Что в организации может быть поддержано с помощью частных лиц?

Преподаватель может зафиксировать позиции в виде списка и предложить аудитории продолжить его самостоятельно.

С помощью продуманной кампании по сбору частных пожертвований можно поддержать:

· текущую деятельность организации, включая и административные расходы;

· какие-то элементы отдельных программ, например, покупку продуктов для организации бесплатных обедов бездомным или медикаментов для реабилитационного центра;

· новые безумные идеи: вы хотите поставить спектакль силами слепых детей, грант и целевое пожертвование на это никто не дает, постановка потребует небольших затрат;

· отдельные акции и мероприятия — например, День Земли;

· как ни удивительно, строительство и другие капитальные проекты — копеечка к копеечке, постоянно.

Особенность частных пожертвований в том, что они не ограничены во времени — приходят все время — вы сможете постоянно подпитывать ваш дорогостоящий проект, пусть его реализация и займет больше времени.

Другими словами, частными пожертвованиями можно поддержать все, что угодно…

Можно скептически отнестись к этому перечню. Сказать, что у нас не Америка и наш нищий народ просто не имеет средств, чтобы жертвовать направо и налево. Во-первых, народ наш уже не такой и нищий, если не брать, конечно, официально декларируемые доходы. Во вторых, в благополучной Америке по статистике 40% пожертвований в благотворительные организации приходит от самых бедных слоев населения. Не стоит недооценивать бедняков. Денег у них немного, но их много.

Здесь хочется отдельно сказать о твердо устоявшемся мифе российской благотворительности, что пожертвование — это обязательно крупная сумма денег. Поэтому гоняться надо только за богатыми «новыми русскими» и поп-звездами. Но в метро в столице за день бывают миллионы человек. Если хотя бы треть из них положит в ваш ящик 1 рубль — вы за день соберете 3 миллиона новыми. А что такое для нашего человека рубль — почти ничего, даже на жетончик не хватает!

Попытаемся проанализировать, какие мотивы могут сподвигнуть обычного человека или группу людей расстаться с той или частью личных денег.

Мотивации людей можно структурировать в виде таблицы.

Спонтанные Проявления
Жалость Милостыня, разовые мелкие пожертвования «на чужое несчастье»
Желание «откупиться» от просящего Милостыня, разовые мелкие пожертвования «на чужое несчастье»
Потребность совершать хорошие поступки   Бессистемные мелкие и крупные пожертвования на программы поддержки конкретных целевых групп (дети-сироты, бездомные животные и т.д.)
Организованные  
«Хороший пример тоже заразителен» — Чем я хуже? Разовые вложения в «популярные»/«раскрученные» благотворительные проекты
Потребность совершать хорошие поступки   Систематические мелкие и крупные пожертвования на программы поддержки конкретных целевых групп (дети-сироты, бездомные животные и т.д.)
Проецирование лучших качеств сообщества на себя — если я участвую в этом, значит я ТАКОЙ (думающий о будущем, чуткий к чужой боли, неравнодушный, сохраняющий традиции и т.д.) Бессистемные вложения в «популярные»/«раскрученные» благотворительные проекты
Чувство коллективизма, причастность к общему хорошему делу Систематические вложения в «популярные»/«раскрученные» благотворительные проекты
Осознанное проявление личной позиции Вложения в привлекательные для жертвователя (на дела или группы, вызывающие личное расположение) благотворительные проекты
Осознанное объединение с другими людьми, чьи личностные ценности совпадают «Хороших людей много, и вместе они многое могут» Систематические вложения как в «популярные»/«раскрученные» благотворительные проекты, так и в программы, которые сам жертвователь позиционирует, как значимые

Мотивы частных жертвователей можно также структурировать по типам.

Рациональные мотивы —в этом случае участие в какой-либо деятельности, в том числе и в благотворительности, соотносятся с личной выгодой жертвователя (обещанием каких-либо вознаграждений). Например, дарителям — известность, награды, звания и т.д.

Эмоциональные мотивы— когда человек принимает решение под влиянием сиюминутных или постоянно испытываемых чувств (на усиление которых направлено фандрайзинговое сообщение)—чувства страха, вины, стыда, любви, гордости, радости (например, приглашая людей поддержать программы помощи детям-бродягам, вы можете взывать к чувствам сострадания, жалости или даже вины).

Стоит помнить, что отрицательные чувства оказывают более сильное, но и менее продолжительное влияние. Человек не стремится испытывать страх или вину постоянно, поэтому он делает все, чтобы разорвать контакт со средой, активизирующей эти чувства. «Дать и убежать» — такова модель пожертвования.

Положительные чувства более стабильны, их хочется испытывать вновь и вновь, поэтому, если внесение пожертвования на ту или иную программу вызывает чувство радости или удовлетворения, то, вполне вероятно, в следующий раз, когда человек вновь захочет их испытать, он воспользуется проверенным способом — даст вам денег. Во многом так складываются у людей отношения с церковью (тяжело на душе — пришел, покаялся, пожертвовал на храм — стало легче — вернулся в мир, через какое-то время вновь стал тяготиться и вновь потянуло в церковь — очиститься, облегчить душу…) Эту же модель можно использовать и при сборе частных пожертвований (хочется совершить хороший поступок — пожертвовал деньги на детский приют — убедился, что у детей появилось в жизни что-то интересное, полезное (компьютерный класс, экскурсия, мастерская по ремонту одежды) — испытал удовлетворение. Услышав очередной призыв, вспомнил, как здорово это сработало в прошлый раз — снова пожертвовал).

Нравственные мотивы —когда обостряютсячувства справедливости, гражданской ответственности, патриотизма, когда участие в благотворительных процессах продиктовано высокими мотивами (спасение человеческой жизни — пожертвования на лечение/проведение операций, спасение озера Байкал, поддержка отрядов, ведущих поисковую работу на полях сражений Великой Отечественной войны).

Условия,которые необходимо создатьдля успешного сбора частных пожертвований:

· Возможность пожертвовать «здесь и сейчас».

· Неограниченность суммы («каждые 10 рублей — это 6 часов спокойствия и физического комфорта для брошенного младенца» — информация для участвующих в сборе средств на подгузники для детей, оставленных в родильных домах).

· Понятный механизм «работы» денег (собранные средства идут на закупку лекарств для конкретныхдетей, больных туберкулезом, находящихся на лечении в конкретном отделении конкретного медучреждения).

· Возможность проконтролировать целевое использование (местное телевидение покажет, сколько подгузников передано в специальное отделение больницы, где находятся «отказники», и насколько хватит этого количества / ежемесячно будет освещать вопросы обеспечения лекарствами данное отделение данного медучреждения).

· Возможность сделать пожертвование «за компанию» (расскажи об акции своему другу и приходи с ним на благотворительный концерт…)

Для того чтобы усилия, потраченные на организацию сбора частных пожертвований, оправдались, необходимо заранее получить ответы на важные вопросы:

· От каких людей (молодежь, работающие люди, пенсионеры) мы ждем проявления благотворительной активности?

· Каковы их финансовые возможности?

· На что мы хотим потратить привлеченные средства (куда уйдут деньги людей? Кому помогут эти деньги и как конкретно они будут работать?

· Какую модель поведения /проявления благотворительной активности мы хотим сформировать у этих людей (что и как они должны делать? – Отчислять 10 рублей от стипендии или пенсии, жертвовать сдачу при совершении покупок, единовременно жертвовать определенную сумму).

· Каким способом мы организуем сбор благотворительных средств (копилки, спецсчет в банке, что-то другое?)

Наши рекомендации