И терминов финансового права 4 страница

Транспортный налог— региональный прямой налог с органй-заций и физических лиц, на которых зарегистрированы автомо-били, мотоциклы, яхты, самолеты и прочие транспортные сред-ства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (ст. 358). С 1 января 2003 г. регулируется гл. 28 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов РФ, законодатель-ные органы которых определяют ставку налога в пределах, уста-новленных НК РФ (ст. 362), порядок и сроки его уплаты и форму отчетности, льготы и основания для их использования. Ставки устанавливаются в рублях с каждой лошадиной силы мощности двигателя, а с транспортных средств, не имеющих дви-гателей — с единицы транспортного средства.


 




Словарь-справочник основных понятий и терминов

Словарь-справочник основных понятий и терминов



 
 

Управление государственным внутренним и муниципальным долгом— совокупноеть финансово-правовых мероприятий, осу-ществляемых уполномоченным государственным (муниципаль-ным) органом по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, размещению, обслуживанию и своевременному погашению государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления (ст. 101 БК РФ). В России действует единая система управления государственным долгом (постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г. «О единой системе управ-ления государственным долгом Российской Федерации»).

Упрощенная система налогообложения —один из видов спе-циальных налоговых режимов, применяемых некоторыми орга-низациями и индивидуальными предпринимателями (с эконо-мическими ограничениями по видам деятельности, размеру выручки, стоимости амортизируемого имущества, численности работающих и т. п., установленными гл. 262 НК РФ). Переход к упрощенной системе налогообложения (возврат к общему ре-жиму налогообложения) осуществляется добровольно. Объект налогообложения — доходы или доходы, уменьшенные на рас-ходы. В случае перехода на упрощенную систему налогообложе-ния уплачивается единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, заменяющий ряд налогов (налог на прибыль организаций, доходы физиче-ских лиц, налог на имущество, ЕСН, НДС (за исключением НДС при ввозе товаров) по ставке 6% — с доходов, а с доходов, уменьшенных на величину расходов, — 15%.

Установление налогов и сборов— принятие законодательным органом государственной власти или представительным органом местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей террито-рии в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения. Введение в действие установленных налогов и сборов с указанием его конкретного срока производится право-выми актами федеральных, региональных органов государствен-

ной власти и органов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).

Ф

Федеральная налоговая.служба— орган исполнительной вла-сти, подведомственный Министерству финансов РФ, создание которого предусмотрено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. на основе соответствующего преобразования Министер-ства РФ по налогам и сборам.

Федеральная служба по финансовому мониторишу —орган ис-полнительной власти, подведомственный Министерству финан-сов РФ. Создание его предусмотрено Указрм Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 на основе преобразования Комитета РФ по финансовому мониторшгу (ем.). Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено постановле-нием Правительства РФ от 23 июня 2004 г. (Российская газета. 2004. 29 июня).

Федеральная служба страхового надзора —орган исполни-тельной власти, подведомственный Министерству финансов РФ, образованный на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. с передачей ему функций страхового надзора названного Министерства. Положение о Федеральной службе страхового надзора утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. (Российская газета. 2004. 13 июля).

Федералышя служба финансово-бюджетного надзора —орган исполнительной власти, подведомственный Министерству фи-нансов РФ, созданный на основе Указа Президента РФ от 9марта 2004 г. № 314. В его компетенцию переданы функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля (Положение о Федераль-ной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное по-становлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 // Российская газета. 2004. 17 июня).

Федералыгая таможенная служба —орган исполнительной власти, подведомственный Министерству экономического раз-вития и торговли РФ, создание которого предусмотрено на осно-ве преобразования Государственного таможенного комитета РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.

Финансированиекак способ осуществления государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовы-


 

 

 

Словарь-справочник основных понятий и терминов

ми нормами выделение (отпуск) государственных или муници-пальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законо-дательством условий возвратности и возмездности), для дея-тельности и развития предприятий, организацйй и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, исполъзующих средства: а) финанси-рование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хо-зяйственного ведения; б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относя-щихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного уп-равления имуществом.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра-зований.Финансовая деятелъностъ государства — это осуществ-ление им функций по планомерному образованию (формирова-нию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов. Финансовая деятелъ-ностъ муниципалъных образований — это осуществление ими фун-кций по планомерному образованию (формированию), распре-делению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финан-совой основы деятельности органов местного самоуправления. Неотъемлемым элементом финансовой деятельности государ-ства и муниципальных образований являются функции конт-

роля.

