Характеристика хозяйственных операций и их результатов

Кроме имущества организации и ее обязательств объектами бухгалтер­ского учета являются хозяйственные операции организации и их результа­ты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйствен­ные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сферах снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства. В ходе этих опера­ций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обес­печивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производствен­ный процесс организации. При покупке производственных запасов орга­низация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и. выгрузке, по доставке со станции железной до­роги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечис­ленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке произ­водственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приоб­ретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по за­готовке и доставке его в организацию.

Учет в сфере снабжения (заготовления) способствует:

• обеспечению контроля за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками;

• определению фактической себестоимости приобретенных производственных запасов.

Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предме­ты труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, ко­торые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию. Готовая продукция — это изделия или продукты, законченные обработкой в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.

В сфере производства используются труд человека, предметы и средст­ва труда, обусловливая соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортиза­ция средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кро­ме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы амортизации и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оп­латы труда производственного персонала, занятого обслуживанием произ­водства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управлен­ческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и кон­сультационных услуг и др.).

Учет в сфере производства направлен на решение трех основных задач:

• определение объема выпуска продукции в целом и по ее отдельным
видам в денежном и натуральном измерении;

• исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей реализованной продукции;

• контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Сфера продажи и формирования финансовых результатов организации представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.

В условиях переходной экономики огромное значение уделяется вопро­сам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгружен­ная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комисси­онные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости продан­ной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стои­мость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финан­совый результат (прибыль или убыток).

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средст­вам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам — как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их про­дажей.

Учет продажи и финансовых результатов обеспечивает:

• контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;

• своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;

• выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).

В предпринимательской торговой деятельности основными хозяйствен­ными операциями являются покупка товаров и их продажа. Здесь возни­кают многочисленные операции, связанные между собой, а именно: рас­четные, транспортные, складские, денежные и товарные. Таким образом, сфера продажи и формирования финансовых результатов завершают кру­гооборот имущества и обязательств организации.


Наши рекомендации