" сделает такие проводки:

Дебет 51 Кредит 91-1

- 113 000 руб. - поступили деньги от покупателя;

Кредит 007

- 113 000 руб. - дебиторская задолженность списана с забалансового учета.

Деньги, поступившие от покупателя, учитывают в составе внереализационных доходов и облагают налогом на прибыль.

Безнадежную дебиторскую задолженность можно списать за счет резерва по сомнительным долгам. В налоговом учете его создают по итогам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного периода.

Пример. АО "Долина" определяет выручку от реализации для целей налогообложения по методу начисления.

По итогам инвентаризации на 30 сентября была выявлена задолженность покупателей за отгруженную продукцию, числящаяся на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками":

- по расчетам с ООО "Врата" - 75 000 руб. (задолженность просрочена на 1100 дней);

- по расчетам с ООО "Всадник" - 44 000 руб. (задолженность просрочена на 110 дней).

В состав резерва по сомнительным долгам включается дебиторская задолженность:

- ООО "Врата" - в сумме 75 000 руб.;

- ООО "Всадник" - в сумме 44 000 руб.

Общая сумма резерва составит 119 000 руб. (75 000 + 44 000). Предположим, что она не превышает максимальной суммы резерва (10% от выручки), который может создать "Долина".

В IV квартале произошли следующие события:

- истек срок исковой давности по задолженности ООО "Врата";

- ООО "Всадник" погасило свою задолженность на сумму 4000 руб.

По состоянию на 31 декабря в учете "Долины" будут числиться:

- дебиторская задолженность ООО "Всадник" на сумму 40 000 руб. (задолженность просрочена на 202 дня);

- остаток резерва по сомнительным долгам в сумме 44 000 руб. (119 000 руб. - 75 000 руб.).

По НК РФ на следующий год может быть перенесен резерв в сумме 40 000 руб.

По итогам инвентаризации, проведенной по состоянию на 31 декабря, руководителю организации следует принять решение о создании резерва на эту же сумму. В такой ситуации 4000 руб. как сумма резерва, которая превышает 40 000 руб., должны быть учтены как внереализационный доход.

По общему правилу срок исковой давности начинает отсчитываться с даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если же такая дата в договоре не указана, срок исковой давности исчисляют с того момента, когда право собственности на товар перешло от продавца покупателю. Это установлено ст. 200 ГК РФ.

Чтобы срок исковой давности прервался и начал отсчитываться снова, обратитесь в суд с иском к должнику. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление. Кроме того, срок исковой давности прерывается, если должник признал за собой долг. Подтвердить это он должен письменно, прислав письмо или акт сверки расчетов. Также подтверждением будет являться поступление от должника хоть какой-то суммы денег в оплату договора. В этом случае фирма-кредитор дебиторскую задолженность списывать не должна.

Прочие внереализационные расходы

К таким расходам относят отрицательные курсовые разницы, судебные расходы, затраты на оплату услуг банков и другие.

Отрицательные курсовые разницы

Отрицательные курсовые разницы образуются:

- при пересчете денежных средств на валютном счете или валюты в кассе, если на дату осуществления операции с валютой либо на последний день месяца ее курс понизился;

- при пересчете дебиторской задолженности, если на дату погашения задолженности либо на последний день месяца курс валюты оказался ниже, чем на дату ее возникновения;

- при пересчете кредиторской задолженности, если на дату погашения задолженности либо на последний день месяца курс валюты оказался выше, чем на дату ее возникновения.

Отрицательные курсовые разницы, которые возникли при переоценке выраженных в иностранной валюте обязательств по выплате дивидендов, также можно отнести к внереализационным расходам (Письмо ФНС России от 17 июля 2014 г. N ГД-4-3/13838@).

Отрицательные разницы при покупке или продаже валюты

Валюту покупают за рубли и в целях:

- оплаты контрактов с иностранными партнерами;

- оплаты командировочных расходов работников, выезжающих за границу;

- погашения кредитов (займов), полученных в иностранной валюте.

Если официальный курс приобретенной валюты меньше, чем курс, по которому она была куплена банком, сумму возникшей разницы отразите в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, а в налоговом учете - в составе внереализационных расходов.

Пример. ООО "Экстрим" подало в банк "Коммерческий" заявку на приобретение валюты в сумме 70 000 долл. США и перечислило ему 1 750 000 руб.

