Методические рекомендации по изучению дисциплины. « Анализ хозяйственной деятельности»
« Анализ хозяйственной деятельности»
Тема 1.Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности.
При изучении данной темы следует обратить внимание, что анализ хозяйственной деятельности представляет экономическую дисциплину, предметом которой является изучение причинно-следственных связей образования результатов хозяйственной деятельности. АХД занимает важное место в системе управления производством на предприятии наряду с планированием, учетом и принятием управленческого решения. Содержание анализа определяется выполняемыми им функциями. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов в конкретных условиях предприятия. К функциям анализа относятся также научное обоснование текущих и перспективных планов; контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов; поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. Основными принципами анализа хозяйственной деятельности являются государственный подход, научность, комплексность, объективность, системность, действенность, достоверность и эффективность.
Анализ хозяйственной деятельности классифицируется следующим образом:
-по отраслевому признаку анализ делится на отраслевой и межотраслевой;
-по признаку времени - предварительный и последующий;
- по пространственному признаку – внутрихозяйственный и межхозяйственный;
- по объектам управления – технико – экономический, финансово-экономический, экономико – статистический, маркетинговый и др.;
- по методике изучения объектов – сравнительный и факторный;
- по охвату изучаемых объектов – сплошной и выборочный;
- по содержанию программы – комплексный и тематический.
Для выполнения своих функций АХД использует совокупность приемов и способов обработки экономической информации.
Одним из основных приемов анализа является сравнение. Его сущность заключается в сопоставлении показателей с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение используется для оценки степени выполнения плана, изучения динамики показателя, определения места данного предприятия и оценки достигнутых результатов.
Для характеристики экономических явлений широко применяются относительные показатели.
Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, взятую за базу сравнения. Относительные показатели выражаются в коэффициентах или процентах. Различают следующие виды относительных величин:
1. Относительная величина выполнения плана – это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное в процентах.
2. Относительная величина динамики – это отношение показателя текущего периода к его уровню в предыдущем периоде, выраженное в процентах.
3. Относительная величина структуры – это доля (удельный вес) части в целом, выраженное в процентах.
Для характеристики совокупности однородных явлений используются средние величины: среднеарифметическая, среднехронологическая, среднегеометрическая и др.
Важным условием анализа является необходимость обеспечения сопоставимости показателей.
Сопоставимость показателей достигается единством объемных, стоимостных и структурных факторов; единством промежутков или моментов времени, за которые исчислены показатели; единством методики исчисления изучаемых показателей.
Широкое применение в АХД находит группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Различают типологические, структурные и аналитические группировки.
Типологические группировки – это группы предприятий по формам собственности, группы населения по роду деятельности. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателей.
Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления, формы и связи между изучаемыми предприятиями.
Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов).
Основные формы графиков, которые используются в АХД, – диаграммы.
Диаграммы по форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные.
По содержанию различают диаграммы сравнения, структуры, динамики, графики связи, графики контроля.
Для проведения факторного анализа широко применяются способ цепной подстановки, прием абсолютных и относительных разниц, способ пропорционального деления и др.
Сущность способа цепной подстановки состоит в последовательной замене базисной величины отдельных факторов на фактическую. В результате такой замены образуются условные результативные показатели, которые сравниваются с базисным (фактическим за прошлый период, плановым или условным). Результаты сравнения показывают величину влияния изучаемого фактора на результативный показатель, так как остальные факторы в данном расчете являются неизменными.
Правильность расчетов проверяют путем балансовой увязки, т.е. сумма влияния всех факторов должна равняться общему изменению результативного показателя.
Способы абсолютных и относительных разниц являются модифицированными способами элиминирования и применяются в тех случаях, когда факторная модель имеет вид V=а (в-с).
Способ пропорционального деления применяется в тех случаях, когда факторная модель имеет вид:
У= А/(В+С+…+П)
Для определения влияния фактора на изменение результативного показателя необходимо долю (удельный вес) исследуемого фактора в общей сумме факторов умножить на прирост результативного показателя.