Финансовая деятелыюсть государственных и муниципальных предприятий— выполнение ими в соответствии с предоставлен-ными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с оеуществлением своих производственных и социальных задач (планирование,


Словарь-справочник основных понятий и терминов

распределение и использование своих финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения про-изводства, на материальное поощрение работников, социально-культурные цели, создание соответствующих денежных фондов; зыполнение финансовых обязательств пере'д государством, вы-шестоящими органами и банками; распределение финансовых ресурсов между своими производственными единицами и струк-турными подразделениями; осуществление финансового конт-роля на предприятии).

Финансовая дисциплина.Государственная финансовая дис-циплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Требования финансовой дис-циплины распространяются не только на предприятия, органи-зации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Финансовая система РФ(в экономическом аспекте) — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, вы-ражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специ-фическую группу финансовых отношений. В нее входят: бюд-жетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных (муни-ципальных) бюджетов, внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды; финансы пред-приятий, организаций, учреждений; финансы страхования; кре-дит (государственный, муниципальный и банковский).

Финансовое право— это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и ис-пользования централизованных и децентрализованных денеж-ных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муници-пальных образований, необходимых для реализации их задач. Предметом финансового права являются общественные отно-шения, возникающие в процессе деятельности государства и му-. ниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Основным, определяющим методом финансово-правового регулиро-


 

458________Словарь-справочник основных понятий и терминов

вания является императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделенным полно-мочиям. Однако получают развитие в сочетании с ним методы рекомендаций, согласования, договора,

Финансово-правовая ответегвенностьвыражается в негатив-
ных последствиях и мерах государственного принуждения,
применяемых к нарушителям финансово-правовых норм.
Виды и меры юридической (финансово-правовой) ответствен-
ности выражаются в санкциях финансово-правовых норм (см.,
например, гл. 28 БК РФ, раздел VI НК РФ). Основанием для
применения финансово-правовых санкций является наруше-
ние норм финансового права (см. Финансовое правонарушение).
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосста-
новительные и штрафные (карательные) элементы, например,
налоговые санкции в форме штрафа. Помимо них за нарушения
в области финансовой деятельности могут быть применены
меры дисциплинарного, административного, уголовно-правово-
го и иного воздействия, т, е. установленные нормами других
отраслей права. Основанием этого являются правонарушения
соответствующего характера. Финансово-правовая ответствен-
ность может рассматриваться и в позитивном аспекте как ком-
плекс действий должного поведения субъекта права в опреде-
ленной сфере. . **"

Финансово-правовые нормы(нормы финансового права) — установленные государством и обеспеченные мерами государ-ственного принуждения строго определенные правила поведе-ния в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использова-ния государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которые закрепляют юридические права и юридичес-кие обязанности их участников. В зависимости от способа воз-действия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управо-мочивающие), в зависимости от своего содержания — на мате-риальные и процессуальные. Логическая структура нормы со-держит гипотезу, диспозицию и санкцию.

Финансовое правонарушение —несоблюдение установленных нормами финансового права правил в области образования, рас-


Словарь-справочник основных понятий и терминов

пределения и использования государственных и муниципаль-ных денежных фондов и доходов.

Финансово-правовая санкция —см. Финансово-правовая от-ветственность

Финансовые правоотношения —урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники кото-рых выступают как носители юридических прав и обязаннос-тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государствен-ных и муниципальных денежных фондов и доходов. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что рни воз-никают в процессе финансовой деятельности государства и ор-ганов местного самоуправления. В связи с этим они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публич-ный характер; одной из сторон в них всегда выступает государ-ство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Все рас-смотренные специфические черты в комплексе характеризуют финансовые правоотношения как государственно-властные иму-щественные (денежные) отношения.

