Осторожно, фильмы-паразиты!
Популярный термин «мокбастер» в мире кино обозначает низкобюджетный фильм, снятый с целью паразитирования на высокобюджетном блокбастере и выпускающийся практически одновременно с ним. Неужели их создатели таким способом хотят привлечь внимание к своей студии и её другим, более амбициозным проектам? А вот и нет. Их основной целью является вырывание пусть небольшого, но значительного куска кассы в прокате у гигантов-соперников.
Что есть общего у всех «мокбастеров»? В первую очередь — название, тщательно подобранное под недавно выпущенный или готовящийся к релизу фильм, который гарантированно соберёт в кассе миллионы. Иногда оно получается удалением одного-двух слов (так «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» в дешёвом варианте звучит как «Битва за Лос-Анджелес»), а иногда даже банальной перестановкой букв (будьте внимательны, если думаете купить фильмы, на обложках которых красуется «Трансморферы» или «Терминаторы»).
Вторым важным компонентом, объединяющим все «мокбастеры», является само качество постановки. Любой зритель, хоть что-нибудь смыслящий в кинематографе, с первых кадров фильма «2012: Сверхновая», призадумается: «А точно ли этот фильм снял Роланд Эммерих, потратив 200 миллионов долларов, и точно ли в нём играл хороший актёр Джон Кьюсак?». Нет. Потому что «мокбастер» ещё на заставке студии демонстрирует своим несчастным зрителям всю небрежность съёмки, дешевизну спецэффектов, а также «деревяннейшую» игру абсолютно всех актёров, от первого плана до статистов. Конечно же, создателей фильмов-паразитов такие мелочи, как качество самого фильма не волнуют. DVD-диск с ним был продан — и на этом их работу можно считать выполненной.
Первые ростки направления фильмов-паразитов появились еще в 50-х годах. В 1954 году режиссёр Джек Арнольд снял ужастик «Тварь из Чёрной лагуны», вошедший в собрание классики хоррора и относительно хорошо показавший себя в прокате. Спустя пять лет никому не известные работники студии «Universal» Ирвин Бервик и Джек Киван выпустили свой фильм— «Монстр из Пьедра-Бланки», практически полностью повторяющий задумку ленты Арнольда. Киван был в числе тех, кто разрабатывал оригинальный костюм Твари из Чёрной лагуны, поэтому и дизайн нового монстра в его собственном фильме претерпел по сравнению с оригиналом лишь незначительные изменения. Естественно, фильм был немедленно раздавлен критиками и забыт, но небольшую прибыль своим создателям всё же принёс. Правда, недостаточную для того, чтобы поставить производство подобных фильмов на конвейер и зарабатывать таким путём реальные деньги.
Фильмы, пытающиеся сыграть на славе блокбастеров, продолжали появляться, но лишь изредка и с запозданием — к примеру, итальянский фантастический боевик «Столкновение звёзд» был закончен практически одновременно с выпуском «Звёздных войн» Джорджа Лукаса, но на отшлифовку спецэффектов ушло ещё 2 года. Фильм вопреки «паразитической» направленности имел в родной Италии большой успех, хотя журналисты не поленились отметить явное сходство с сагой о Люке Скайуокере и Хане Соло. Но кто сейчас вспомнит о существовании «Столкновения звёзд»?
В наши дни на поле мокбастеров первенство держит небезызвестная киностудия «The Asylum», поставляющая «плохое кино» регулярно и в таких количествах, что их фильмами за год можно полностью заставить стеллаж в магазине с DVD. «The Asylum» возникла в 1997 году и была нацелена на создание низкобюджетных слешэров. Но не удалось — новорождённую компанию быстро «выпихнули» из гонки за прибылью более успешные конкуренты вроде «Lions Gate Entertainment», и её создателям пришлось искать новые пути для развития своего детища.
Ответ на вопрос «Что делать?» был найден достаточно быстро. Первой попыткой стал фантастический фильм «Война миров Х. Г. Уэллса», взращённый, конечно же, на популярной экранизации Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли, которая в то время крутилась в кинозалах, собирая миллионы долларов. Разница была в том, что бюджет «Войны миров» от «The Asylum» сам составлял всего 1 миллион долларов — а уж про мастерство актёров и съёмочной группы вообще можно не говорить, так как его попросту никто и не требовал. Тем не менее, фокус сработал: известный видеопровайдер «Blockbuster Inc.» вскоре заказал у студии дополнительные 100 000 копий фильма для продажи, что в разы превышало предыдущие сделки компании. Так и было определено дальнейшее развитие «The Asylum» в новой волне направления «мокбастеров».
Не секрет, что первый шаг в работе над очередной поделкой — это создание обложки, пусть издали, но напоминающей афишу популярного фильма, а также поиск созвучного названия. Дальше идут тонкости: к примеру, заглавие «мокбастера» наверняка будет начинаться с первых букв латинского алфавита — A, B, C или D. Суть в том, что в системах типа «видео по запросу» творения студии с помощью такого хитрого приёма оказываются на вершине списка. Расчёт был не только на невнимательных клиентов, раскупающих «Трансморферов», в ожидании увидеть блокбастер Майкла Бэя. Ведь были еще и поклонники треш-жанра, с удовольствием «съедающие» каждый новый продукт «эйсалимцев», а также люди, приобретающие фильм в надежде посмотреть «что-то на ту же тему».