Интегральный метод измерения влияния факторов применяется при функциональной зависимости изучаемых признаков. Он позволяет устранить недостаток, присущий традиционным приемам и способам, состоящий в том, что при изменении последовательности расчета влияния факторов меняется значимость показателей. При использовании интегрального способа соблюдается положение о независимости показателей. Так, например, если факторная модель имеет вид: у = а * в, то влияние факторов определяют по формулам:
Δya = Δa *b0 + ½*Δa*Δb
Δyb = Δb*a0+½*Δa*Δb
Тема 2. Анализ производства и реализации продукции
Приступая к изучению данной темы, учащийся должен уяснить, что объем производства продукции, характеризуется валовой, товарной и реализованной продукцией. Валовая продукция представляет собой стоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство. Товарная продукция – это стоимость всей произведенной и готовой к реализации продукции. Реализованная продукция – это стоимость всей произведенной продукции, отгруженной покупателю и оплаченной им. Объем производства выражается в натуральных, условно – натуральных и денежных измерителях.
Основными задачами анализа производства и реализации продукции являются:
-оценка степени выполнения плана по объему производства и реализации продукции;
-изучение динамики изменения показателей за ряд лет, предшествующих отчетному году;
-определение и количественное измерение факторов изменения объема производства и реализации продукции;
-определение резервов роста объема производства и реализации продукции;
-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов роста объема выпуска продукции.
Анализ производства продукции начинается с общей оценки выполнения плана по выпуску продукции. Анализ проводится не только в целом, но и по его структурным подразделениям, периодам времени. Далее изучается динамика объема выпуска продукции за несколько лет, предшествующих отчетному году.
В ходе последующего анализа определяется выполнение плана по ассортименту. Ассортимент представляет собой перечень наименований изделий с указанием кодов в соответствии с общесоюзным классификатором промышленной продукции (ОКПП) и объема выпуска по каждому виду.
Анализ выполнения плана по ассортименту проводится двумя методами: наименьшего и среднего процентов.
За величину выполнения плана по ассортименту методом наименьшего процента принимается наименьший процент, который сложился по конкретному виду продукции. Выполнение плана по ассортименту методом среднего процента определяется путем отношения суммы фактического выпуска продукции (но не выше планового задания) к сумме планового задания.
Объем производства продукции во многом определяется его структурой, то есть соотношением отдельных видов продукции в их объеме выпуска.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом объеме производства запланированные удельные веса отдельных видов продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции позволяет более полно удовлетворять потребности общества, с одной стороны, и способствует увеличению суммы прибыли за счет роста объема продаж и более высоких цен, с другой стороны.
Качество продукции – это совокупность параметрических, эксплуатационных, потребительских, технологических, дизайнерских свойств изделия. Различают три группы показателей качества. Это обобщающие, индивидуальные и косвенные. Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущим периодом, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
Для оценки ритмичности выпуска продукции используют коэффициенты ритмичности и вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не выше их планового уровня.
Коэффициент вариации определяется по формуле:
Квар .= (√∑∆x2/n)/ x ;
Где
∆x2 – Среднеквадратическое отклонение выпуска продукции за каждый период от среднепланового задания;
n – количество анализируемых периодов;
x – среднеплановое задание.
Числа аритмичности (коэффициент аритмичности) представляют собой сумму положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана. Отклонения берутся по модулю, по относительным показателям.
Анализ объема реализации продукции проводится на основании показателей баланса товарной продукции.
РП=ГПн+ТОн+ТП - ТОк- ГПк, где
РП – реализованная продукция;
ГПн,к – остатки готовой продукции на складе на начало (конец) анализируемого периода;
ТОн,к– товары отгруженные на начало (конец) анализируемого периода;
ТП – товарная продукция.
Влияние факторов на изменение объемам реализации продукции определяют способом цепной подстановки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1). Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;
2). Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;
3). Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.
В заключение анализа производства и реализации продукции определяются резервы роста объема выпуска и реализации продукции. К основным резервам роста объема производства продукции относятся создание дополнительных рабочих мест, ввод нового оборудования, замена и модернизация действующего оборудования, сокращение потерь рабочего времени, потерь времени работы оборудования, внедрение мероприятий НТП, снижение норм расхода сырья и материалов, улучшение организации производства и др.
Тема 3. Анализ показателей по труду и заработной плате
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что эффективное использование трудовых ресурсов является важнейшим фактором развития любого производства.