Банк "Коммерческий" приобрел валюту на бирже по курсу 25 руб/USD. Курс доллара, установленный Банком России, - 24 руб/USD (значения курса условные).

Бухгалтер "Экстрима" сделал проводки:

Дебет 57 Кредит 51

- 1 750 000 руб. - перечислены рубли для покупки валюты;

Дебет 52 Кредит 57

- 1 680 000 руб. (70 000 USD x 24 руб/USD) - купленная валюта зачислена на валютный счет (по курсу Банка России). Так как банк "Коммерческий" приобрел валюту по курсу 25 руб/USD, "Экстриму" нужно отразить разницу между этим курсом и курсом Банка России:

Дебет 91-2 Кредит 57

- 70 000 руб. (70 000 USD x (25 руб/USD - 24 руб/USD)) - отражена разница между курсом Банка России и курсом, по которому банк "Коммерческий" приобрел валюту на бирже.

Указанную разницу (70 000 руб.) отражают в бухгалтерском учете как прочие расходы, а в налоговом учете - как внереализационные расходы.

Отрицательная курсовая разница возникнет и при продаже иностранной валюты. Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому она была продана, сумму возникшей разницы отразите в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, а в налоговом учете - в составе внереализационных расходов.

Отрицательные курсовые разницы по средствам в расчетах

Цена товара (работ, услуг) в договоре может быть установлена в условных денежных единицах, чаще всего - в иностранной валюте. При этом расчеты производятся в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте (условных единицах), должна пересчитываться в рубли. В результате пересчета может возникнуть отрицательная курсовая разница.

Отрицательные разницы образуются:

- при пересчете дебиторской задолженности, если на дату погашения задолженности курс валюты (условных единиц) оказался ниже, чем на дату ее возникновения;

- при пересчете кредиторской задолженности, если на дату погашения задолженности курс валюты (условных единиц) оказался выше, чем на дату ее возникновения.

В бухгалтерском и налоговом учете отрицательные разницы отражаются как прочие и внереализационные расходы соответственно.

Пример. АО "Долина" продает товар, цена которого, согласно договору, составляет 17 000 долл. США (без НДС). Оплатить товар покупатель должен в рублях по курсу, действующему на день перечисления денег.

Предположим, курс доллара США составил:

- на дату передачи товара покупателю - 25 руб/USD;

- на дату оплаты товара - 24 руб/USD.

Бухгалтер "Долины" сделал записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 425 000 руб. (17 000 USD x 25 руб/USD) - отражена выручка от продажи товара (по курсу на день передачи товара покупателю);

Дебет 51 Кредит 62

- 408 000 руб. (17 000 USD x 24 руб/USD) - поступили деньги от покупателя в оплату товара;

Дебет 91-2 Кредит 62

- 17 000 руб. (17 000 USD x (25 руб/USD - 24 руб/USD)) - отражена отрицательная курсовая разница.

В налоговом учете отрицательная суммовая разница (17 000 руб.) отражается в составе внереализационных расходов.

Внимание! С 1 января 2015 г. понятие "суммовая разница" в налоговом учете упразднено (п. п. 6, 8 ст. 1 Закона N 81-ФЗ). Состав понятия "курсовая разница" расширен. Курсовые разницы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, возникают при оплате валютного обязательства как в иностранной валюте, так и в рублях (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции п. п. 6, 8 ст. 1 Закона N 81-ФЗ). Правила учета курсовых (бывших суммовых) разниц в налоговом учете аналогичны тем, какие действуют в бухгалтерском учете (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ в редакции п. п. 10 и 11 ст. 1 Закона N 81-ФЗ). Их пересчитывают на дату совершения операции и на отчетную дату. Временных разниц в бухучете больше не возникает.

Штрафы и пени

Штрафы и пени, начисленные за нарушение вашей фирмой условий хозяйственных договоров, в налоговом учете включают в состав внереализационных расходов, если:

- ваша фирма не возражает против уплаты штрафов (пеней);

- вступило в силу соответствующее решение суда, по которому ваша фирма должна заплатить штраф (пени).

Пример. В феврале 2016 г. ООО "Высота" получило от АО "Долина" товары стоимостью 115 000 руб. По договору товары должны быть оплачены до 20 февраля, а при несвоевременной оплате товаров "Высота" должна заплатить пени из расчета 25 процентов годовых за каждый день просрочки платежа. "Высота" оплатила товар только 24 марта (просрочка составила 33 дня).