Естественно, крупные студии вроде «20 Century Fox» и «Universal Pictures» обратили на нахального соседа по рынку внимание и приняли меры. Но напрямую уличить студию в плагиате было практически невозможно. Создатели треш-пародий разводили руками: ну, подумаешь, постер похож, и название рифмуется с вашим «Терминатором», но на этом всё сходство заканчивается (благо, фильмы «The Asylum» были сняты так плохо, что об ассоциациях с работами известных режиссеров не могло быть и речи). Для предотвращения судебных стычек студия в итоге решила официально объявлять свои фильмы пародиями на популярные хиты.
Тем временем влияние «The Asylum» на рынке неуклонно росло с появлением каждого нового «кинохита». На «Паранормальное явление» студия любезно предоставила «Паранормальную сущность». «Джек — Покоритель великанов» сменил профессию и стал «Джеком — убийцей великанов». А марвеловский «Тор» явно получил повышение, превратившись в недрах студии в «Могучего Тора». При этом бюджет каждого нового «мокбастера» по-прежнему в среднем составлял смешные 250 тысяч долларов. Со временем некоторые из задумок переросли во франшизы — так четырьмя (!) сиквелами обзавелась «Паранормальная сущность», тремя — подражание фильму «2012» и по одному продолжению досталось «Трансморферам» и «Войне миров».
Встречаются в море «мокбастеров» и кроссоверы, в основном стравливающие существ с приставкой «мега-» в названии (к примеру, «Мега-питон против Гатороида», поставленный режиссёром кинговского «Кладбища домашних животных» Мэри Ламберт). Среди всей этой свалки особенно выделяется серия «Акулий торнадо», на данный момент насчитывающая три фильма и даже одноименную игру для платформы «Android». Серия особенно полюбилась своей нелепостью фанатам треша, а в съёмках четвертой серии смеха ради согласился участвовать сам создатель «Игры престолов» Джордж Мартин. Чем ещё подтвердить приобретение студией поистине культового статуса, если не этим фактом?
К «The Asylum» понемногу начали присоединятся известные в прошлом, но забытые в настоящем актёры, которым гарантировали их имя на обложке очередного «мокбастера» для привлечения зрителей. Среди них Каспер ван Дин (когда-то игравший в «Звёздном десанте» и «Сонной лощине»), Винг Рэймз («Криминальное чтиво»), Эдриан Пол («Горец»), Брайан Краузе («Зачарованные») и ещё десятки таких же средних актёров класса «B», слава которых давным-давно миновала. Существование и финансирование компании также поддерживает американский кабельный канал SyFy, специализирующийся на научно-фантастических и мистических сериалах и фильмах. А в России любой желающий оценить творчество студии может просто включить канал ТВ-3 субботним вечером.
«The Asylum», начинавшая как любая средняя компания, постепенно переросла в гиганта треш-индустрии и стала буквально культовым явлением в своей среде. «Мокбастеры» стали появляться всё чаще и были всё более вызывающими, а в 2014 году студия добралась и до телевидения, сняв«Нацию Z» — сериал, паразитирующий на популярном шоу «Ходячие мертвецы». На этот раз зритель уже прекрасно осознавал, чего ожидать от кино, в которым встречается логотип «Эйсалим», и сериал держал рейтинги достаточно высоко, чтобы к 2015 году дожить до 2-го сезона. На этом студия останавливаться не собирается: в феврале этого года она заключила контракт с «Cinedigm Corp.» на съёмку еще 12-ти картин в последующие три года. А значит, скучать любителям треша не придётся.
К «паразитированию» на хитах обращался даже Болливуд. В индийском кинематографе не раз возникали явные подражания американским фильмам ужасов. Самые заметные из них — «Махакаал» (или «Индийский Кошмар на улице Вязов») 1993 года и «Злющие мертвецы» (естественно, подражающий франшизе Сэма Рэйми), выпущенный в 2008 году. Работники Болливуда, однако, перевернули тактику голливудских трешмейкеров с ног на голову: обложки фильмов и названия в оригинале ничем не выдают связи с первоисточниками, зато сюжет повторяет их практически дословно. Только от этого фильм становится не страшным, а безумным — иногда до безудержного смеха. Довольно странно наблюдать, как мертвецы, воскрешенные Некрономиконом, сначала окружают домик в глухом лесу, а потом неожиданно пускаются в пляс вместе с перепуганными героями и поют что-то на мотив индийских мелодрам.
Стоит ли осознающему себя и адекватному зрителю обращать внимание на «мокбастеры»? Да — если он хочет расслабиться и «поржать с корешами», с отвисшей челюстью наблюдая за плохими актёрами, убегающими от плохо нарисованных полупираний-полукрокодилов. Нет — если жанр «трэша» никогда не был в его вкусе. «Мокбастеры» стали заметным явлением, но только в среде себе подобных фильмов класса «B». Их противостояние с многомилионными блокбастерами на рынке продолжается и по сей день, так что заранее определите для себя, на чьей вы стороне в этой битве.