В процессе анализа трудовых ресурсов изучают степени обеспеченности рабочих мест персоналом в требуемом для производства профессиональном и квалификационном составе; качественного использования рабочего времени и эффективности использования трудовых ресурсов.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют показатели оборота рабочей силы:
-коэффициент по приему работников (Кпр):
-коэффициент по выбытию работников (Кв):
-коэффициент текучести кадров (Кт):
-коэффициент постоянства состава персонала (Кпс)
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по степени использования фонда рабочего времени, который зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня.
В ходе анализа использования рабочего времени определяют общие потери рабочего времени, в том числе целодневные и внутрисменные.
Общие потери рабочего времени определяются путем вычитания от фактически отработанного времени всеми работниками за анализируемый период (без учета сверхурочно отработанных часов) времени, предусмотренного по плану, пересчитанному на фактическую численность работников. Целодневные потери рабочего времени определяются путем вычитания из фактически отработанных дней всеми работниками за анализируемый период времени, предусмотренному по плану и пересчитанному на фактическую численность работников. Внутрисменные потери рабочего времени представляют разность между общими и целодневными в часах.
Показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда, которая характеризует выпуск продукции одним работником за определенный период времени. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работником.
В ходе анализа изучается степень выполнения плана, динамика изменения показателя за ряд лет, предшествующих отчетному; определяются и количественно измеряются факторы, повлиявшие на изменение среднегодовой выработки продукции 1 работником. Такими факторами являются: удельный вес рабочих в общей численности (УД), количество дней, отработанных 1 рабочим за год (Д), продолжительность рабочего дня (П) и среднечасовая выработка продукции 1 рабочим (ЧВ).
Факторную модель среднегодовой выработки продукции 1 работником (ГВ) можно представить следующим образом:
ГВ=УД´Д´П´ЧВ
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки или приемом разниц.
Трудоемкость продукции характеризует затраты рабочего времени на единицу продукции или весь объем изготовленной продукции.
Между трудоемкостью продукции и среднечасовой выработкой существует обратно пропорциональная зависимость.
В ходе анализа производительности труда необходимо определить прирост объема выпуска продукции (ВП) за счет изменения производительности труда (ГВ) и численности работников( Ч ). Для этого используют факторную модель:
ВП=Ч´ГВ;
DВПч=DЧ´ГВп;
DВПгв=Чф´DГВ.
Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда производится в тесной связи с оплатой труда.
Следует обратить внимание, что фонд заработной платы включает в себя фонд оплаты труда, относимый на себестоимость продукции, выплаты за счет чистой прибыли и средств фонда социальной защиты.
Наибольший удельный вес в составе фонда заработной платы занимает фонд оплаты труда.
В ходе анализа определяется абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда. Изучается состав и структура ФОТ. На величину фонда оплаты труда (Ф) оказывают влияние изменение численности работников (Ч) и их средней заработной платы (З).
То есть, Ф=Ч´З
Путем преобразования факторной модели, фонд оплаты труда можно представить следующим образом:
ВП
Ф=-----´З, где
ПТ
ВП – выпуск продукции;
ПТ – производительность труда.
В ходе последующего анализа расходов на оплату труда следует установить соответствие между средней заработной платой одного работника и его производительностью труда. Для этого рассчитывают коэффициент опережения производительности труда над заработной платой:
Jгв ГВф СЗф
К=------; Jгв=-------; Jсз=-------; где
Jсз ГВп СЗп
ГВ – среднегодовая выработка продукции 1 работником;
СЗ – среднегодовая заработная плата;
п, ф – плановые (фактические) показатели.
В заключение анализа следует определить основные пути относительного сокращения расходов на оплату труда.
Тема 4. Анализ основных фондов и технического развития предприятия
При изучении данной темы следует обратить внимание, что состояние и эффективное использование материально – технической базы предприятия является непременным условием успешного развития производства.
Основные фонды представляют собой совокупность материально – вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени.
В процессе анализа следует изучить обеспеченность предприятия основными фондами, их состав и структуру.