Финансовый контроль— это контроль за законностью и целе-сообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического разви-тия страны в целом и ее регионов. Является неотъемлемой со-ставной частью финансовой деятельности государства и муници-пальных образований и осуществляется всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудойых коллективов и граждан.

Финансы— в материальном выражении представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образо-ваний), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны. Сущность финансов проявляет-ся в их функционировании в качестве экономического механиз-ма. При таком подходе финансы — это экономцческие денежные отношения по формированию, распределению и использованию




Словарь-справочник основных понятий и терминов

Словарь-справочник основных понятий и терминов



 

денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учрежде-ний, Необходимых для обеспечения расширенного воспроизвод-ства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей обще-ства. Финансам свойственны распределителъная и контролъная функции. Помимо них называют регулирующую и стабилизацион-ную функции (однако они находят свое проявление в вышеука-занных функциях).

Фонд социального страхования РФ— государственный соци-алъный внебюджетный фонд, имеющий статус специализирован-ного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Цель его создания — государственное гарантирование сис-темы социального страхования и усиление контроля за правиль-ностью и эффективностью расходования средств. Источники средств — обязательные и добровольные платежи и иные по-ступления. К обязательным платежам относятся — ЕСН в час-ти, подлежащей зачислению в указанный фонд, а также страхо-вые взносы на обязательное социальное страхование от несчас-тных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. федеральные законы «Об основах обязательного социаль-ного страхования», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Положение о фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1994 г.). Средства фонда используются на выплату гарантиро-ванных пособий.

Фонды обязательного медицинского страхования —государ-ственные социальные внебюджетные фонды, включающие Фе-деральный и территориальные фонды обязательного медицин-ского страхования. Созданы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федера-ции» в целях аккумулирования финансовых средств и обеспече-ния стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Действуют на основе Устава Феде-рального фонда обязательного медицинского страхования, ут-вержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. и Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением ВС

РФ от 24 февраля 1993 г. Источниками средств фондов выступа-ют: ЕСН в части, подлежащей зачислению в указанные фонды; средства из федерального бюджета на выполнение федеральных программ обязательного медицинского страхования; доброволь-ные взносы физических и юридических лиц; доходы от исполь-зования временно свободных средств Федерального фонда и т. п. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ц

Целевые государственные и местные (муниципальные) фон-

ды — форма образования, распределения и использования де-нежных средств целевого назначения для обеспечения финан-сирования конкретных мероприятий государства, муниципаль-ных образований и различных ведомств. Среди них выделяются: целевые бюджетные и внебюджетные фонды, целевые фонды Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также отрас-левые (ведомственные) фонды. Общими чертами всех целевых фондов являются: а) наличие строго определенной цели созда-ния и функцйонирования; б) создание только компетентными государственными и муниципальными органами; в) регулиро-вание их правового статуса Положением о конкретном фонде и финансово-плановым актом соответствующего уровня (законом или решением о бюджете на текущий финансовый год).

Ш

Штрафы как налоговые санкции— см. Финансово-правовая ответственностъ

Элементы закона о налоге— составные части содержания за-кона о налоге, наличие которых требуется для признания дан-ного налога установленным. Согласно НК РФ к ним относится определение: 1) налогоплательщиков и 2) элементов налогооб-ложения, а именно — объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисле-ния и сроков уплаты налога. Помимо этих обязательных эле-ментов в нербходимых случаях в акте законодательства могут предусматриваться льготы и основания их использования нало-топлателыциками (ст. 17 НК РФ).


 
 

Словарь-справочник основных понятий и терминов

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг —

установленная Федеральным законом «Об особенностях эмис-сии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» последОвательность (процедура) действий эмитента по размещению ценных бумаг РФ, субъектов РФ и муниципаль-ных ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Решение об эмитенте ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Эмитентом федеральных ценных бумаг выступает Минфин России, ценных бумаг субъекта РФ — орган исполнительной вла-сти субъекта РФ, ценных бумаг муниципального образования — ис-полнительный орган местного самоуправления.

Наши рекомендации