Сумма пеней, начисленных за просрочку оплаты товаров, составит:

115 000 руб. x 25% : 365 дн. x 33 дн. = 2599,32 руб.

"Долина" направила в адрес "Высоты" претензионное письмо с требованием уплатить пени в соответствии с условиями договора.

"Высота" согласилась заплатить пени и 30 марта направила в адрес поставщика гарантийное письмо с обязательством их уплаты. Бухгалтер должен отразить сумму пеней в налоговом учете в составе внереализационных расходов организации 30 марта.

Аналогичным способом учитываются и проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса.

В пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса, кроме санкций за нарушение условий договоров, включены расходы на возмещение причиненного ущерба. Какого ущерба - материального или морального - Кодекс не конкретизирует.

Позиция контролеров такова, что под расходами на возмещение причиненного ущерба они подразумевают только суммы возмещения материального ущерба. А единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда в целях налогообложения прибыли учитывать нельзя (см. Письма ФНС России от 16 мая 2012 г. N ЕД-4-3/8057, Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/4/22).

В судебной практике позиция противоположная. Суммы возмещения работникам морального вреда в связи с профессиональными заболеваниями и утратой нетрудоспособности (на основании соглашений и вступивших в силу решений суда) можно отнести к внереализационным расходам (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2015 г. по делу N А19-9978/2014).

А вот законные проценты, предусмотренные п. 1 ст. 317.1 Гражданского кодекса, до 1 августа 2016 г. нужно было учитывать по умолчанию. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяли ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Если в договоре между коммерческими организациями не был прописан порядок начисления законных процентов, у кредитора по умолчанию возникало право требования к должнику в размере законных процентов и, соответственно, обязанность отражать их в составе доходов, а у должника они учитываются в составе расходов.

С 1 августа 2016 г. начислять законные проценты нужно будет только в том случае, если они предусмотрены законом или договором. Соответствующие поправки в ст. 317.1 ГК РФ внес Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ. Размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (если иной размер процентов не установлен законом или договором).

Обратите внимание: как указано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2015 г. по делу N А40-125230/2015, законодательство не предусматривает двойной ответственности за одно и то же нарушение. Поэтому кредитору следует выбрать, какие проценты взыскать с должника: законные (ст. 317.1 ГК РФ) или за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

Также важно помнить, что поскольку денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке, ст. 317.1 Гражданского кодекса о законных процентах не применяется в случае получения аванса (предоплаты) от покупателя.

Затраты по аннулированным производственным заказам

Согласно НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль два вида затрат:

- по производству, не давшему продукции;

- по аннулированным производственным заказам.

Убытки по аннулированным заказам учитывают в составе расходов, если выполнены три условия:

1) расходы фирмы на выпуск продукции документально подтверждены;

2) заказчик отказался принять и оплатить продукцию;

3) расходы списаны по акту, который утвердил руководитель фирмы.

Для подтверждения затрат по производству, не давшему продукции, также нужно оформить акт.

Специального бланка для этого документа нет. Единственным требованием, которое НК РФ предъявляет к его составлению, является наличие подписей руководителя и уполномоченного лица.

Внимание! Уменьшить налогооблагаемую прибыль по подобным несостоявшимся сделкам можно только на сумму прямых затрат. Их размер следует определить по правилам ст. ст. 318, 319 НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Судебные расходы

К этому виду расходов относят государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела судом (например, на оплату судом услуг экспертов и переводчиков, проведение осмотра тех или иных доказательств на месте и т.д., а также расходы на оплату услуг адвокатов и представителей).

Эти затраты отражают в налоговом учете в составе внереализационных расходов.

Внимание! По правилам налогового учета исполнительский сбор (7% от взыскиваемой суммы) не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Банковские услуги

К внереализационным расходам относят и затраты организации на оплату услуг банков.

В бухгалтерском учете такие затраты включают в состав прочих расходов.

К банковским услугам, в частности, относят:

- открытие и ведение банковских счетов фирмы;

- проведение расчетов по поручению фирмы;

- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "Клиент - банк";

- кассовое обслуживание;

- куплю-продажу иностранной валюты;

- выдачу банковских гарантий.

Пример. В декабре АО "Долина" оплатило следующие услуги банка:

- установку системы "Клиент - банк" в сумме 7000 руб. (без НДС);

Наши рекомендации