Для оценки состояния и движения основных фондов рассчитывают следующие показатели:
- коэффициент обновления основных фондов (Ко)
-коэффициент выбытия основных фондов (Кв):
- коэффициент прироста основных фондов (Кпр):
-коэффициент износа основных фондов (Ки):
-коэффициент годности основных фондов (Кг):
Для характеристики обеспеченности предприятия основными фондами рассчитывают показатели фондовооруженности и технической вооруженности труда. Общая вооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости ОПФ к среднесписочной численности рабочих; техническая вооруженность труда определяется отношением среднегодовой стоимости производственного оборудования к среднесписочной численности рабочих. Следует иметь в виду, что предприятие работает эффективно в том случае, когда темп роста производительности труда опережает темп роста его технической вооруженности.
Особое внимание в ходе анализа уделяется изучению эффективности использования основных фондов. Для характеристики эффективности использования основных фондов рассчитывают и анализируют показатели:
Фондоотдача (ФО)
ФО= ВП/ОПФ
Фондоемкость (ФЕ)
ФЕ= ОПФ/ВП
Фондорентабельность (ФР)
ФР= П/ОПФ, где
ВП – выпуск продукции,
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
П – прибыль.
Важнейшим показателем эффективности использования основных фондов является фондоотдача, которая характеризует выпуск продукции на рубль основных производственных фондов. В ходе анализа фондоотдачи изучается степень выполнения плана, динамика изменения показателя за ряд лет, определяются и количественно измеряются факторы, оказавшие влияние на изменение фондоотдачи.
Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу, являются удельный вес активной части ОПФ (УДа) и фондоотдача активной части ОПФ (ФОа). Факторная модель фондоотдачи имеет вид:
ФО=УДа´ФОа
Влияние факторов на изменение фондоотдачи определяют способом цепной подстановки или приемом разниц.
Фондоотдача активной части основных производственных фондов в свою очередь зависит от среднего количества дней работы единицы оборудования (Д), средней продолжительности рабочей смены (П), коэффициента сменности работы оборудования (Ксм), среднечасовой выработки продукции единицей оборудования (ЧВ) и среднегодовой стоимости единицы оборудования (Ц). То есть, факторная модель фондоотдачи активной части ОПФ имеет вид:
Д´П´Ксм´ЧВ
ФОа=--------------------
Ц
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки.
Для определения влияния факторов второго уровня на фондоотдачу ОПФ следует влияние фактора второго уровня умножить на фактический удельный вес активной части ОПФ в общей стоимости.
На изменение фондорентабельности оказывают влияние два фактора: рентабельность продукции (Rпр) и фондоотдача (ФО). Эту зависимость можно представить следующим образом:
ФР=Rпр´ФО
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки или приемом разниц.
Важным этапом анализа основных фондов является анализ обеспеченности предприятия производственным оборудованием и эффективности его использования.
Следует обратить внимание, что, в зависимости от участия в процессе производства, различают наличное, установленное и действующее оборудование. Для оценки степени использования оборудования рассчитывают коэффициенты использования наличного и установленного оборудования.
Коэффициент использования наличного оборудования определяется отношением количества действующего оборудование к количеству наличного.
Коэффициент использования установленного оборудования определяется отношением количества действующего оборудования к количеству установленного оборудования.
Показателями эффективности использования оборудования являются коэффициенты экстенсивной и интенсивной нагрузки оборудования.
Показателями, характеризующими экстенсивную загрузку оборудования, является коэффициент использования календарного, режимного и планового фонда времени, которые рассчитываются отношением фактически отработанного времени оборудования к соответствующему фонду времени (календарному, режимному и плановому).
Интенсивное использование оборудования характеризуется коэффициентом интенсивной загрузки, который определяется отношением фактического и планового уровней по среднечасовой выработке продукции единицей оборудования.
Коэффициент интегральной загрузки оборудования представляет собой произведение коэффициентов использования планового фонда времени и интенсивной нагрузки оборудования.
В заключение анализа следует определить основные направления повышения эффективности использования основных фондов и на этой основе увеличения объема производства продукции и прибыли предприятия.
Тема 5. Анализ материальных ресурсов предприятия
При изучении данной темы следует обратить внимание, что успешное выполнение производственной программы предприятия во многом зависит от полного и своевременного обеспечения его необходимыми материальными и энергетическими ресурсами.
Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов являются:
- оценка степени выполнения планов материально – технического снабжения предприятия;
- оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;
- выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка мероприятий по их использованию.
В ходе анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами, в первую очередь, проверяют качество плана материально- технического снабжения, соответствие его потребностям производства продукции и образования необходимых запасов, исходя из прогрессивных норм расхода материалов.
Проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение, качество полученных материалов от поставщиков; ритмичность поставки сырья и материалов.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов и прибыль на рубль материальных затрат.
Материалоотдача определяется отношением объема выпуска продукции к сумме материальных затрат и показывает выход продукции с одного рубля потребленных ресурсов.
Материалоемкость определяется отношением величины материальных затрат к объему выпуска продукции и показывает, сколько материальных затрат приходится на производство единицы продукции.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости продукции.
Коэффициент использования материалов представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материальные ресурсы в процессе производства.
Прибыль на рубль материальных затрат представляет собой отношение суммы прибыли к сумме материальных затрат и показывает, сколько прибыли приходится на один рубль потребленных ресурсов.
Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.)
Особое внимание в ходе анализа уделяется изучению материалоемкости продукции и факторов, влияющих на ее изменение.
Величина материалоемкости продукции (МЕ) зависит от факторов первого уровня - это объем выпуска продукции и сумма материальных затрат. Влияние этих факторов определяется способом цепной подстановки.
В свою очередь объем выпуска продукции в стоимостном выражении зависит от объема производства в натуральном выражении (VВП) и отпускной цены единицы продукции (Ц). Величина материальных затрат зависит также от объема производства в натуральном выражении, удельного расхода материалов на единицу продукции (УР), стоимости материалов (ЦМ) и суммы постоянных материальных затрат (Н).
Факторная модель материалоемкости имеет вид:
S(VВПi´УРi´ЦМ)i+Н
МЕ=----------------------------
∑VВПi´Цi
Влияние факторов на изменение материалоемкости определяют способом цепной подстановки.
Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. На изменение ее величины оказывают влияние следующие факторы: рентабельность продаж (П/В), удельный вес выручки в объеме выпуска продукции (В/ТП), материалоотдача (ТП/МЗ) и материалоемкость продукции (МЗ/ТП). Факторная модель прибыли на рубль материальных затрат (П/МЗ) имеет вид:
П/МЗ= (В/П)*(В/ПТ)*(ТП/МЗ)
или
П/МЗ=( В/П)*(В/ТП)/(МЗ/ТП)
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки.
В заключение анализа следует определить основные направления повышения эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 6. Анализ себестоимости продукции
При изучении данной темы следует обратить внимание, что себестоимость продукции представляет собой затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются: общая сумма затрат, уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, а также отдельные элементы и статьи затрат.
По экономическому содержанию все затраты классифицируются на: материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, отчисления на социальные нужды и прочие.
По порядку отнесения на статьи калькуляции различают прямые и косвенные затраты.
По отношению к объему выпуска продукции различают условно- переменные и условно- постоянные расходы.
По назначению все затраты классифицируются по статьям: сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих и др.
В ходе анализа общей суммы затрат изучают степень выполнения плана, динамику изменения расходов за ряд лет, предшествующих отчетному, состав и структуру затрат.
Исходя из классификации затрат на условно - переменные и условно- постоянные расходы, факторную модель общей суммы затрат на производство и реализацию продукции можно представить следующим образом:
С = А + В ´Y, где
С – полная себестоимость продукции
А– абсолютная сумма постоянных расходов
Y – объем выпуска продукции в натуральном измерении
В – уровень переменных расходов на единицу продукции.
Влияние факторов на изменение общей суммы затрат определяют способом цепной подстановки.
Важным обобщающим показателем себестоимости продукции является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, который определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции. На его уровень оказывают влияние следующие факторы: объем произведенной продукции, абсолютная сумма постоянных расходов, уровень переменных расходов на единицу продукции и отпускные цены на продукцию. То есть:
УЗ = (А+В*Y)/(Ц*Y)
ц – отпускная цена продукции
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки.
В ходе последующего анализа изучают себестоимость отдельных видов изделий. Для этого фактический уровень затрат на единицу продукции сравнивают с плановым и данными прошлых лет, изучают изменение и причины, вызвавшие это изменение. Влияние факторов на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
Сед = А/Y+B
Влияние факторов определяют способом цепной подстановки.
Наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния следующих факторов: объема и структуры продукции, уровня затрат в себестоимости отдельных изделий.
Влияние изменения объема товарной продукции на величину прямых затрат определяют путем умножения плановой величины прямых затрат на относительное изменение по объему выпуска продукции.
Влияние изменения структуры продукции на изменение прямых затрат определяется путем вычитания из плановой суммы затрат, пересчитанной на фактический объем продукции, суммы затрат по плану и изменение ее величины за счет объема выпуска продукции.
Влияние изменения уровня затрат в себестоимости отдельных изделий на величину прямых затрат определяется как разность между фактической суммой прямых затрат и плановой, пересчитанной на фактический объем выпуска продукции.
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.
В ходе анализа косвенных расходов изучают их изменение по сравнению с планом и уровнем за предыдущие годы. Отдельные элементы косвенных расходов зависят от изменения объема выпуска продукции. Поэтому в ходе анализа изучают влияние изменения объема выпуска продукции на величину косвенных расходов. Для этого плановую сумму затрат умножают на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции. Для определения влияния объема выпуска продукции на величину затрат необходимо из пересчитанной плановой суммы вычесть плановую.
Общепроизводственные и общецеховые расходы включают в себя заработную плату административно- управленческого аппарата, расходы по содержанию основных фондов, затраты на текущий ремонт, испытания, расходы по командировкам и др. Их анализ производится по каждому элементу затрат.
Коммерческие расходы включают затраты, связанные с реализацией продукции, то есть затраты по отгрузке продукции, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д. Их анализ также производится по каждому элементу затрат.
В заключение анализа себестоимости продукции изучают основные резервы ее снижения. К ним относятся экономия материальных и трудовых затрат в результате внедрения организационно- технических мероприятий, реализация, ликвидация и безвозмездная передача основных средств, более эффективное использование производственного оборудования.
Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что прибыль является важнейшим показателем, характеризующим хозяйственную деятельность предприятия, и представляет собой разность между доходами и расходами предприятия.
В процессе анализа изучаются следующие показатели прибыли: отчетного периода, налогооблагаемая и чистая.
Прибыль отчетного периода включает в себя финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), операционные доходы и расходы, доходы и расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль – это разность между прибылью отчетного периода и суммой доходов, облагаемой налогом на доход, суммой льготируемой прибыли и налогом на недвижимость.
Чистая прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, удерживаемых за счет прибыли.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, НДС и других отчислений от выручки и полной себестоимостью продукции.
Прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов первого уровня: объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости продукции и среднего уровня цен реализации.
Объем реализации может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура реализованной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает и наоборот.
Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение среднего уровня цен реализации и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Алгоритм расчета влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции:
1. Влияние объема реализации
ПРп´%DVРП
DПРvрп=-------------------
VРП – объем реализации продукции
%DVРП - % перевыполнения (недовыполнения) плана по объему реализации
ПР – прибыль от реализации
2. Влияние изменения структуры реализованной продукции
DПРстр=ПРпфvрп - ПРп -DПРvрп
ПРпфvрп – прибыль от реализации по плану, пересчитанному на фактический объем реализованной продукции.
3. Влияние изменения себестоимости
DПРс= -(Сф - Спфvрп)
С – себестоимость реализованной продукции
4. Влияние изменения отпускных цен
DПРц=ВРф – ВРпфvрп
ВР – выручка от реализации продукции
Относительным показателем прибыли является рентабельность. В практике рассчитывают следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемости затрат):
Rз= П/С´ 100%, где
П - прибыль;
С - затраты на производство и реализацию продукции.
2. Рентабельность продаж (оборота):
Rпр = П/В ´ 100%, где
В – ыручка от реализации продукции.
3. Рентабельность (доходность) капитала:
Rк= П / К ´100%, где
К – капитал предприятия (сумма основного и оборотного капитала).
Показатели рентабельности могут рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Уровень рентабельности производственной деятельности (например), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого уровня: структуры реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции и среднего уровня цен реализации. Расчет влияния факторов производится способом цепной подстановки:
Пп
Rп=-------´100%
Сп
Ппфvрп
Rусл.1=-----------´100%; DRстр.= Rусл.1-Rп.
Спфvрп
ВРф-Спфvрп
Rусл.2= ----------------´100% ; DRц= Rусл.2- Rусл.1.
Спфvрп
Пф
Rф=------´100%; DRс= Rф- Rусл.2, где
Сф
П – прибыль;
С – себестоимость;
Ппфvрп – прибыль по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции;
Спфvрп – себестоимость по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции;
ВР – выручка от реализации продукции;
п, ф – плановые и фактические показатели;
DRстр – изменение рентабельности за счет изменения структуры реализованной продукции;
DRц – изменение рентабельности за счет изменения среднего уровня цен;
DRс – изменение рентабельности за счет изменения себестоимости реализованной продукции.
В ходе последующего анализа изучают рентабельность отдельных видов продукции. На рентабельность производственной деятельности отдельного вида продукции оказывают влияние себестоимость единицы продукции (С) и средняя цена (Ц). Факторная модель имеет вид:
Ц-С
R=-------´100%
С
Расчет влияния факторов определяют способом цепной подстановки.
При анализе прибыли большое внимание уделяется вопросу распределения и использования прибыли. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется в фонды потребления, накопления и резервный. Средства фонда накопления используются для производственного развития предприятия (финансирование проектно- сметной документации, пополнение собственных оборотных средств, финансирование ремонта и т.д.), средства фонда потребления используются для социального развития предприятия (материальное стимулирование работников, расходы по содержанию объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурных мероприятий и др.). В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.
В заключение анализа финансовых результатов предприятия определяются основные резервы увеличения прибыли и рентабельности. Таковыми являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и др.
Тема 8. Анализ финансового положения предприятия
При изучении данной темы следует иметь в виду, что анализ финансового состояния предприятия, оценка его устойчивости и платежеспособности является одной из центральных задач анализа хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое состояние зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Если производственный и финансовый план успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате невыполнения плана по реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
Устойчивое финансовое состояние в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. От улучшения финансового состояния предприятия зависят его экономические перспективы, взаимоотношения с поставщиками, покупателями, акционерами, налоговыми органами, банками и другими партнерами.
Изучение финансового состояния предприятия обычно является завершающим этапом анализа его хозяйственной и другой деятельности и позволяет не только правильно оценить эффективность использования экономического потенциала, но и выбрать стратегию и тактику хозяйственного развития.
Основным источником информации для анализа служит бухгалтерский баланс, в активе которого имеются данные о наличии средств предприятия, в пассиве – об источниках их формирования.
Система показателей оценки финансового состояния предприятия включает следующие коэффициенты:
1. Ликвидности;
2. Финансовой устойчивости;
3. Показатели экономической эффективности используемого капитала
Одним из важнейших критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность и ликвидность. Платежеспособность – это такое состояние предприятия, когда оно располагает в данный момент денежными средствами, достаточными для уплаты по обязательствам, требующих немедленного погашения. При этом основными признаками платежеспособности субъекта хозяйствования являются: наличие в достаточном объеме денежных средств и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Сущность ликвидности состоит в том, чтобы для покрытия краткосрочных обязательств имелись или могли быть добыты средства, достаточные для предотвращения задержки в платежах.
Ликвидность предприятия – это способность предприятия погасить краткосрочные обязательства при условии преобразования оборотных активов в денежную наличность.
Одно из условий ликвидности предприятия – ликвидность активов, предполагающая их мобильность и способность при необходимости превратиться в наличность, обеспечивающую своевременную оплату обязательств предприятия. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
Для оценки платежеспособности предприятия в практике финансового анализа используют три показателя ликвидности, которые отличаются набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Это коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности определяется отношением суммы текущих активов к сумме краткосрочных обязательств.
Коэффициент быстрой ликвидности определяется отношением суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, готовой продукции, товаров отгруженных и дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме краткосрочных обязательств.
Влияние факторов на изменение коэффициентов ликвидности определяют способом цепной подстановки и пропорционального деления.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и оптимальности структуры активов предприятия и, в первую очередь, от соотношения основного и оборотного капитала.
Для характеристики суммы собственных средств, участвующих в формировании активов, рассчитывают сумму собственного оборотного капитала, как разницу между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
Для характеристики долевого участия собственных оборотных средств в формировании оборотных активов, рассчитывают коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, как отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам.
Важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость предприятия, являются коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме; коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей сумме источников); коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).
Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее финансовое состояние предприятия.
Для характеристики финансового состояния предприятия и его устойчивости служит показатель обеспеченности материальных оборотных активов (З) плановыми источниками их формирования (Ип).
В соответствии с этим различают 4 типа финансовой устойчивости предприятия:
1.Абсолютная устойчивость финансового состояния предприятия
З<Ип
2.Нормальная устойчивость
З=Ип
3.Неустойчивое (предкризисное) состояние
З=Ип + Ивр, где Ивр – временно свободные средства.
4.Кризисное финансовое состояние
З>Ип + Ивр.
При анализе ФСП необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточности). Безубыточность («порог рентабельности») – это выручка, при которой предприятие покрывает постоянные расходы, прибыли в этом случае нет, но нет и убытков. Разность между фактическим объемом реализованной продукции и безубыточным объемом продаж представляет собой зону безопасности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
«Порог» рентабельности (ПР) определяется по формуле:
ПР = (Зпост* ВР)/МД,
где Зпост – постоянные расходы предприятия
ВР - выручка от реализации продукции;
МД – маржинальный доход
Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия.
Запас финансовой устойчивости предприятия (ЗФУ) определяется по формуле:
ЗФУ=((ВР-ПР)/ВР)*100%
Помимо показателей ликвидности и финансовой устойчивости в процессе анализа финансового состояния предприятия изучают показатели эффективности и интенсивности использования капитала.
Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала) и продолжительность оборота капитала (отношение количества дней в анализируемом периоде к коэффициенту оборачиваемости).
Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости можно выразить следующим образом:
ROA = Коб * Rпр , где
RОА – рентабельность оборотных активов;
Коб – коэффициент оборачиваемости;
Rпр – рентабельность продаж
Расчет влияния факторов, производят способом цепной подстановки или абсолютных разниц.
Вопросы для домашней контрольной работы
1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельности.
2. Основные научные принципы анализа хозяйственной деятельности.
3. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения.
4. Предмет и содержание анализа хозяйственной деятельности.
5. Задачи анализа хозяйственной деятельности.
6. Место и связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками.
7. Метод анализа хозяйственной деятельности.
8. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация.
9. Система показателей, используемых в анализе хозяйственной деятельности.
10. Приемы, используемые в анализе детерминированных систем.
11. Методика и организация комплексного анализа хозяйственной деятельности.
12. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация.
13. Принципы организации поиска и подсчета резервов.
14. Методика определения и обоснования величины резервов.
15. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
16. Анализ ассортимента и структуры продукции.
17. Анализ качества произведенной продукции.
18. Анализ ритмичности выпуска продукции.
19. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
20. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
21. Анализ использования фонда рабочего времени.
22. Анализ производительности труда.
23. Анализ фонда заработной платы.
24. Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами.
25. Анализ эффективности использования основных производственных фондов.
26. Анализ обеспеченности предприятия производственным оборудованием и эффективности его использования.
27. Задачи и источники информации анализа использования материальных ресурсов. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
28. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
29. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.
30. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.
31. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
32. Анализ прямых материальных затрат.
33. Анализ прямых трудовых ресурсов.
34. Анализ косвенных затрат.
35. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
36. Значение, задачи и источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ состава и динамики прибыли отчетного периода.
37. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.
38. Анализ рентабельности предприятия.
39. Методика маржинального анализа прибыли.
40. Методика маржинального анализа рентабельности.
41. Анализ распределения и использования прибыли.
42. Значение и задачи анализа финансового состояния предприятия.
43. Анализ финансовой структуры предприятия.
44. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
45. Анализ запаса финансовой устойчивости (зоны безубыточности) предприятия.
46. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса.
47. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств.